Доклад ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКТЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА»


Доклад на семинаре по теме:
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКТЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА»
Подготовила учитель
начальных классов Исаева А.Ю.
2015-2016 уч.годВ настоящее время начальная школа, являющаяся важным звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Этот этап связан с переходом начального образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (далее ФГОС). В стандарте начального общего образования сформулирована цель начального образования – развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Умение учиться проявляется в сформированности у учащихся универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Особенностью программы предмета «Обучение грамоте» учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой является ориентировка на введение школьника в языковую действительность, формирование умения учиться, а также навыков чтения и письма.
Действие целеполагания является ключевым и основополагающим в процессе формирования учебной деятельности. Особенно важен для обучения данному универсальному учебному действию период обучения первоклассников грамоте. Именно в адаптационный период закладываются основы умения учиться. Целеполагание – это постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Организовать процесс целеполагания, чтобы ученики сформулировали необходимые цели, непросто, но очень важно. Если на уроке учитель сам сообщает тему и цель урока, говорит, что, когда и как нужно делать, то учащиеся являются только исполнителями указаний педагога и цель учащегося – сделать то, что велел учитель. В результате уже к середине первого года обучения у детей складывается твердое убеждение, что учиться – это выполнять задания учителя. Между тем, цель, формулируемая самостоятельно, осознается учащимися, и они стремятся к ее достижению.
Исходя из практики, следует отметить, что учебную цель необходимо ставить оптимально, «замыкать» на познавательную деятельность учащегося, ее достижение можно проверить. Цель должна быть конкретной и нести мотивационную функцию. Она должна определять характер и способ деятельности ученика и ставить его в роль субъекта собственной деятельности. При ее осмыслении перед учащимися встают вопросы: что, как и когда надо делать для того, чтобы достичь требуемого результата. Задание, предъявляемое обучающемуся, содержит некоторые требования, которые необходимо выполнить для достижения цели. Известно, что цель выполнения данного задания учителем станет для ученика актуальной целью его действия только после того, как он «примет» ее.
Существует необходимость участия школьников не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения. Важно, чтобы учащиеся четко формулировали цель (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделили способы ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности по ходу выполнения действий, оценивали, насколько успешно идет продвижение к цели, и в итоге оценили, насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания.
В связи с этим, для формирования действия целеполагания учителю необходимы следующие условия:
– перед введением новой учебной информации обеспечить положительное принятие ее учениками, связанное с пониманием ими необходимости новых знаний; – организовать на уроке учебное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
– продумать тематическое планирование с учетом формирования действия целеполагания;
– создать учителем соответствующую деятельность для учеников по преобразованию учебных заданий во внутренние цели учащихся;
– использовать разнообразные приемы принятия и сохранения цели урока.
Процесс преобразования учебных действий во внутренние цели учащихся можно превратить в процесс активного целеполагания самих учащихся, если использовать в работе различные способы принятия учащимися целей на уроке:
– опора на личный жизненный опыт;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе обсуждения;
– постановка цели на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения (по З.А. Кокаревой).
Формулировки учебных целей учащихся продумываются учителем заранее, но на уроке они должны возникнуть в результате обсуждения и должны ориентировать учащихся, на что они должны направлять свою деятельность.
Формирование действия целеполагания происходит в учебных ситуациях, которые являются структурными единицами урока.
Рассмотрим способы принятия целей на примере конкретных учебных ситуаций, которые были разработаны мною и использовались на уроках обучения грамоте в адаптационный период по программе «Начальная школа XXI века».
Так, при изучении темы « Здравствуй, школа! Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики» была использована учебная ситуация, когда дети учились принимать цель на длительный период времени. Учебная задача: дать понятие слову «цель».
При изучении темы «Здравствуй, школа! Знакомство с прописью» дети учились принимать цель урока с помощью маршрута движения: учитель пишет на доске предложение и обращаясь к детям: «Сможете ли вы сейчас сами написать также? Почему? С чего мы начнем учиться писать? (Идет работа по маршруту движения: правильно расположим тетрадь на парте, ручку правильно удерживать, посадка при письме, какие линии сначала научимся писать, какие дальше…)
Задания по формированию умения целеполагания у школьников:
задачи без вопросов;
задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (на уроке русского языка учитель спрашивает детей, какие задания можно выполнить со словом река);
переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной.
Математика. «Найди значение выражений», «Заполни таблицу» и т. д. – здесь учебная задача скрыта, поскольку задание формулируется, как практическая задача, направленная на получение конкретного результата, поэтому учащиеся по просьбе учителя, должны определить чему они будут учиться, выполняя то или иное задание.
Задания-таблицы.
Помогают ставить цели и осуществлять самооценку.(Например: «Что я узнал по теме «Имя числительное»)В теме урока «Предложение и слово», учебная задача: научить детей тому, что слова в предложении имеют определенный порядок, поэтому способом принятия цели служило создание проблемной ситуации в процессе обсуждения. Учитель приглашает к доске детей в зависимости от количества слов в предложении. На ухо каждому ребенку говорит слово из предложения. Дети встают в произвольном порядке, например по росту, называют свои слова, класс слушает и приходит к выводу, что предложения не получилось.
– Почему? Ведь дети встали в определенном порядке.
– Это не главное для построения предложения.
– Значит, для построения предложения необходимо другое условие.
– Наша цель: ответить на вопрос, что надо делать со словами, чтоб получилось предложение.
В следующей учебной ситуации дети учились принимать цель на основе использования игрового материала в теме «Звуки речи. Схема звукового состава слова» Учебная задача: ознакомить с моделью звукового состава слова. Дети произнесли звуки, но слова не получилось. Но если звуки произнести в определенном порядке, получится слово. Главное, чтобы каждый звук занял свое место.
– А как узнать, где место звука в слове, нам предстоит выяснить.
Принятие цели урока на основе личного жизненного опыта ребёнка использовала на уроке письма по теме « Рабочая строка. Письмо полуовалов». Дети уже рисовали разные линии и задача, поставленная на урок научить соблюдать рабочую строку, на основе опыта движения руки .В связи с тем, что дети 1 класса имеют разную психологическую и интеллектуальную готовность к обучению, учебные ситуации продумывались в системе, использовались разнообразные способы принятия целей на уроке и приемы: (проговаривание детьми целей урока; проговаривание за теми детьми, кто усвоил постановку целей урока; сказать цель урока учителю шепотом; запись цели с помощью схем), это способствовало включению в работу каждого учащегося класса. В течение урока мы возвращались к цели. Я напоминала детям, какую цель мы стремимся достичь, спрашивала, зачем мы будем выполнять следующее задание, обращала учащихся к рисункам, схемам, которые помогали удерживать цель урока.
Используя учебные ситуации, я пришла к выводу, что при условии целенаправленной работы по формированию действия целеполагания, первоклассники стали овладевать данным учебным действием: осознанно включаться в выполнение практических заданий, осмысленно работать на всех этапах выполнения задания. Большинство могут проследить правильность выполнения задания в соответствии с поставленной целью, отдельные учащиеся уже могут самостоятельно сформулировать цель урока, исходя из темы.
Овладение универсальным учебным действием целеполагания предоставляет учащимся возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.