Презентация по литературе на тему Русская литература русского зарубежья


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В Серебряном веке русская культура заявила о себе как один из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век был оборван политическими, военными и социальными потрясениями 1917 – 1920 гг. Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в один момент только от внешних неблагоприятных обстоятельств. Серебряный век не исчез. Он был разорван, и большая его часть продолжала существовать в культуре «России №2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920-1930 гг. Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна (1918-1940) - с 1918 года до начала второй мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый характер. Вторая волна (1940-е – 1950-е годы) возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д.Кленовский, Л.Ржевский, Н.Моршен, Б.Филлипов). Третья волна (1960–1980-е годы) началась после хрущевской "оттепели" и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов). Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.  Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917 г., когда Россию массово начали покидать беженцы.После 1917 г. из России выехало около 2 млн. человек.В центрах рассеяния – Берлине, Харбине, Париже - была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества.К середине 1920-х годов стало очевидным, что России не вернуть и в Россию не вернуться. Россию покинул цвет русской интеллигенции. Саша Черный Алексей Толстой Аркадий Аверченко Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А.С.Пушкина С 1927 года начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги. Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» – в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и составить себе имя ещё в дореволюционной России.В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги: Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине.Наиболее часто используемые темы - этотоска по «вечной России»; события революции и гражданской войны; русская история; воспоминания о детстве и юности. Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в новую действительность эмиграции.Это обусловило и эстетический консерватизм «старших»: «Пора бросить идти по следам Л.Толстого?- недоумевал И.Бунин. – А по чьим следам надо идти?» Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции.К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России. Владимир Набоков Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, а в случае с Набоковым, даже мировую славу Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом,Кнут развозил товары, Терапино служил в фармацевтической фирме. Многие перебивались грошовым приработком.Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции. «Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы» – Г.Струве (исследователь эмигрантской литературы)ЭссеистикаВысокая публицистикаКритикаФилософская прозаМемуарная проза В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе ещё в России. В эмигрантской поэзии они стоят особняком. Ходасевич издает в эмиграции свои вершинные сборники Иванов получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные в золотой фонд русской поэзии. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции: Париж - литературным Прага - научным Берлин был издательским центром Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру и неиспоганенную русскую православную веру для будущей свободной России. По составу группа высылаемых «неблагонадежных» (первая волна эмиграции) сплошь состояла из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы, журналисты. Эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром» для русской культуры за рубежом.За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике. «Щедрый дар» Российскому зарубежью обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, других гуманитарных наук. Высылка 1922 года была самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции после революции. Но не самой последней. Ручеек высылок, отъездов и просто бегства интеллигенции из Советского Союза иссяк только к концу 20-х годов, когда между новым миром большевиков и всей культурой старого мира опустился «железный занавес» идеологии. К 1925 – 1927 гг. окончательно сформировался состав «России №2». В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием превышала довоенный уровень Эта эфемерная «Россия №2», не имея ни столицы, ни правительства, ни законов, держалась только одним – сохранением прежней культуры России в инокультурном, инонациональном окружении. В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования.«Мы не в изгнании. Мы – в послании», - говорил Д.С.Мережковский. Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции. В ситуации национального «рассеяния» русский язык оказался главным признаком принадлежности к ушедшей России. Газеты, журналы, книги – все это было единственным действенным способом сохранения и передачи культурных традиций.Газеты, журналы, книги - стали самым действенным средством объединения эмиграции.Для налаживания некоего подобия национальной духовной жизни требовалось творческое объединение. Духовная жизнь эмиграции стала собираться вокруг небольших интеллектуальных точек тяготения: издательств, образовательных и просветительских учреждений. Достаточно быстро сформировались эмигрантские библиотеки и архивы. Среди библиотек особо выделялась библиотека им. И.С.Тургенева в Париже. Она была основана ещё в 1875 г. самим И.С.Тургеневым при поддержке певицы Полины Виардо. В 20-е – 30-е годы Тургеневская библиотека пережила свой второй расцвет. В её фонды поступали не только издаваемые в эмиграции книги и журналы, но и вывезенная из России литература, документы, письма, дневники. Для налаживания интеллектуального общения интеллигенция во многом словно вернулась к формам культурной жизни начала 19 века: литературным салонам, кружкам, клубам. Литературное общество с пушкинским названием «Зелёная лампа» оказалось популярным и существовало более 10 лет. На его заседаниях слушали доклады о культуре и литературе, читали новые произведения.. Здесь бывали П.Милюков, А.Керенский, И.А.Бунин, А.Н.Бенуа, Г.Иванов, И Одоевцева и другие. Основным механизмом существования русской культуры за рубежом явился принцип «культурного гнезда», который предполагал тесное взаимодействие всех сфер творчества: литературы, музыки, живописи, сценографии. Относительно более консервативными стали и художественные вкусы: реализм, символизм, модерн.Авангардные поиски 10-х гг. в эмиграции не прижились. Сегодня сбывается мечта первых эмигрантов: их произведения, как и сочинения писателей двух последующих волн эмиграции, возвращаются на родину, их имена звучат среди тех, кто обогатил русскую культуру и науку.Сделаны и первые попытки научного осмысления вклада русского зарубежья в национальную и мировую культуру.