Статья Конструирование современного урока на основе формирования УУД


Автор: учитель истории Матус А.В.
Статья «Конструирование современного урока на основе формирования УУД»
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Урок - это главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.
Конструирование урока, например, обществознания на основе формирования УУД начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться, зачем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств и её переводом в конкретные дидактические задачи.
Таким образом, моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).- выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- определить формы контроля за учебной деятельностью учащихся.
- продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- продумать форму подведения итогов урока.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Структура современного урока. Современные методисты выделяют в познавательной деятельности три взаимосвязанные и взаимообусловленные стадии, адекватные психологической модели любой познавательной деятельности.
I стадия – вызов. Это мотивационная стадия, на ней происходит активизация и актуализация знаний. Актуализация призвана включить мыслительный процесс уже на первой стадии урока. Актуализация должна способствовать пониманию того, что данная тема имеет связь с предыдущим материалом и актуальна для самого ученика.
II стадия – осмысление. Она является ведущей, т.к. на ней идет работа по усвоению нового материала. Данный процесс происходит при активной интеллектуальной деятельности. Большую роль здесь играют интенсификация урока, применение новых методических приемов, технологий, грамотная организация деятельности учащихся.
III стадия – размышление или рефлексия. На этой стадии необходимо достигнуть максимально полной осознанности изученного материала, отследить то новое, что получено учениками на уроке.
Таким образом, с точки зрения деятельностного подхода мы можем рассматривать современный урок как деятельность учителя и деятельность ученика. Деятельность учителя состоит из двух составляющих: организация урока вообще (соблюдение условных дидактических единиц структуры урока: оргмомент, проверка усвоения ранее изученного материала, объяснение нового материала, проверка усвоения, объяснение домашнего задания, рефлексия) и организация деятельности учащихся – это управление познавательным процессом учащихся, состоящем из стадий развития критического мышления). Деятельность учащихся будет усвоение нового материала по схеме мотивация (вызов) – осмысление (через различные приемы работы) – рефлексия («Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?»).
Критерии эффективности современного урока по ФГОС:
- обучение через открытие.
- самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- развитие личности.
- способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.
- осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались трудности , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Педагог ведет ученика по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью ученика.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу своей страны.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД).
Изменились и требования к результату обучения:
Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные знания.
ФГОС: Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности.
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Важно уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике. Функции ученика – активный деятель, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.