Технологическая карта урока по обучению грамоте . Программа Гармония. Буквы У у — Э э . Письмо букв э Э . .docx


Технологическая карта
по обучение грамоте
15.10.2015г.
Тема урока: Буквы У у - Э э . Письмо букв э Э .
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: Уметь разграничивать понятия звук [у] и буквы Уу, звук [э] и буквы Ээ Знать гласные звуки, буквы. Уметь обозначать гласные звуки буквами. Уметь писать буквы Ээ.
Формирование УУД:
Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свою работу оценивать её по критериям, выбранным в классе, осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение; использовать знако-символические средства.
Коммуникативные: стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе, уметь задавать уточняющие вопросы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
1 1.Организационный момент
 
Проверка готовности детей к уроку. На парте должны лежать: пропись, Букварь, веер букв, пенал, карточки со знаками звуков.
личностные
регулятивные
коммуникативные
2.      Актуализация знаний
  - Какое предложение вы составили по схеме на стр. 63 в Букваре?
- Прочитайте, пожалуйста отрывок из стихотворения в Букваре и скажите, какие слова перепутал автор.
Учитель загадывает детям 2 загадки:
У красноносого
Красные лапки –
Будто надеты
На лапки перчатки. (гусь)
На полянку к вам не выйдет.
Позовёте – отзовётся.
Слышит каждый, а увидеть
Никому не удаётся. (эхо)
На доске схемы:

Учитель открывает первую схему и перечитывает из загадки о
гусе две строки, дав задание: найти представленное на доске слово.
- Уточните, по каким звукам и буквам его удалось узнать.
Учитель перечитывает первое предложение из другой загадки, попросив найти слово ко второй записи.
Мила мыла ослика.
1 ребёнок читает стихотворение и дети объясняют слова, перепутанные в отрывке.
Дети отгадывают загадки: гусь и эхо.
Дети высказывают своё мнение.
(к первой схеме подходит слово ЛАПКИ, а ко второй – слово ВЫЙДЕТ)
коммуникативные
познавательные
3.    3. Постановка учебной задачи
   – По найденным вами отгадкам можно узнать буквы, которые
пришли к нам на урок. Но буквы откроются через звуки, для обозначения которых они служат. Скажите первое отгаданное слово и
назовите гласный звук.
- Из слова эхо выделите ударный гласный и скажите, какой буквой он обозначается.
- Как вы думаете с какими буквами мы сегодня будем работать?
Учитель на доске открывает картинки с новыми буквами.
- Рассмотрите буквы и скажите, на что они похожи. - В слове гусь есть гласный звук У, который обозначается буквами уУ.
В слове ЭХО ударный звук Э. Он обозначается буквой Ээ.
С буквами Э и У.
Буква У – на сучок, улитку, буква э- на открытый рот с языком.
регулятивные
целеполаганиеобщеучебныелогические
4. Первичное усвоение новых знаний
 
5.     Продолжение работы – на основе букваря.
– Сейчас мы познакомимся с мальчиком. Я скажу его имя, а вы послушайте и решите: какая из новых букв нужна, чтобы
записать это имя? Что вы должны услышать?
– Мальчика зовут Эдик.
- Покажите мне на веере первую букву из имени мальчика.
- Откройте букварь (с. 64), догадайтесь при помощи какого предложения авторы Букваря знакомят нас с мальчиком?

- Давайте рассмотрим, как пишется буква э малая. Учитель показывает сначала букву э на картинке, объясняя её написание, затем показывает на доске.
- Рассмотрите слоговые схемы на стр.8 прописи. За ними спрятались слова: это, эти, поэт. Нам нужно вписать буквы гласных звуков под ударением. Обведите, пожалуйста, слоговые дуги, отметьте опасные места.
Давайте рядом напечатаем имя мальчика.
(Звук [у] или [э].)
Дети показывают букву Э.
Дети по схеме читают предложение: Это Эдик.
Дети сначала на картинке рассматривают букву э, потом в прописи.
Дети сначала пишут букву э в воздухе, потом выполняют упражнения в обведении по серому шрифту, а потом прописывают строчку до конца.
Дети обводят слоговые дуги, под опасными местами ставят зелёные точки.
Вписывают в слоговые схемы слов букву э.
1 ребёнок самостоятельно печатает слово Эдик на доске, остальные при помощи веера показывают буквы учителю, потом каждую печатают в прописи. Затем составляется звуковая схема слова.
регулятивные
познавательные
коммуникативные
5. 5. Первичная проверка понимания
Ф И З М И Н У Т К А
- А теперь давайте вернёмся в Букварь на стр. 64. Нам нужно по схеме прочитать предложение. Картинка вверху страницы послужит вам подсказкой.
«Пение» по столбикам букв с «мотивом», определяемым уда-
рением.
- Ещё раз шёпотом прочитайте буквы,
чтобы узнать: в какой строке какого столбика нет ни одной новой
буквы.
Дети подбирают предложение: У Эдика удочка.
в последней строке третьего столбика
регулятивные
познавательные
коммуникативные
6. Первичное закрепление
- Кто нарисован на картинке?
- По следующей схеме попробуйте догадаться, как называется этот вид страусов.
- Посмотрите на схему слова ЭМУ в прописи и найдите место звука э в звуковой схеме.
- Под схемой впишите букву, которой обозначается этот звук.
- А кто догадается, что написано под картинкой на стр. 65 в Букваре?
Далее следует работа со схемой в прописи на стр. 9. Нарисованы страусы.
Дети по схеме читают: эму.
Это страус эму.
Вписывают значок гласного звука и ставят ударение.
Вписывают букву э.
Дети под руководством учителя подчёркивают опасные места в предложении, вписывают буквы гласных под ударением.
регулятивные
познавательные
коммуникативные
7. Организация усвоения способов деятельности Работа в прописи – с заглавной буквой Э – разбор способа написания и элементов буквы.
Работа со звуковыми схемами .Преобразовывание печатного шрифта в письменный. Дети после письма в воздухе
Обводят, а затем прописывают заглавную букву Э.
Затем под руководством учителя называют элементы, которые можно приписать к малой и заглавной буквам э.
Расставляют в схемах значки гласных звуков и вписывают соответствующие буквы в слова.
Под печатными буквами прописывают прописные буквы. регулятивные
познавательные
коммуникативные
8. Рефлексия - С какими буквами мы сегодня познакомились?
- Какие звуки обозначают изученные буквы?
- А какие буквы научились сегодня писать?
- Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке. Рядом со значком гласного звука в прописи на стр. 9 вписывают новые буквы эЭОценивают свою работу, дорисовывая соответствующее выражение лица мальчику. личностные