Конспект открытого урока по русскому языку. Слова с удвоенными согласными 2 класс, Школа России


Русский язык. Учитель Морозова Наталия Ивановна
Тема. Слова с удвоенными согласными.
За основу этого урока взята идея из книги и рекомендации к проведению «Поурочные разработки к учебнику Т.Г.Рамзаевой . «Русский язык. 2 кл.: метод пособие / В.А. Лебедев, Г.И. Мишуринская. – 2-е изд. дораб..- М.: Дрофа, 2011.
На первом уроке основная задача связана с отработкой правописания группы слов с удвоенной согласной в корне, родственными словами, с правилами переноса слов с удвоенной согласной, с работой над словарными словами. На этом уроке даю понятие о написании удвоенных согласных в словах на стыке морфем: приставки и корня, корня и суффикса. Ученики имеют первоначальные представления об этих морфемах (опережающее обучение).
Цель: показать образование слов с двойными согласными на стыке морфем в наиболее часто употребляемых словах.
Метапредметные УУД:
Познавательные: формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности, осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания, работа со словарём, расширение словарного запаса, развитие речи.
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, эффективно сотрудничать с учителем.
Регулятивные: планировать свои действия с поставленной задачей и условиями её реализации.
Организационный момент.
(Беседа)Проверка домашнего задания. (использую предыдущие знания детей ) С какой орфограммой знакомились? В какой части слова пишется удвоенная согласная?
Написание этих слов надо запоминать. Приведите примеры этих слов. Что вы можете рассказать о правилах переноса слов с удвоенными согласными? Проверим себя. (Работа с учебником: чтение темы, пояснение орфограммы, правила переноса слов с удвоенной согласной).
Словарная работа.
Знакомство со словом суббота – днём недели. (повторяем и работаем со словарным словами по алгоритму (порядок действий): лексическое значение слова, происхождение, правило правописания с выделением орфограммы, число слогов, ударный слог при записи слова с постановкой ударения, запись по слогам для переноса, подбор родственных слов, их запись, использование слова в речи устной и письменной). Какие словари использовали?
Суббота – шестой день недели (после воскресенья) (По С.И. Ожегову) ((из древне-еврейского языка шабаш; родств. субботний, субботник с пояснением лексического значения). Переносное значение слова: …из-под пятницы суббота – из-под верхней одежды видна нижняя. Составление устно предложений. Запись в тетради пословицы «В субботу – на работу, в воскресенье – на веселье».
(Один ученик пишет пословицу на доске с комментированием, объяснением всех известных орфограмм).
- Повторение словарных слов с данной орфограммой, подготовка к восприятию нового.
Составьте предложения, ответив на вопросы: В какой стране мы живём? Как называют жителей России? Узнай флаг. (показ флага) .Какой город - столица России? Какой язык для вас родной? (Какие словарные слова встретились в предложениях? Объясни их написание). Последовательная запись предложения самостоятельно с последующей проверкой.
Мы живём в России. (Образуем родственные слова. Записываем) Мы- россияне. Это наш российский флаг. Столица России – город Москва. (Двое учеников пишут предложения на доске, выделяя орфограммы. - Сообщение темы. Постановка проблемы.
- Поговорим о написании двойных согласных в словах, которые создал русский народ. (слово записываю отдельно на доске).
Записаны на доске вопросы.
От какого слова появилось слово «РУССКИЕ»?
Как оно образовалось?
Почему оно пишется с двойным согласным?
Надо ли его запоминать или можно объяснить его написание? (Выслушать детей). Давайте разберёмся.
- Объяснение нового материала.
1. Короткая беседа.
Люди говорят, читают, пишут, рассказывают, спрашивают. Почему они могут это делать? Почему понимают друг друга? Да, они знают свой язык. Какой язык для нас родной? Наш родной язык – русский. Мы гордимся русским языком. Мы русские люди.
Писатель Л.Н. Толстой так говорит о русском языке.
2 Работа с текстом.
(Открываю запись на доске. Дети читают, вставляет один слабый ученик пропущенные буквы, дети проверяют грамотность записи слов в предложениях). «Ру.кий н.род создал ру.кий .зык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
- Вдумайтесь в слово «русские». Почему мы называемся русским народом? Как называлось раньше наше государство?
