Особенности политического развития общества

Особенности политического развития общества:
Демократические тенденции, наметившиеся в середине 60-х гг. были заблокированы силами бюрократического консерватизма;
Рычаги власти все в большей мере сосредоточивались в руках партийно-государственного аппарата;
Ограничение демократии;
Отчуждение трудящихся от собственности и власти;
Подавление индивидуальной инициативы;
Увеличение разрыва между словом и делом, принимаемыми решениями и их исполнением, привело к росту апатии и безразличия у советских людей.
Приверженность к шаблонам и стереотипам, все более утверждавшимся в 70-е - начале 80-х гг. привели к закостенению и формализации демократических институтов. Складывавшаяся ситуация все в большей степени мешала реализации демократического потенциала Советов. И хотя за 1970-1980-е гг. были приняты десятки постановлений руководящих органов об улучшении деятельности Советов, сдвигов не происходило, да и не могло произойти. Процесс «огосударствления» распространился и на профсоюзы, комсомол, общественные организации. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным аппаратом свел на нет их самодеятельное начало.
Поворот окончательно обозначился вводом войск пяти стран в Чехословакию в августе 1968 г.
Стержнем нового политического курса стала идея постепенного совершенствования социализма. Во второй половине 60-х годов, когда стала ясной невыполнимость задачи построения коммунизма в СССР, власть попыталась перевести внимание народа к другой теме пропаганде достигнутого. Заявление Л.И.Брежнева в 1967 г. на торжественном собрании, посвященном 50-летию Октябрьского переворота, о том, что главным итогом исторического пути является построение развитого социалистического общества, позволило теоретикам партии "отодвинуть" коммунистическое будущее страны на неопределенный срок. К тому же эта формулировка дала возможность не сомневаться в полной победе социализма и сохранить коммунистические лозунги в привлекательном виде.
Особенность этой концепции заключается в признании, что:
социализм - относительно длительный этап в развитии общества;
отказ от идеи стремительного перехода к коммунизму.
Данная концепция –
а) произрастала на почве преувеличений экономических и социальных достижений, лакировки действительности;
б) не вскрывала причин нараставших противоречий общества, застойности, бюрократизма.
в) рассматривала процессы развития общества лишь под одним углом зрения - что достигнуто в сравнении с прошлым.
Принятие Конституции СССР и Казахской ССР:
Природа противоречий развития советского общества ярко проявилась в принятой в 1977 г. Конституции СССР. Проект Конституции СССР после обсуждения на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС, а затем на Президиуме Верховного Совета был вынесен на всенародное обсуждение. В ходе обсуждения Конституции вносились более 400 тысяч конкретных предложении и замечании, направленные на повышение деятельности Советов, расширение прав и свобод граждан, совершенствование работы государственного управления. Вместе с тем, в новую Конституцию была включена триединая задача построения коммунизма, принятая на XXII съезде КПСС. Развитой социализм в этом документе был признан как закономерная ступень на пути к коммунизму. Вместе с указанными в Конституции признаками, присущими развитому социализму, такими, как мощные производительные силы, развитые наука и культура, общественные отношения, демократизм, в этот документ была внедрена отдельная 6-я статья о том, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС». Произошло узаконение власти КПСС на конституционном уровне.
7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил новую Конституцию (Основной Закон) СССР, а также Декларацию «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР». День 7 октября был объявлен всенародным праздником.
В марте 1978 г. Президиум Верховного Совета Казахской ССР представил на всенародное обсуждение проект новой Конституции республики. Всего за полтора месяца процесс обсуждения был завершен. Критическое обсуждение этого проекта, основанного на Конституции СССР, было немыслимым делом. После опубликования в прессе поддерживающих материалов и с согласия КП Казахстана 20 апреля 1978 г. на внеочередной сессии Верховного Совета принята Конституция Казахской ССР, которая по своему духу, содержанию и форме была разработана в соответствии с Основным Законом Советского государства.
