Презентация к докладу на научно — практической конференции


Проектная технология как средство формирования познавательно-творческих способностей учащихся Учитель физики, информатики ОГСКОУ СКОШ № 11 Макиенко О.Г. Актуальность проблемы «Образование - …совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ст. 2 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»)Под влиянием современных требований общества, в деятельность специальных (коррекционных) школ входят инновации в определении целей, задач, содержания, методов обучения, которые предполагают использование личностно ориентированных, современных технологий обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей школьников с целью предоставления им полноценного адекватного образования вне зависимости от тяжести нарушения здоровья. Актуальность проблемы Действующая в настоящее время в нашей стране научно обоснованная система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья решает как единые с общеобразовательной школой задачи, так и специфические Эффективность обучения школьника зависит от многих факторов и компонентов ГЕНЕТИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНЫХ Актуальность проблемы Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат Проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными». Главная особенность этого подхода состоит в активизации процесса обучения, посредством внедрения в познавательную деятельность учащихся с нарушением речи исследовательских, творческих заданий и одновременно формирование определенных личностных качеств. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".Бернард Шоу Проект - это "пять П": Проблема Проектирование (планирование)Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Типы проектов Информационные проектыТворческие ,ролевые, игровые, приключенческие проектыПрикладной проект. Проекты игрЭкскурсионные проектыПовествовательные проекты Конструктивные проекты ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ? Формы продуктов проектной деятельности Атрибуты несуществующего государства;Деньги несуществующего государстваБизнес-план;Видеофильм;Выставка;Газета;Журнал;Законопроект;Праздник Статья;Учебное пособие;Чертеж; и т.д Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Коммуникативные умения: - Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. - Умение вести дискуссию - Умение отстаивать свою точку зрения - Умение находить компромисс - Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: - Навыки монологической речи - Умение уверенно держать себя во время выступления - Артистические умения - Умение использовать различные средства наглядности при выступлении - Умение отвечать на незапланированные вопросы Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в рефератНе прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты" Из опыта работы педагогов и воспитателей школы Информационный проект «Тренировка памяти»(учитель русского языка Геращенко С.Е.) Повествовательный проект «Как хорошо уметь считать» учитель математики Макиенко О.Г. Прикладной проект по физике «За чашкой чая» Информационный проект «Профессии моих родителейучителя начальных классов Чурило Р.М., Амокова Н.И. Творческие проекты 1-х классов(кл. руководитель Шмыгун А.П., воспитатель Банщикова С.В.) Собери корзину пословиц Мини- спектакль «Кто колечко найдет» Проект «Подарки к празднику» Информационные проекты 3 класса( Ивченко Т.Д. учитель начальных классов) Экскурсионный проект «Полезные ископаемые Иркутской области» 4 класса (воспитатель Власова Г.Н.) Из опыта работы Проект «Белые медведи» Проект «Мои домашние питомцы» Проект «История военной техники» Творческий проект «Осенины!» Ролевой проект «Рождественские посиделки» Творческий проект «Масленица» Творческий проект «Фестиваль «Школа – наш дом» Результаты использования метода проектов В результате использования метода проектов уменьшилось количество учащихся с низкой познавательной активностью на 10% и увеличилось с высокой познавательной активностью на 13% . Результаты использования метода проектов Качество обученности Результаты использования метода проектов Участие в творческих проектах Результаты использования метода проектов Название конкурса Количество участников Русский медвежонок 44 КИТ 41 Кенгуру 59 Золотое Руно 35 Пегас 11 Гелиантус 8 ЧиП 56 Активное участие в международных конкурсах, что является результатом повышения познавательного интереса обучающихся. Итоги международных конкурсов Класс Фамилия, имя Баллы Место в регионе % выполнения 2 Гусельникова Ксюша 90 432-452(из 6366) 93 Ананьев Толя 87 509-550(из 6366) 92 Горбунов Даниил 75 985-1040 (из 6366) 85 4 Таратун Виталий 63 2019-2099 (из 6233) 66 6 Никанорова Мария 43 2214-2328 (из 4338) 45 Класс Фамилия, имя Баллы Место в районе % выполнения 6 Мазуров Владимир 14 66 (из 166) 46 Класс Фамилия, имя Баллы Место в районе 2 Осипова Арина 42 235 (из 557) Гусельникова Ксения 42 235( из 557) Аврамчик Егор 36 295 (из 557) 3 Нардшин Даниил 41 391 (из802) Семенов Дмитрий 38 445(из802) Судаков Слава 38 445(из 802) 5 Жуков Василий 49 365 (из 450) 6 Макарова Екатерина 60 181 (из 473) Грубская Елена 50 283 (из 473) Итоги конкурса «КИТ» Итоги конкурса «Гелиантус» Итоги конкурса «Русский медвежонок» «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму».(китайская мудрость)