Разработка урока и презентация по русскому языку на тему: Виды предложений по цели высказывания


Урок русского языка 2 Б класс.
Учитель: Чебышева Татьяна Сергеевна
Тема урока: Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Тип урока: урок -закрепление знаний.
Цели урока:
Предметные:
1.Наблюдать за видами предложений, различающимися по цели высказывания по интонации.
2.Формировать умение работать, опираясь на таблицы, находить ошибки и их исправлять.
Метапредметные:
РегулятивныеУУД:
1.Умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебной задачей.
2.Умение организовывать свою познавательную деятельность в группе, индивидуально.
3.Контролировать процесс и результаты одноклассников и своей деятельности
4.Оценивать свою и коллективную работу.
Познавательные УУД: формирование умения осознавать значимость русского языка для дальнейшего обучения, понимать цель.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение.
Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
Личностные УУД: ориентироваться в содержании пройденного материала, самостоятельно делать выводы, формировать положительное отношение к учению.
Задачи урока.
1. Формировать потребность расширять свои знания и превращать их в способы практической деятельности: умение работать, опираясь на таблицы, находить ошибки и их исправлять. 2. Формировать умение аргументировать своё предложение, договариваться, находить общее решение. 3. Ориентироваться в содержании пройденного материала, самостоятельно делать выводы. 
Ход урока.
34004251282701.Оргмомент. Мотивация.
Итак, мы начинаем:
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю,
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других.
2.Определение темы, цели урока.
Словарно-орфографическая работа.
На доске: пирог, речка, ель, давно, лопата, образ, желток, ем, неделя, идти, ехали.- Что можете сказать о записанных словах?
- Какое задание вы могли бы предложить себе?
Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
- Объясните, какие буквы и почему вы подчеркнули.
Соедините первые буквы. Что получилось? Какая тема урока сегодня?
- Чем могут отличаться предложения друг от друга?
3. Работа над темой урока.
- Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумлённые.
- Сегодня на уроке мы должны определить, какие предложения бывают по цели высказывания. На доске запись.
- Что заметили?
-Сколько героев участвуют в разговоре?
Как называют такую речь? (диалог)
-Какой знак стоит в конце первого предложения? (восклицательный)
С какой интонацией произнесли предложение?
- Как называют такие предложения? (Восклицательными)
-С какой целью муравей произнёс это предложение? (Попросил о помощи)
- Какое это предложение по цели высказывания?
(Предложение, в котором о чём-либо просят, побуждают к действию, называется побудительным.)
-Какой знак стоит в конце второго предложения? (Вопросительный)
-С какой интонацией произнесли это предложение? (Невосклицательное.)
- Какое это предложение по цели высказывания? (Вопросительное.)
(Предложение, в котором о чём-либо спрашивается, называется вопрсительным.)
-Какой знак стоит в конце третьего предложения?
-Как называются такие предложения?
(Предложения, в котором о чём-либо сообщается, называется повествовательным.)

3. Физкультминутка.
Буду называть слова. Если в слове есть мягкий знак – руки вверх. Если разделительный Ъ – приседаете.
Лось, подъезд, въехал, декабрь, день, тополь, якорь, объявление, соль, объедать, январь, коньки.
4. Определение предложений по цели высказывания, подобранных учащимися.

День за днём идёт, мелькая, а царевна молодая всё в лесу, не скучно ей у семи богатырей.
(Повествовательное.)
"Постой, Бабушка, постой немножко, ей кричит она в окошко, пригрожу сама я псу и кое-что тебе снесу."

Побудительное.
«Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Побудительное.
"Чего тебе надобно, старче?" Вопросительное.
"Что ты, баба, белены объелась?"

Вопросительное.
5.Упр. 195
6. Работа в группах. Составление предложений по рядам, выбор лучших. Диктовка и запись в тетради. Определение подлежащего и сказуемого.
7. Три дружных брата.
«В трёх избушках у лесочка
Без запоров и замочков
Жили-были три братишки.
Ты их часто видишь в книжке.
Если вместе их собрать,
Можно многое узнать.
Ведь и сказка, и рассказ
3238500123190Не слагается из фраз,
А без споров и сомнений,
Состоит из предложений.
Ну, так вот! Три наших брата
Были разными, ребята.
Первый был – рассказчик славный,
Вёл беседу тихо, плавно.
Цель простая: рассказать,
439102560960То есть вслух повествовать.
И слушатель признательный
Нарёк его – повествовательный.
Во второй избушке брат
На вопросы был богат:
Сто «Зачем?» да «Почему?»,
«Как?» да «Что?», «По чём?», «Кому?»
За нрав свой уморительный
И стал он – вопросительный,
Ведь цель его одна – спросить,
323850051435Чтоб любопытство погасить.
Серьёзным был братишка третий.
Он много знал на этом свете,
И потому давал советы
Всем жителям деревни этой,
И цель его: чудес не ждать,
Всех надо к делу побуждать.
За свой настрой решительный
И стал он – побудительный.
А жили братья дружно,
Ведь в речи каждый нужен:
Не спросишь – не ответят,
Совет дашь – заприметят.
Запомни с уважением
Три вида предложения.
Балаева Ирина Александровна
8. Итог урока.
- Что нового узнали о предложении?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Прочитайте предложение « Сидите тихо» как вопросительное, повествовательное, побудительное.
Д.з. Тетр. Стр.48, упр.58.