Как и во всем Советском Союзе, в Казахстане Компартия стала единственным обладателем политической власти. Высшие органы республики Верховный Совет и Совет Министров работали под постоянным и полным контролем партии. Коммунистическая партия решала, какие вопросы рассматривать и какие решения принимать на заседаниях Совета Министров и сессиях Верховного Совета, в каком направлении и как развивать народное хозяйство, как решать кадровые вопросы, чем заниматься профсоюзам, комсомольским организациям и другим общественным объединениям. В годы Советской власти руководство партии в действительности осуществляло руководство государством. Республиканские партийные органы перед съездами КПСС по указаниям представителей Центра проводили съезды и пленумы, где рассматривали проблемы, по которым также заранее были приняты решения.

· В Конституции Казахской ССР - провозглашались основные демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т.д.

· В Конституции были определена роль общественных организаций:
а) Профсоюзы республики видели свою роль в строгом соблюдении трудового законодательства, правил и норм охраны труда и техники безопасности. Ими была осуществлена целая система социально-экономических и социально-гигиенических мер по оздоровлению и охране труда женщин и подростков. Активно занимались профсоюзы лечением и отдыхом детей и трудящихся через свою сеть санаториев и профилакториев. Увеличилось количество культурно-просветительских учреждений профсоюзов - клубов, домов и дворцов культуры.
б) Комсомол. В направлении молодежи на стройки, сельское хозяйство видную роль играли комсомольские организации. В 70-е гг. комсомол Казахстана шефствовал над 7 всесоюзными, 11 республиканскими и более 200 областными, городскими и районными стройками. Посланцы республики трудились на строительстве Байкало-Амурской магистрали, Атоммаша, участвовали теперь уже в освоении Нечерноземной зоны РСФСР. В 1974-1977 гг. на ударные стройки по комсомольским путевкам было направлено свыше 25000 юношей и девушек. Около 65 тыс. юношей и девушек пришло в животноводство, преимущественно в овцеводство. «Синдром усталости» от перемен, тяготение к более устойчивым формам жизни в немалой степени способствовали расцвету механизма торможения в 70- 80-е гг.
Недовольство советским вариантом социализма.
Условно застоем принято считать период с середины 60-х до середины 80-х годов. В эти годы Советский Союз постепенно начал утрачивать свои позиции лидера среди стран социалистического лагеря. С каждым годом КПСС все больше теряла авторитет на мировой арене и приобрела известность мирового провокатора. Югославия, КНДР, КНР, Египет государства, придерживавшиеся в то время социалистического направления, стали отдаляться от СССР. После того, как в общественно-социальном развитии стали возникать кризисные явления, даже в наиболее близких к СССР странах начали появляться силы, отрицающие советский путь развития социализма.
Попытки изменения пути развития отразились в событиях 1968 г. в Чехословакии. События в этой стране стали ярким примером мер, направленных на обновление партии, общественной системы, проведение рыночных реформ в экономике. В Польше во второй половине 70-х годов борьбу за установление подлинно демократических принципов продолжили крупные политические события революционные перемены в обществе. Общественная организация «Солидарность», уже в те годы предпринявшая решительные политические меры, сыграла значительную роль в дальнейшем развитии этой страны.
К концу 70-х годов в Китайской Народной Республике начались экономические реформы. Позже эти меры дали возможность не только обеспечить всем необходимым более миллиарда человек населения, но и позволили поднять всю экономику страны. Экономические реформы в Китае имели одну особенность, а именно полное сохранение коммунистической партией политической власти в стране.
Положение в СССР не изменилось. Коммунистическая партия, опираясь на силы МВД, КГБ и армии, подавляла любые признаки инакомыслия. Участники событий в Новочеркасске, Грузии и Прибалтийских республиках были жестоко наказаны, а события скрыты от общественности. Одной из распространенных форм протеста режиму стали диссидентство и бегство людей за рубеж.
Негативные тенденции в области национальных отношений:
К середине 80-х годов СССР превратился в гигантскую империю с огромной военной мощью, но с замедляющимися темпами экономического развития и невысокой социальной обеспеченностью населения.
