КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ: «ГЛАГОЛ. ПОВТОРЕНИЕ О ГЛАГОЛЕ ИЗ КУРСА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей с. Месягутово муниципального района Дуванского район Республики Башкортостан






КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПО ТЕМЕ:

«ГЛАГОЛ. ПОВТОРЕНИЕ О ГЛАГОЛЕ ИЗ КУРСА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».




Разработала: учитель русского языка и литературы первой категории
Леонтьева Е.Г.










Месягутово - 2012

Тема урока: Глагол. Повторение изученного о глаголе из курса начальной школы.

Цели урока:

Обучающая:
1.Повторение и углубление знаний о глаголе и его грамматических признаков.
2.Закрепление умений правильного написания безударных личных окончаний глаголов, определять синтаксическую роль глагола в предложении.
Развивающая:
1.Закрепление умений в работе над текстом

Воспитывающая:
Прививать навыки здорового образа жизни в школе и дома.
Прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: таблица со спряжениям глаголов, распечатанные тексты.

ХОД УРОКА

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы с вами продолжим повторять все, что знаем о глаголе. На этом уроке мы с вами поговорим о спряжении глагола и о правописании личных окончаний.

- Но прежде чем начать работу должны дать установку для работы нашему головному мозгу, и для этого мы с вами сделаем несколько упражнений.
1. Исходное положение - сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад, затем вперед. Повторяем 3 раза.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Поворот головы направо. Исходное положение. Поворот головы налево. Исходное положение. Темп медленный. Повторяем 3 раза.

- Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему урока.

2. Орфографическая диктовка
- В начале урока мы повторим правописание –тся и – ться, орфограммы изученные в 4 классе.

Не успела оглянут?ся , хочет учит?ся, нитка обрывает?ся, держат?ся за руку, полотенце сушит?ся, стремит?ся к цели, человек купает?ся, пар расстилает?ся, дай собрат?ся, высоко не поднят?ся, поднимает?ся в гору, борот?ся с огнем.
По мере того как записываются словосочетания , учащиеся выделяют окончания глаголов и объясняют орфограммы.
- В каких случаях пишется мягкий знак?

Синтаксическая пятиминутка.
На доске написано предложение с пропущенными знаками препинания и орфограммами
В лесу та..т последний снег и на свет выход..т серая трава.
- Списать предложение, выделить пропущенные окончания глаголов, подчеркнуть грамматическую основу предложения.
( один ребенок выполняет задание у доски)
- Какое это предложение? Почему ?
- Какую синтаксическую роль выполняет глагол?
Повторение знаний о глаголе
-А теперь поставьте глаголы из предложения в неопределенную форму.
- Сейчас мы их проспрягаем.
- Что значит проспрягать глагол?
При выполнении задания, дети выделяют окончания
1 лицо – таю, таем, выхожу, выходим

2.лицо – таешь, таете, выходишь, выходите

3 лицо – тает, тают, выходит , выходят

- Определите спряжение данных глаголов.
- Какие глаголы относятся к первому спряжению?
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
- Теперь составляем таблицу.


1спряжение
2 спряжение


Ед.число
Мн.число
Ед.число
Мн.число

1 лицо
-у -ю
-ем
-у -ю
-им

2 лицо
-ешь
-ете
-ишь
-ите

3 лицо
-ет
-ут -ют
-ит
-ат -ят


5. А сейчас небольшая пауза (физминутка)
1.Исходное положение – стоя ,руки на поясе, Правую руку вперед, левую назад, переменить положение рук. Повторять 5 раз.

Садимся и выполняем упражнения для глаз
А)Крепко зажмурьте глаза, хором повторяем 11 глаголов исключений .Откройте глаза.
Б) Движение глазами по периметру квадрата
В)Движение глазами по очертанию 8
- Молодцы. Продолжаем работать.

Игра «Четвертый лишний»
На доске написаны 4 строки, в каждой 4 глагола с пропущенными окончаниями, определить какой глагол «лишний»
А) Читает , боремся, пилит, списываешь
Б) любите, сеют, смотришь, ходят
В) гуляешь, видит, строят, сидите,
Г) стелет, летают, делает, проходят.

Работа с текстом.
У каждого ученика на столе напечатанный текст.
Утреннюю гимнастику недаром называют зарядкой. Эти десять минут заряжают человека энергией на целый день.
Ночью, пока мы спим, наше тело отдыхает. Как же быстрее разбудить весь организм?
Для этого и существует зарядка. Эта короткая гимнастика заставляет нашу кровь живее побежать по сосудам, суставы расправиться, мышцы наполниться силой, лёгкие сильнее вдыхать воздух. В человеке просыпается бодрость, у него появляется хорошее настроение, желание двигаться, работать.
Зарядка нужна каждому живому существу. Посмотрите, как просыпается собака или кошка. Они, прежде всего, потянутся, расправят сначала передние, затем задние лапы, выгнут спину.
Инстинкт подсказывает животному, как надо поступать, проснувшись.

- Читаем текст.
- О чем говорится в данном тексте ?
- Почему утреннюю гимнастику называют зарядкой?
- Для чего существует зарядка?
- Как вы думаете, для чего люди делают зарядку?

- Сейчас мы читаем текст второй раз , и после этого вам нужно выписать из первого и второго абзаца глаголы с безударным окончанием и определить спряжение, лицо, число. (самостоятельно)

Называют- 1 спр., 3 лицо, мн.число
Заряжают- 1 спр., 3 лицо, мн.число
Отдыхает- 1 спр., 3 лицо, ед.число

- Из третьего предложения выпишите глагола неопределенной формы и определите спряжение этих глаголов (самостоятельно, один ребенок у доски )

Побежать- 1спр.
Расправиться- 2 спр.
Наполниться –2 спр.
Вдыхать -1 спр.
Двигаться-1 спр.
Работать –1 спр.
- Теперь разберите данные глаголы по составу.

Итоги урока

-Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали.
-О какой части речи сегодня говорили?
- Какую синтаксическую роль выполняет глагол?
- Как можно определить, какое окончание нужно писать у глагола?
- Какие глаголы относятся к первому и второму спряжению?
-Назовите глаголы исключения.
- И какой можно сделать вывод из содержания текста, с которым мы сегодня работали?

Домашнее задание.

Упр.435 .Найти и записать три пословицы о здоровье, подчеркнуть глаголы и определить спряжение.
15