Методическая разработка урока «Государства и народы доколумбовой Америки» для учащихся 6 класса по истории средних веков (сингапурская технология)


Методическая разработка урока
«Государства и народы доколумбовой Америки»
для учащихся 6 класса по истории средних веков
(сингапурская технология)
Вагу Мария Викторовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 690
г. Санкт-Петербург
Сингапурская технология подходит для реализации требований ФГОС и помогает формировать УУД (регулятивные, познавательные, коммуникационные). Данную технологию можно фрагментарно включать в образовательный процесс. Обучающих структур более 250.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о всемирно-историческом значении Великих географических открытий для народов и государств Старого и Нового Света.
Тип урока: обобщение и систематизация предметных ЗУНов и УУД .Вид урока: проблемно-исследовательский по сингапурской методике.
Оборудование: мобильный класс ноутбуков, проектор, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, листы формата А4 ( 4 для команды) и карточки А6 (16 для каждой команды), текст заданий и инструкция с алгоритмом работы (1 для каждой группы), 9 конвертов для жеребьёвки ( 3 – майя, 3 – ацтеки, 3 – инки).
Формирование УУД
Личностные УУД:
- значение и смысл знаний по теме для обучающегосяКоммуникативные УУД:
- взаимодействие при решении поставленных задач;
- умение аргументированно высказывать свою точку зрения;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные УУД:
- моделировать в виде схемы;
- выделять главное;
- поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования;
Регулятивные УУД:
- способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
- составлять план своей деятельности;
- способность сопоставить способа действий и его результатов с заданными эталонами;
- способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя
Около 1000 года Лейф Счастливый доплыл до Америки. Об этом открытии не узнали в других странах, даже скандинавы забыли о плавании Лефа Счастливого, Память о путешествиях сохранилась только в скандинавских сагах.
Справедливо ли, что открывателем Америки считается Христофор Колумб, а не Лейф Счастливый?
Обобщение и систематизация знаний
Технология «Крестики – нолики» (Tic-Tac-Toe)
Задание
Вспомнить какие растения и животные узнали жители Старого и Нового света, обогатив родную флору и фауну, изменив рацион своего питания, и предметы, в т.ч. передвижения (например, компас, каравелла, мушкет и т.д.).
Обучающиеся должны проговаривать вслух, чтобы ответы не повторялись. Затем дается задание выбрать 9 листочков из 16 (по усмотрению участников группы) и составить поле из «крестиков» и «ноликов». Далее 9 листочков раскладывают обучающиеся как в хорошо известной им игре «крестики-нолики» (поле 3х3). Возможны различные комбинации, т. к . всё зависит от группового творчества из 4 человек. Интересно, если ученики по каким-либо соображениям оставят 9 листочков с предметами и природным миром. В данном случае можно провести игру под руководством учителя («крестики» - предметы, «нолики» - флора и фауна или наоборот). Размещение «крестиков» и «ноликов» необходимо обучающимся сопровождать краткой справкой о расширении ареала распространения растений, животных и предметов.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Технология «Пронумерованные головы, работающие вместе» (Numbered Heads Together)
Группа формируется из 4 учеников, каждому из которых присваивается номер – 1, 2, 3 и 4).
Задание для групп
Составить расписание школьника на сегодня в государстве (какие предметы изучались):
- майя,
-ацтеков,
-инков
Задания каждая из групп получает по жребию. На основе материала учебника и дополнительных источников (в т.ч. Интернет), обучающиеся в группе обсуждают вариант расписания и готовят ответ на вопрос. После отведённого времени на выполнение данного задания. Учитель приглашает по одному из представителей из каждой команды с одинаковыми номерами (например, №4). Эти ученики несут ответственность за выполнение задания и вероятность дать правильный ответ значительно выше, если ребёнок активно принимал участие в обсуждении. Команда в результате использования данной технологии не может помогать участники своей группы при ответе на вопрос.
Закрепление. Контроль усвоения
Технология «Встать – сесть» (Take off - Touch down)
Если учащихся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае остаются на местах:
- ВГО (Великие географические открытия) изменили историческое развитие стран доколумбовой Америки;
- Народы доколумбовой Америки создали высокоразвитые государственные образования;
- Народы доколумбовой Америки отставали в развитии от европейских и азиатских государств;
-Открытие Америки оказало сильное влияние на европейскую цивилизацию.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
«Оценочное окно» (обучающиеся поднимают руку и сами оценивают свою работу на уроке).
«Оценочное окно» может выводиться на интерактивную доску (при помощи компьютера или документ-камеры). Обучающиеся могут маркером поставить отметку результата своей работы в одном из полей «оценочного окна».
Я ничего не понял
Я все сделал Я все понял
Я всё сделал
Я ничего не понял
Я ничего не сделал Я все понял
Я ничего не сделал
Источники:
Курсы повышения квалификации ЦДПО «АНЭКС» «Инструментарий реализации ФГОС: педагогические и компьютерные технологии в образовательном процессе». Санкт-Петербург. 24.12.2016 – 06.01.2017.
Амбарцумова Анна Павловна, учитель английского языка МБОУ «КСОШ № 1» г. Кингисеппа. Методика формирования коммуникативных компетенций на основе применения сингапурских обучающих структур. "Ярмарка инноваций в образовании - 2016" «Образовательная среда и современные технологии в образовании Ленинградской области».
Жебровская Ольга, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПБГУ. Презентация «Применение сингапурской технологии на уроке».
Черепухина О.А., учитель английского языка, высшая квалификационная категория ФГКОУ СОШ №167 (эссе, практикум, Сочи, заезд 20 июля – 28 июля 2015 года). Использование структур Сингапурской технологии в условиях реализации ФГОС