Руководство КПСС, форсируя темпы вооружения, оказывая максимально возможное давление на другие страны, пыталось превратить Россию в сильнейшую державу мира, а внутри СССР ликвидировать всякую государственность больших и малых народов, входивших в его состав, заставить говорить их только на одном языке русском. Это направление стало одним из главных в идеологии, господствовавшей в СССР в годы застоя. Ассимиляция народов и народностей, населявших СССР, стала приобретать устойчивый характер. Если сталинская администрация для укрепления власти использовала метод тотального уничтожения народов вне зависимости от национальности, то хрущёвско-брежневский аппарат решил сформировать на 1/6 суши «исторически новую общность людей советский народ».
В программе партии прочно утвердилась марксистская теория об «исчезновении государств», «слиянии наций» при коммунизме. Эти догмы составляли теоретическую основу для практических действий идеологов по реализации основных целей достижения коммунизма. По их мнению, проблема заключалась только в длительности исторического процесса во времени. Поэтому власть делала все возможное для ускорения этих процессов.
В 60-х годах Коммунистическая партия, опираясь на силовые министерства, стала проводить кадровую политику, ущемляющую национальные интересы народов
ссср. Действия коммунистической администрации прикрывались тезисами о «полном и основательном решении национального вопроса», о «вечной дружбе народов», о «сближении и слиянии наций и народностей». В СССР не было такой организованной политической силы, которая смогла бы противостоять стратегии КПСС.
Отсутствие должного анализа происходящих в сфере национальных отношений процессов, ограничение самостоятельности республик закономерно вызывало опасения за сохранение национальной самобытности, культуры, традиций и языка.
За 70-80-е гг. в республике не было принято ни одного специального постановления или решения об улучшении изучения родного языка в школах. Между тем, узость социальной базы языка привела к тому, что он перестал функционировать в общественных местах и стал превращаться в сугубо бытовой. Из 80 функций, которые должен выполнять язык, казахский использовался лишь в 10. С 1954 по 1986 гг. в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения.
Организации казахской молодёжи и их деятельность
В 60-х годах казахская молодежь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жас тулпар». Идейным вдохновителем и главным организатором был Мурат Ауэзов, ему помогали А.Кадыржанов, Б.Тайжанов и др.
Последователи этого общества, возникшего вначале вокруг ансамбля «Жас тулпар» и объединявшего около 800 студентов, позже появились в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Целинограде (Акмоле), Чимкенте и других городах Союза. В Караганде это общество называлось «Жас казак», в Семипалатинске действовало под названием «Тайшубар». Их руководители и участники впоследствии стали известными в республике людьми.
Молодежь организовывала в Казахстане и некоторых областях и городах России, где компактно проживали казахи, концерты, лекции, экспедиции, пыталась разбудить национальное самосознание масс, делала руководящим органам конкретные предложения, касающиеся национальных отношений. Коммунистическая партия ликвидировала эту организацию, но это не смогло погасить национально-патриотические идеи казахов.
Популярные в 70-е годы не только в республике, но и во многих странах мира ансамбли «Гулдер», «Дос-Мукасан», «Айгуль» возникли под влиянием «Жас тулпар».
Организация «Жас тулпар» оказала определенное влияние на развитие общественно-политической мысли в республике и за ее пределами, способствовала росту национального самосознания казахской молодежи. Позже идеи национальной свободы отразились в исторических романах казахских писателей.
В 1975 г. была опубликована книга историко-лингвистического содержания известного казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я». В этой книге поэт, сделав анализ «Слова о полку Игореве», считавшегося великим памятником русской литературы, пришел к выводу, что «это произведение возникло на стыке славянского и тюркского этнического мира и в нем нашли отражение ценности двух соседних культур». Действительно, в «Слове о полку Игореве» часто встречаются тюркские слова, наименования, сочетания. Было очевидным, что в ту историческую эпоху, когда происходили эти события, влияние тюрков на общественную жизнь восточных славян было значительным. Однако некоторым представителям русской интеллигенции такой вывод не понравился. Под руководством главного идеолога того времени М.Суслова книге О.Сулейменова было организовано опровержение. Книга была изъята из продажи, библиотек, запрещено ее новое издание.
