Урок Путешествие в сказочную страну цифр


Шибельгут Мария Александровна
КГУ “Школа-гимназия №2”
акимата г. Усть –Каменогорска.
Воспитатель, средний уровень квалификации высшая категория.
Конспект занятия в старшей группе
“Путешествие в сказочную страну цифр”.
Программное содержание: учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закрепить умение детей считать, обозначать цифрами числа, устанавливать отношения между числами; упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1 в пределах 10 и в составлении геометрических фигур из счетных палочек на плоскости; уметь выделять сказки, в которых есть числительные; закрепить знания детей времена года, месяцах, днях недели; формировать умение ориентироваться в плоскостном расположение геометрических фигур выполняя задания под диктовку и отрабатывать навык ответов на вопросы; развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, мыслительную активность, высказывать и обосновывать свои суждения; развивать целеустремленность, устойчивый интерес к практическим знаниям, дружеское отношение между детьми.Образовательные области: “Познание”. “Коммуникация”.
Разделы: “Художественная литература”. “Развитие речи”
Биллингвальный компонент: апта – неделя, жыл – год, ай – месяц, көктем – весна.
Материалы и оборудование: 6 конвертов с заданиями, простые карандаши, счетные палочки, задачи – шутки, задания на листах бумаги, доска, маркер, салфетка, костюмы сказочных героев, сюрприз.Методические приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; упражнение на логическое мышление творческого характера; вопросы детям; использование дидактических пособий, раздаточного материала; физкультминутка; мимическая гимнастика; сюрпризный момент.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыкальное сопровождение песни “Маленькая страна”. Выстраиваются полукругом.
Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Начнем с разминки, то есть в ответов на вопросы.
Что в году 4 раза переодевается? (Земля). Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы). В году у дедушки 4 имени. Что это? (Весна, лето, осень, зима). На что год делится? (На месяцы). Нас 7 братьев, годами равные, а именем разные. (Дни недели). Какой сегодня день недели? (Среда). Назовите предыдущий день среде. (Вторник). Последующий день воскресенью. (Понедельник). Какой день недели между четвергом и субботой? (Пятница).
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы. Из страны Математика к нам пришли гости – сказочные герои. Они принесли задания для вас на смекалку и сообразительность. Когда выполните задания, вас ждет сюрприз.
Создание эмоционального фона (дети стоят в кругу и держатся за руки).
Воспитатель: Круг широкий вижу я – встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо – 1, 2 , 3. А теперь пойдем на лево – 1, 2 , 3. В центре круга соберёмся, и на место все вернемся. Все друг другу улыбнемся, подмигнем и занятие начнем! (Дети присаживаются за столы).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним название сказок, в которых есть числа.
Дети: “Три поросенка”, “Двенадцать месяцев”, “Волк и 7 козлят”, “Три медведя”, “Три толстяка”, “Белоснежка и 7 гномов”, “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”. и.т.д.
Сюрпризный момент: (дети читают стихи – загадки о сказочных героях).
Доктор Айболит: Кто я? Лечу маленьких детей , лечу птичек и зверей. Сквозь очки гляжу, где болит, скажу, потому что я добрый доктор....(Айболит).
Воспитатель: (задание из 1-го конверта): Итак, ребята, расположите:
В правом верхнем углу листа любую фигуру, у которой нет углов. Квадрат в нижнем левом углу листа. В верхнем левом углу листа любую фигуру, но не круг. В нижнем правом углу листа фигуру, у которой три угла. В середине листа круг между квадратом и треугольником.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием.
Мимическая гимнастика: (стоя на месте): Встаньте – распрямитесь, удивитесь, рассердитесь, улыбнитесь и садитесь.
Воспитатель: Хорошо отдохнули, присаживайтесь.
Буратино: Из какой я сказки? У отца был мальчик странный, необычный, деревянный. Он имел предлинный нос. ( “Золотой ключик, или Приключение Буратино”).
Воспитатель: (задание из 2-го конверта). Итак ребята, составьте:
2 равных треугольника из пяти палочек; 2 равных квадрата из семи палочек; 3 равных треугольника из семи палочек; 4 равных треугольника из девяти палочек; 1 квадрат и 2 равных треугольника из пяти палочек. (На доске ребенок схематично изображает варианты).
Мальвина: Я Буратино учила писать и ключ золотой помогла искать. Я девочка – кукла с большими глазами, как небо лазурное высь, на милом лице – аккуратный нос. Как имя мое? Отвечай на вопрос. (Мальвина).
Воспитатель: (задачи – шутки из 3-го конверта).
Сколько спинок у трех свинок? (3). Сколько хвостов у двух котов? (2). Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5). Сколько рогов у двух быков? (4). Сколько глаз у светофора?(3). Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?(4). Сколько задних лап у двух зайчат? (4). Сколько домишек у ста муравьишек? (1).
Воспитатель: Умницы, хорошо.
Физминутка: В понедельник я купался, а во вторник – рисовал. В среду долго умывался, а в четверг в футбол играл, в пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал, а в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) целый день я отдыхал.
Прекрасная Айсулу: Менің атым Айсулу. Айға болғап тең сулу Сәлем берем сіздерге Жақсылық тілеймін әлемге.
Воспитатель: (задание из 4-го конверта): Итак, назовите задуманное число, если это число:
Увеличить на 1, то получится число 3.(2).
Уменьшить на 1, то получится число 6. (7).
Уменьшить на 1, то получится число 3. (4).
Увеличить на 1, то получится число 5.(4).
Уменьшить на 1, то получится число 2. (3).
Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили правильно.
Незнайка: Я не знаю ничего, но спросить есть у кого. Мне ответьте без утайки. Как зовут меня? (Незнайка).
Воспитатель: (задание на логику из 5-го конверта): Итак, внимательно слушайте и ответьте.
Снесла уточка яичко. Кто из него вылупится: курочка или петушок? (Утенок).
Кого в лесу больше медведей или зверей? (Медведь – это лесной зверь).
Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни).Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2).
Можно сорвать ветку, не спрыгнув на ней птичек? (Нельзя).
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем. (В кругу под музыку имитируют дождь).
Красная Шапочка: Я маленькая девочка, я весело бегу по тропинке к домику, что стоит в лесу. Нужно мне к бабушке скорей отнести корзиночку. Кто я? (Красная Шапочка).
Воспитатель: (задание из 6-го конверта): Поможем Красной Шапочке выбрать тропинку. (Дети выполняют задание за рабочим столом).
Сестрица Аленушка и братец Иванушка: Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться – очень вкусная вода в ямке от копытца. Кто мы? (ответы детей).
Воспитатель: (задание из 7-го конверта): Ребята, слушайте внимательно, если высказывание верно, говорите “да”, если не верно – “нет”.
Отец старше сына (Да). У кота четыре лапы (Да). Дети в группе “Радуга” умницы и умники (Да). Все люди живут в городе Алматы. (Нет). Прилетаем в детский сад на вертолете. (Нет). Зеленая листва на деревьях зимой. (Нет). Медведь если не проснется весной, то проспит все лето. (Нет). Дети любят конфеты.(Да).
Воспитатель: Весной звучит мелодия капели, ручьев. Скажите, какая это мелодия. (Нежная, ласковая, веселая). Бывает мелодия сладкой? (Ответы детей).
Сюрпризный момент (стук в дверь): подарок от сказочных героев – гитара из шоколадных конфет.