«Задания исследовательского характера на уроках русского языка и литературы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4» Доклад на тему:
«Задания исследовательского характера на уроках русского языка и литературы»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Кривилева Н.В.
Эффективность индивидуальных исследовательских работ в решении образовательных и воспитательных задач в настоящее время не вызывает сомнений.
У нас же много написано о развивающем общении, о необходимости подбора развивающих заданий, включающих ученика в мыслительную работу, о моделировании на основе диагностических материалов образовательной среды, ее организационных, методических и содержательных компонентов, об инновационных процессах. А на деле учителям приходится самостоятельно организовывать такое обучение, по крупицам собирая материал.
Вместе с тем остается открытым вопрос о возможностях и о самой необходимости внедрения исследовательского подхода в преподавание школьного предмета «русский язык». Немногочисленные эксперименты в этой области пока носят единичный и разрозненный характер, в то время как успешно внедряются методические разработки по исследовательскому обучению физике, химии, истории. Такое положение дел не случайно и, безусловно, связано со спецификой этого школьного предмета.
Преподавание русского языка преследует несколько целей, часть из которых не может быть успешно достигнута средствами исследовательской деятельности. Можно выделить три основные цели преподавания родного языка в школе: выработка устойчивых навыков правописания (техника), развитие устной и письменной речи (искусство), осмысление языка как системы знаков разных уровней (наука). Очевидно, что для достижения первой цели используются в основном задания репродуктивного характера, вторая цель достигается системой творческих заданий (изложений, сочинений, эссе, рассказов и т.п.) и лишь третья цель преподавания родного языка допускает непосредственное отношение к научному способу познания.
Возможности исследовательского подхода в процессе усвоения той или иной системы правил и выработки устойчивых навыков их применения весьма ограниченны.
Уроки развития речи эффективнее строить на принципах не исследования, а художественного творчества. Исследовательское и творческое (эстетическое) отношение к языковому факту — это разные вещи.
Уникальность роли учителя-филолога в том, что он должен развивать в учащихся и то, и другое и при этом не забывать о необходимости выработки устойчивых навыков грамотного письма.
Основной особенностью, отличающей исследования от других видов учебной деятельности, является их результат — новая информация, которую можно формализовать в виде классификации, закономерности, понятия или ответа на поставленный вначале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы). Принято отличать собственное исследование, направленное на открытие объективно нового знания, от учебного исследования, которое средствами научного познания приводит учащегося к субъективному открытию знания, полученного учеными ранее. Если индивидуальная исследовательская работа учащихся по языкознанию вполне может соответствовать принципам собственно исследования, то исследовательское обучение на уроках разумно строить на заданиях учебно-исследовательского характера.
Исследовательское обучение имеет следующие цели: развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. Достижению этих целей могут способствовать не только исследовательские задания, но и такие известные педагогическому сообществу методы проблемного обучения, как проблемное изложение, поисковая беседа.
В преподавании школьного предмета «русский язык» можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника). Эти четыре этапа в реальном исследовательском и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов.
Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы.
1. Сбор языкового материала
Чтобы определиться со спецификой исследовательских заданий, рассмотрим сначала задания, построенные исключительно на сборе материала.
Выход на новую информацию, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.
Задание. Какие слова появились в русском языке в последние 2—3 года, определить их морфологические признаки?
Задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. 
Сюда же отнесем задания, предполагающие анализ собранного материала способом, освоенным учащимися ранее.
Закрепления знаний и умений не всегда ведет к обнаружению новой информации и имеет лишь весьма опосредованное отношение к исследовательской деятельности. Но такого рода задания полезны и увлекательны.
2. Анализ способов описания
В средних, старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему.
Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион ? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос? Задание. Найдите ошибочные примеры из упражнения, текста. Доказать свою версию ответа.
3. Анализ языкового материала
Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского.
Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе.
Таковы задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией.
Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор.
Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова?
Задание. Определите, к какому грамматическому роду относятся слова: сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги.Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова следующих групп. Человек, денди, дядя, юноша, золотой, часовой. 
Такие упражнения, являясь неотъемлемой частью исследовательского обучения, сами по себе не являются исследовательскими.
Мы рассмотрели различные варианты исследовательских упражнений, моделирующих исследование в виде, свернутом до трех этапов, но можно предложить учащимся упражнения, которые будут более полно моделировать цикл исследовательской деятельности; например, разработать исследовательские задания по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему. При обучении детей технологии исследования в методической копилке учителя должен быть набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала исследовательских способностей учащихся.
Игра «Новый взгляд, или Старым сказкам - новые названия». 
Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то все можно увидеть в новом свете. Предложите участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам. Например, для сказки «Колобок»:
«Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплатно попробовать говорящий десерт». 
«Приключения блудного сына». 
«Повествование о том, как притупление бдительности ведет к трагедии». 
«Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении». 
Игра «Поиск темы». 
Исследовать можно все! Предлагается ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Дети предлагают темы, а затем жюри или сами участники определяют самую интересную из них. Для начала учитель может сам предложить несколько тем. Эта игра подойдет как среднего звена, так и для старшеклассников
Например: 
«Трудные подростки» ( «Снежная королева», «Красная Шапочка»). 
Преступление и наказание в сказках ( «Конек-горбунок», «Руслан и Людмила» и т.д.) 
Воспитание детей («Снежная королева», «Золушка». Приставкин «Кукушата»). Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» и др.). 
Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый волк», «Белый Бим, Черное ухо»). 
Превращение людей в животных и животных в людей (Ч.Айтматов «Плаха»).
Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы.

В заключении хочу заметить, что в заданиях мало нового, оригинального, но я убеждена, что такие исследовательские задания заставят ребенка прочитать текст, задуматься над поставленной задачей .Преподавание русского языка не может состоять из исследовательских заданий исключительно. Необходимо внедрять элементы исследовательской деятельности в преподавание русского языка, сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения.