Внеклассное мероприятие по математике Математическое кафе(Решение задач на смекалку и логику)


Внеклассное мероприятие. 8 класс.
Математическое кафе.
Тема «Решение логических задач и задач на смекалку»

Цели:
Реализация принципа умственного развития обучающихся.
Развитие познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Сопутствующая задача:
прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждать их любознательность.
Развитие культуры коллективного умственного труда.
Формирование и развитие интереса обучающихся к занятиям математикой, расширить математический кругозор обучающихся.
Форма занятий: дидактическая игра.
Пособия: таблицы, карточки, цветные мелки, жетоны.
Наборы: бумажные ленты, клей, ножницы.

1-й этап. Организационный момент.
Команды по 5 человек рассаживаются за 5 столиков.
2-й этап. Логический тренинг.
- что больше, произведение или сумма этих чисел: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- решите анаграмму:
МАПРЯЯ (прямая)
ЧУЛ (луч)
РЕЗОТОК (отрезок)
РИПЕТРЕМ (периметр)
3-й этап. Знакомство с меню.
Вам предлагается
МЕНЮ. (приложение 1)
4-й этап. Математические обгонялки.
1. Назовите пословицу с натуральным числом.(пословицы заготовили заранее, побеждает тот, кто назовет последнюю).
2. Математическая викторина.
- Назовите автора учебника по алгебре для 8-го класса.
- Назовите автора учебника по геометрии для 8-го класса.
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
- Как в Древней Руси назвали 10000?
- Как в древней Руси называли 100000?






2 2
- вычислите 16-15
- разделите 100 напополам.
- назовите наибольшее десятичное число, состоящее из различных цифр.
(каждый получает жетон за правильный ответ, награждается тот, кто больше даст правильных ответов)

5-й этап. Считай, смекай, отгадывай.
1. Волшебный квадрат. (квадраты нарисованы на доске).
Выясните свойство.
4
9
2

3
5
7

8
1
6

(сумма чисел по горизонтали, вертикали, диагонали равна 15)



2. Расставьте цифры так, чтобы сумма цифр была одна и та же по горизонтали и вертикали.
1
1
1

2
2
2

3
3
3

Ответ:
1
3
2

2
1
3

3
2
1



3. Поставьте числа 1, 2, 3, 4 так, чтобы по горизонтали и вертикали не было одинаковых цифр.
1






2



3






4


Ответ:
1
2
4
3

3
4
2
1

4
3
1
2

2
1
3
4


4. Заполните пропуски:
7
10
13

22

30

4
9




Ответ: 26;14.

Найдите x:
20 = 20+18+16+14++х
Ответ: х = - 18.
Продолжите ряд: 1, 3, 7, 15, ...
Ответ: 31. ( прибавление к каждому числу степени числа 2. 1+2=3;3+22=7)
2, 5, 10, 17,
Ответ: 26 (прибавление к каждому числу нечетного числа, начиная с 3)

Команды за столиками коллективно обсуждают решение; победитель – столик, где ученики дали большее число правильных ответов.
6-й этап. Математическая уха.
Устные задания. Побеждает тот, кто дал больше правильных ответов.
Из 6 девяток составьте 100. (99+9:9 – 9+9=100)
Пользуясь только сложением, запишите число 28 при композиции 5 двоек. (22+2+2+2=28)
Одно число в 4 раза больше другого, сумма же этих чисел 20. Найдите эти числа. (4 и 16)
Какой знак нужно поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (2
·2)
Три числа сложили, затем перемножили. Получилась сумма, равная произведению. Какие это числа? (1+2+3=6; 1·2·3=6)
С помощью четырех цифр 2 и знаков действий составьте число 5.(
2·2+2:2=5).
Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 ч. утра).
8. Вместо звездочек поставьте цифры, чтобы было верное равенство:
3**: *3 =3*.(390:13=30).
7- этап. Суп харчо (не едал никто)
Задание.
Найти: 1+2+3++98+99+100.
Один ученик (Гриценко А.) рассказывает историю решения этой задачи.
(Эту задачу решил в 18 веке мальчик Карл Гаусс, которого впоследствии стали называть Королем математики. Он заметил, что в записи 1+2+3++100 сумма каждой пары слагаемых, которые одинаково отстоят от концов записанного выражения, равна 101. А таких пар в два раза меньше, чем слагаемых, т.е. 50. Выходит вся сумма равна 101· 50=5050.)
8-й этап. Сценка – фокус «Лист Мёбиуса».
Диалог двух ведущих (Колос Е. и Сазонов Н.)
К. Послушай, чтобы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки?
С. Значит, её можно было бы надевать с двух сторон? Это было бы неплохо.
К. Нет, тут дело посложнее: рубашка только с одной стороной.
С. Не морочь мне голову. Таких рубашек не бывает.
К. Конечно, я пошутил. Но вообще, оказывается одностороннюю поверхность можно сконструировать. Вот, например, цилиндр. Он представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности, то, не пересекая «границы» , нельзя очутиться на другой стороне. А теперь смотри: я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду вести вправо и надеюсь прийти в ту же точку, но на другой стороне этого листа.
С. Этого не может быть.
К. Эх ты, Фома неверующий. Смотри!
(С. тоже проделывает опыт)
К. Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрел в 1858 г. немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус, ученик «короля математики» К. Гаусса. Ныне эта поверхность называется листом Мёбиуса. Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса имеет удивительные свойства: он имеет один край, одну поверхность. Изучением таких свойств называется наука топология.
Топология – раздел математики, изучающий топологические свойства фигур, т.е. свойства не изменяющиеся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний.
9-й этап. Удивительные свойства листа Мёбиуса.

Ведущий К. показывает и объясняет эксперимент.
Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый, удивительный лист Мёбиуса. А теперь я режу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутил ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.
Практическое задание для всех.
Возьмите бумажные ленты, клей и ножницы. Приготовьте листы Мёбиуса и проведите эксперимент, о котором я вам рассказал.
- Получили кольцо, перекрученное дважды.
Вывод: получили два сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.
Вот такие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеить из нее лист Мёбиуса.
А затем разрежьте это кольцо еще по середине.
10-й этап. Гимн математике.

(домашнее задание).
Участники игры называют приготовленные крылатые выражения, афоризмы.
Каждый столик предлагает свой гимн математике.
- «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.»
(М.В.Ломоносов)
- «Химия – правая рука физики, а математика – ее глаза» (М.В.Ломоносов)
«Полет – это математика»
(В.Чкалов)
Гимн математике.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь.
Явился гость – царица всех наук
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

11-й этап. Итог занятия.

Награждаются самые активные участники «Математического кафе».
Грамоты вручаются :
- самому смекалистому;
- самому сообразительному;
- самому эрудированному;
- самому любознательному;
- самому активному;
- лучшему счетчику;
- лучшему фокуснику;
- за лучший гимн математике;












Внеклассное мероприятие по математике. 8 класс.

Дидактическая игра «Математическое кафе»

Тема «Решение логических задач и задач на смекалку»











Учитель МОУ «СОШ № 1»: Хорохордина Е.Н.

























Вуктыл 2010год.








13PAGE 15







15