События в Целинограде в 1979 г.
Показателем полного игнорирования интересов казахского народа является решение Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. о создании немецкой автономной области на территории Казахстана, куда после упразднения немецкой автономии на Волге были переселены тысячи его граждан.
По свидетельству бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д.А.Кунаева, подобное предложение было выдвинуто Председателем КГБ СССР Ю.Андроповым. Присутствовавшее при этом руководство Казахстана промолчало.
Сформирован комитет по созданию немецкой автономии на территории Казахстана. Председатель - второй секретарь ЦК Компартии Казахстана А. Коркин.
Административным центром будущей автономии был определён г. Ерейментау, расположенный в Акмолинской области.
В состав автономной области должны были войти несколько районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской, а также и Кокшетауской областей. Весть о создании немецкой автономии быстро распространилась по Казахстану, особенно в ее северной части.
16-19 июня 1979 г. группа казахской молодежи на площади Ленина в центре Целинограда провели ряд митингов и демонстрации по городу. Молодежь несла в руках транспаранты «Казахстан неделим!» и «Нет немецкой автономии!». Речи выступавших на митинге были последовательны и доказательны. Отметив, что Казахстан является составной частью Советского Союза и родиной не только казахов, но и русских, украинцев, татар, представителей других национальностей, ораторы заявили о том, что создание государства в государстве, не считаясь с мнением проживающего здесь населения, невозможно и противоречит законам. Один из студентов, выступавших на митинге, сказал: «Мы осуждаем решение Кремля!» Областные руководители предприняли попытки разгона митинга, но митингующие не расходились. Построившись в колонны, они с лозунгами прошли по улицам города. 19 июня, во время второго митинга, к митингующим вышли председатель облисполкома Жумахметов и первый секретарь обкома партии Морозов, которые заверили людей, что никакой автономии в Целинограде не будет. После этого волнения, начавшиеся уже во многих других городах, утихли, напряжение спало. Партийные органы при поддержке КГБ старались, чтобы информация о событиях в Целинограде не получила распространения. Но эти события все же получили огласку по всей республике.
Научные и культурные связи Казахстана с зарубежными странами.
Противоречивый, сложный характер политической системы, обусловленный борьбой демократической и бюрократической тенденций в развитии общественной жизни, отражался и на внешней политике:
Начало 70-х гг. в ознаменовалось смягчением политического климата в мире, разрядкой международной напряженности. В 1973 г. завершилась война во Вьетнаме.
Значительным успехом всех миролюбивых сил явился созыв общеевропейского совещания в Хельсинки. Главы правительств 33 европейских государств, США и Канады подписали заключительный акт, в котором с новых позиций регулировались межгосударственные отношения, объединялись усилия государств по защите прав человека.
Смягчение международной политической обстановки способствовало развитию международных связей. Казахстан активно стал развивать экономический обмен с другими странами. Вырос экспорт товаров Казахстана, который в основной массе был представлен сырьем - это цветные металлы, хромовая руда и ферросплавы, тонколистовая сталь, нефть и т.д. В Казахстан завозили металлорежущие станки, строительно-дорожное оборудование, электровозы, мебель, одежду, продукты питания, электротовары и т.д.
Активно развивались культурные связи Казахстана с зарубежными странами. Сотни казахстанских специалистов работали во многих странах мира - Ираке, Египте, Индии, Монголии, Финляндии, Афганистане.
Расширялись научные контакты. Академия наук Казахстана участвовала в изучении 31 проблемы и отдельных тем с научными учреждениями зарубежных стран. Прочные контакты завязались между сотрудниками института химических наук с чехословацкими и болгарскими коллегами. Осуществлялись связи с учеными США, Франции, Италии.
В Казахстане были проведены дни советско-сирийской дружбы, дни Франции.