Русь – так называлось раньше наше государство. (Слово пишу на доске над предложениями)
3. Познакомьтесь с текстом С. Романовского (текст в распечатанном виде на листках лежит на партах).
Русь . Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из … древности и навеки осталось с нами.
Я считаю, что у слова «РУСЬ» много значений, как много притоков у русской реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне. (Посмотрите, эти слова записаны у вас. Я стираю из предложений все слова, кроме этих)… Есть у слова «Русь» такое значение.
… Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да, всё светлое… так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая, светоносная моя Русь. Родина. Родоначальница моя!
(Дать поделиться детям впечатлениями от прочитанного текста)
Делаем вывод. Какой? (Возвращаю детей к записанным ранее вопросам)
Слово «русские» образовалось от слова «РУСЬ».
- Отвечаем на второй вопрос.
-.Как? К корню слова «русь» без ь присоединили частицу –ск- (суффикс – часть слова после корня --ск- , добавим окончание, оно меняется).Вот и получилось в слове две буквы с. В русском языке немало слов так образовалось.
Физкультминутка
Ранним утром я проснулся,
На зарядке потянулся.
А потом умылся в ванне,
Позвонил подруге Анне,
С аппетитом я поел.
В школе вновь за парту сел.
Эта тема интересна,
Но мне мало что известно.
-- Упражнения в образовании слов с двойными согласными.
(поисковая беседа, фронтальная работа: определите, от какого слова могли образоваться написанные и названные вами слова, с помощью каких частиц?)
Русь – русский, матрос - матросский, рано – ранний, луна-лунный, длина – длинный, конь – конный, осень – осенний.(Выборочная запись в тетради с предварительным пояснением).
Русь – русский,
рано – ранний,
луна -лунный,
длина - длинный,
осень – осенний.
-Найдите в словах Л.Н. Толстого о русском языке ещё слово с удвоенной согласной. Как вы думаете, как оно образовалось? весна – весенний,
(упражняемся в образовании слова аналогичным образом и записываем: утро – утренний, письмо - письменный).
Вспоминаем правописание имён Гена - Геннадий, Аня – Анна .(Запись на доске, в тетрадях)
(Устно) Слова «рассказ», «оттащу», «рассвет», «рассвело», пишутся с удвоенными согласными. Какими? Почему?
- Чем различаются по значению слова рассвет и расцвет. рассвело и расцвело? От какого слова образовано каждое из этих слов? Придумайте с этими словами предложения.
Физкультминутка. (Прослушай строчку, хлопни после слова с удвоенной согласной, потом выполни упражнение).
Ранним утром я проснулся,
На зарядке потянулся.
А потом умылся в ванне,
Позвонил подруге Анне
С аппетитом я поел.
В школе вновь за парту сел.
Эта тема интересна,
Стала мне теперь известна.
- Дифференцированная работа с карточками по закреплению материала.
- 1 вариант. (Для сильных учащихся) Примените полученные знания, запишите новый рассказ, изменив данный, подобрав антонимы к выделенным словам.
Осенним поздним вечером Ге.надий ш.л по короткой аллее. Стемнело. После вечерней прогулки юноша сп.шит д.мой. (Слово «прогулка» замените словом с сомнительной согласной). Можно пользоваться словарём антонимов.
Изменённый текст. Дети зачитывают.
Весенним ранним утром Геннадий шёл по длинной аллее. Рассвело. После утренней (пробежки, зарядки) юноша спешит домой.
2 вариант. Спишите предложения, вставляя, где нужно, буквы н или нн.
Пришла вес..а. Ге..а ра..о вышел в поле. Появились ра. .ие весе..ие цветы.
Ге.. адий любовался ими.
( Дети называют слова, в которые вставили двойные согласные, объясняют почему)
В тексте 1 варианта есть слово - иностранец с удвоенной согласной. Назовите его. АЛЛЕЯ.
Объясните значение слова, прослушав стихотворение.
- Вдоль дороги по бокам
Клёны, липы тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут (аллея).
Произнесите слово по слогам, запишите на следующей строке, разделив его на слоги для переноса.
Закрепление изученного.
Подходит это слово к нашей теме? Почему?
С какими словами мы познакомились? В чём их особенность?
Давайте проверим, все ли поняли то, что мы сегодня изучали:
Выберите из перечня слов с удвоенной согласной те, которые образовались теми способами, о которых говорили на уроке:

Сонный, ванна, суббота, рассвет, аллея, ценный, осенние, теннис, рассказ.
Спишите слова, разделив их на слоги для переноса.
Домашнее задание: составьте и запишите 3 предложения с выписанными словами

Подведение итогов урока.