Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ. Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Цель: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических  признаках, учить определять наклонения глагола.            2. Развивать аналитическое мышление учащихся.
3. Воспитывать трудолюбие, чувство сострадания.
Ход урока: I Организационный момент.  II. Повторение.
Фронтальный опрос:
     1. Какая часть речи называется глаголом? ( Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
     2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
     3. Сколько существует глагольных времён? (три)
     4. Какие это времена? ( Настоящее, прошедшее, будущее)
     5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? ( Изменение глаголов по лицам и числам; 1и 2 спр.)
     6. Какие глаголы называются переходными? ( которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Задание 1.  Переходные глаголы.
    Учащиеся должны распределить глаголы на 2 группы: переходные и непереходные.
Учитель диктует глаголы. Гулять, кормить, читать, любить, помогать, разговаривать, бороться, руководить, рисовать, строить.
 Проверка выполненного задания.
 Прочитать непереходные глаголы, затем переходные глаголы
Непереходные: гулять, помогать, руководить, разговаривать, бороться
Переходные: читать, любить, кормить, рисовать, строить
III.  Изучение нового материала.
Посмотрим сказку о наклонениях глагола
Составим таблицу.
IV. Закрепление изученного материала
1. Выполнение упр. 482.
Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.
(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Образовать от данных глаголов условное и повелительное наклонение.
Дополнительное задание.  Смешанные написания.
Обратим внимание на глагол  ПОСИДЕЛА из предложения
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
                   поСИДеть (СИДя)  или  поСЕДеть (СЕДенький)?
                                      -СИД-   или  -СЕД-?
  Как-то  в   лесу   мы  ночку   поС...Дели
     и  от   страха   чуть   не   по С...Дели.
 
2.  На  фильме  ужасов   поС...Дел.    
     За   полтора   часа   я   чуть  не  поС...Дел.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Работа над текстом.
– Перед вами текст. О ком он? Прочитайте.
Украшай землю и жизнь. В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зеленые газоны. Что ни день – старичок в своем саду сажает, поливает и окучивает. Если бы он был волшебником, то непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных.
– О ком текст? – Какой он – садовник? – Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса? – Выпишите глаголы, определите наклонение.
V. Итог урока. Объявление оценок.
- Что нового узнали о глаголе?
- Что такое наклонение?
- Какие наклонения есть у глагола?
- Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдет?
- Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?
- Какое наклонение выражает побуждение к действию?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание.
    83, упр.483. с.202

15