Любители музыки были покорены неповторимой и прекрасной игрой артистов Казахского Государственного оркестра национальных инструментов им. Курмангазы, пением народных артистов СССР Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой.
Своё искусство показывали в странах Европы и, Азии, Африки, Америке мастера казахстанской оперы и балета, живописи, графики, прикладного искусства.
Роль Казахстана в производстве и испытании атомного оружия.
Догматизм, идеологизация, непродуманность некоторых внешнеполитических решений воздвигали немало трудно преодолимых препятствий на пути нормализации межгосударственных отношений. Усилению конфронтации между двумя социально-политическими системами (социалистической и капиталистической) содействовал «образ врага», мешавший нормальному видению реального мира.
Тезис об обострении классовой борьбы был заменен другим - «обострение идеологической борьбы». Как результат, оба лагеря наращивали военный потенциал, вкладывали все больше и больше денег на вооружение. Основное бремя военных расходов несли две крупнейшие державы: США и СССР. Рост военных расходов отражался, прежде всего, на трудящихся двух государств. Великодержавные амбиции способствовали усилению гонки вооружений, модернизации ядерного арсенала. Это вело к расширению ядерных испытаний.
На территории Казахстана это был Семипалатинский ядерный полигон, один из крупнейших в мире военных объектов этого типа. Он насчитывал 200 щтолен.
Расположен на стыке трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской. Площадь = 18500 км. кв.
Первое испытание ядерного заряда было проведено 29 августа 1949 г. Мощность бомбы составила 22 килотонны. По сообщению первого заместителя министра обороны СССР генерала М. Моисеева, на Семипалатинском атомном полигоне в период с 1949 по 1963 г. было произведено в атмосфере 113 открытых ядерных взрывов различной мощности. После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (в воздухе, космосе и под водой), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы. С 1964 г. по 19 октября 1989 г. было произведено 343 подземных взрыва мощностью до 150 килотонн. Около 70% всех испытаний ядерного оружия в СССР было произведено на Семипалатинском полигоне, число мест захоронений ядерных отходов на казахстанской земле превысило 300. Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в период с 1949 по 1963 г. на Семипалатинском полигоне, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.
Стоимость одного экспериментального устройства и его подземное испытание в среднем составляло 30 млн. рублей.
Испытательные полигоны занимали площадь около 20 млн. гектар. Кроме СЯП на территории края действовали полигоны Капустин Яр, Азгыр, Суиндык, Тайсоган, Эмба-5, Сарыозек, Актау, Приозерск, Наурызым. Представляет опасность для людей радиоэкологическая обстановка в районах Западного Казахстана и Атырауской областей, где размещены полигоны «Тайсоган» «Капустин Яр», и «Азгыр».
Как известно, ракетный полигон «Тайсоган», в Кызылкогинском районе Атырауской области начал действовать с 1962 года. За 40 лет там упало около 300 отделившихся частей ракетоносителей СС-20, весом более 5,3 тонны каждая. Там же выявлено повсеместное загрязнение почвы, растительности, водоисточников тяжелыми и ядовитыми продуктами остатков топлива.
Ракетно-ядерный полигон«Капустин Яр» создан в 1949 г. Он расположен на территории Урдинского и Джангальдинского районов. С полигона запущено и взорвано около 24 тысяч ракет,испытано 177 образцов боевой техники. Уничтожено 619 ракет типа СС-20. При испытаниях и уничтожении боевой техники было выброшено в атмосферу около 30тысяч тонн высокотоксичных веществ.
Ядерный полигон «Азгыр» расположен в Атырауской области. Состоит из 12 площадок, на 10 из которых было произведено 17 подземных ядерных взрывов на глубине от 165 до 1500 метров в период с 1996 по 1979 годы. Цель проведения ядерных взрывов – отработка технологии создания подземных емкостей в соляных куполах для хранения определенных веществ, в том числе радиоактивных отходов.
Население, находящееся около полигона «Азгир», не было информировано наличии радиационной опасности. В прилегающих к полигону районах наблюдалось массовые заболевания людей и падеж скота. В емкостях, созданных на полигоне «Азгыр», находится вода. Возможен выход радиоактивных рассолов на поверхность земли. Всего площадь пострадавших территорий оценена в 304000 кв. км.
Полигоны в первую очередь нанесли огромный ущерб земле, где они были расположены. В этих районах изменился климат, высохли водоемы, были загрязнены воздух и растительность. Нарушение экологического равновесия отрицательно сказалось на всем живом. Флора и фауна понесли невосполнимые потери, звери и птицы либо погибли, либо изменили места обитания. Цветущие края превратились в мертвые пустыни. Страшными последствиями обернулись испытания ядерного оружия и для людей. Иногда взрывы проводились вблизи населенных пунктов и в других регионах. Во время проведения открытых ядерных испытаний в районе взрыва оказывались «случайно оставшиеся» люди.
В Семипалатинской области, а также в соседних Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях возросло число больных раком и заболеваниями крови. Участились случаи нервных болезней, суицидов, выпадения волос, кожных заболеваний, появились ранее не известные медицине патологии. Возросла детская смертность, число родившихся инвалидами, мертворожденных.
Врачам и фельдшерам запрещалось ставить истинный диагноз умершим от рака, лейкоза и других заболеваний, связанных с ионизирующей радиацией. Медицинские обследования в регионе были запрещены Минздравом СССР, а полученные военными медиками результаты хранились в глубокой тайне и скрывали масштабы вреда, нанесенного деятельностью ядерного полигона.
Начиная с 1962 г., стали проводиться медицинские обследования состояния здоровья людей, подвергшихся воздействию радиации. Министерство обороны никак не компенсировало причиненный вред здоровью людей. Воздействие полигона, кроме того, отягощалось отсталостью социально-бытовых условий региона.
В советский период Казахстан был активно вовлечен в производство ядерного оружия. Кроме вышеупомянутого Семипалатинского полигона, существовало еще значительное количество предприятий имевших отношение к ядерной инфраструктуре Советского Союза. Это прежде всего Прикаспийский горно-металлургический комбинат, Ульбинский металлургический завод, Целинный горно-химический комбинат, Центральное рудоуправление ПО "Южполиметал", Мангышлакский энергокомбинат, Азгирский полигон и т.д. Несмотря на наличие определенных ключевых звеньев производства и отработки ядерного оружия (Ульба, Семипалатинск, Шевченко) и ракет существовавшая при Советском Союзе чрезвычайно специализированная технологическая цепочка производства ядерных устройств и средств доставки предотвращает становление Казахстана как независимого производителя любых типов ядерных взрывных устройств или баллистических ракет. Казахстанская добывающая промышленность была основным поставщиком при Советском Союзе природного урана и цветных металлов, необходимых для производства ядерно-ракетного оружия. Наряду с добычей урановой руды существовали также высокотехнологичные комплексы, где производилась отработка ультрасовременных ядерных технологий: советская программа ядерных ракетных двигателей ( г.Курчатов (Семипалатинск-21) комплекс Байкал-1 и ИГР реактор ). Другим примером современных технологий является реактор БН-350 в г. Актау. Реактор принадлежит к новому поколению реакторов на быстрых нейтронах, число которых, даже на сегодняшний день, во всем мире не превышает десяти. Этот реактор был предназначен в основном для опреснения морской воды на нужды Прикаспийского горно-металлургического комбината, добывающего урановую руду и для отработки ядерных технологий.
Список использованной литературы
1.      Козыбаев М., Нурпеис К., Жукешев К. История Казахстана (1914-2009 гг.). учебник для 9 класса общеобразовательных школ- Алматы: «Мектеп», 2009.
Хрестоматии и справочные издания:
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 4. – Алматы: «Атамура», 2009. Глава 11, 12.
Козыбаев М., Нурпеис К., Жукешев К. Хрестоматия. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных школ – Алматы: «Мектеп», 2009. – Раздел II
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 115