Модель формирования языковой личности. Лабораторная работа на уроке русского языка — способ формирования языковой личности


Модель формирования языковой личности школьника (Лингвоконцептоцентрическая модель формирования языковой личности школьника) Главный рычаг образования душ есть, без сомнения, слово: без него нельзя себе представить ни происхождения сознания в отдельной личности, ни его развития в человеческом роде.Петр Чаадаев. Пятое философическое письмо Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. В настоящее время необходимо развивать языковую личность, так как это поможет пройти процесс адаптации к социальным реалиям и реализовать себя в сложном, противоречивом обществе. Это связано и с тем, что в языковой личности на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни. Формировать языковую личность необходимо ещё и для того, чтобы развивать в себе интеллектуальные и эстетические аспекты, тонко чувствовать и наслаждаться музыкой и искусством, понимать национально-культурные традиции, как своего народа, так и других народностей, что поможет в анализе литературных произведений и языка этих произведений, будет способствовать порождению собственных произведений и текстов. В течение ряда лет работаю над проблемой формирования языковой личности школьников на основе лингвоконцептоцентрической методики (инновационная методика XXI века , автором которой является Мишатина Наталья Львовна).Цель модели: Способствовать построению целостной и ценностной картины мира ученика как национальной языковой личности на основе мировоззренческих и нравственно – эмоциональных концептов культуры.Посредством концепта отработать умение творчески «развёртывать» текст.В ходе решения лингвокультурологических задач продолжить выявление личностного опыта каждого ученика и смыслового наполнения конкретного концепта, продолжить наблюдение за тем, как живёт концепт в языке, национальной культуре, раскрыть образ концепта в художественном мире писателя.Представить собственное, индивидуально – личностное видение данного концепта.Пробуждать и развивать интерес к слову, учить моделировать в слове свою личность, свой внутренний мир и мир окружающих. Задачи модели:Формирование языковой личности школьников в процессе усвоения ими определённой системы знаний о языке, развитие языковых компетенций.Воспитание бережного  и ответственного отношения к Слову.Формирование стремления к самовыражению в Слове.Формирование коммуникативную культуру учащихся.Развитие творческий, креативный потенциал личности (способность неординарно мыслить и действовать).Приобщение школьников к ценностям русской и мировой  художественной литературы.Повышение качества знаний учащихся. Модель опирается на теорию языковой личности. В языкознании под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений; языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности. В современной лингвистической парадигме только осуществляются подходы к изучению языковой личности, всё чаще раздаются призывы изучать «человеческий фактор в языке». Основы исследования языковой личности заложены в трудах В.Гумбольдта,  Г. Гердера, В.В.Виноградова, Ю.Н. Караулова, М.М.Бахтина. В лингводидактическом представлении языковая личность имеет две особенности: во-первых, это понимание языковой личности как homo louqens вообще, способность пользоваться языком – родовое свойство человека. во-вторых, языковая личность есть национальная личность, следовательно, тесно связанная с национальной литературой и языком, продуктами национального духа. Лингвоконцептоцентрическая модель строится на том, что современный школьник как языковая личность, как носитель индивидуальной картины мира, вводится в культуру сквозь призму родного языка. Базовые понятия лингвоконцептоцентрической модели:лингво/культурный концепт ценностно-языковая картина мира языковая личность Лингвоконцептоцентрический урок – это современный урок творческого типа, направленный на построение целостной ценностной картины мира человека - чувствующего, - мыслящего, действующего. Это направление является современным, т.к.содержит надпредметную идею, сочетает обучение языку и нравственное воспитание учащихся через национальные культурные концепты. Определение языковой личности«за каждым текстом скрывается языковая система» (Ф. де Соссюр)«за каждым текстом стоит языковая личность» (Ю.Н. Караулов)языковая личность – это личность, выраженная в языке (текстах) и через язык (Ю.Н. Караулов) Учебная лингвоконцептоцентрическая модель урока речевого развития включает: создание творческой мотивации урока (определение функции рассматриваемого концепта в жизни человека); решение комплексных (языковых и речевых) лингвокультурологических задач (ЛКЗ), цель которых – моделирование общеязыкового («Что знает сам язык об этом концепте?») и художественного («Каким предстает данный концепт в художественной картине мира писателя?») концепта; создание речевых произведений на основе данного культурного концепта как результат моделирования личностного концепта на базе художественного и общеязыкового концептов («Что знаю об этом концепте я?»). Основные подходы в современной лингвистике к пониманию концепта ((синонима смысла, того, что называет содержание понятия)концепт – основной элемент культуры в ментальном мире человека (Ю.С. Степанов), единственный способ формирования концепта – семантика (Н.Д. Арютюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев),концепт не возникает непосредственно из значения слова, а является результатом столкновения значения с национальным и личным опытом носителя языка (Д.С. Лихачев, Е.С.Кубрякова). Т.о., концепт – это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте. В.А. Маслова разделяет все концепты на девять основных групп:мир (пространство, время, родина…); природа (вода, огонь, дерево…); нравственные концепты (совесть, стыд…); представления о человеке (гений, юродивый, интеллигент…); социальные понятия и отношения (свобода, война…); эмоциональные концепты (счастье, радость…); артефакты (дом, храм, колокол…); научные знания (филология, математика…); концептосфера искусства (живопись, музыка, скульптура…). Одним из видов работы с концептом на уроке может быть лабораторная работа. Лабораторная работаЛексическое богатствоРусского языка7 класс ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТАЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: НАУЧИТЬСЯ: характеризовать количественный и качественный состав русского языка; ПОЗНАКОМИТЬСЯ с планом работы над словом – концептом;.РАЗВИВАТЬ навыки правильной речи;СОБЛЮДАТЬ орфоэпические нормы русского литературного языка; УСТАНОВИТЬ РОЛЬ слова - концента в культуре;ИССЛЕДОВАТЬ слово – концепт на разных языковых пластах, задействовав не только лингвистический материал, но и логику, и мышление;ОБОБЩИТЬ те знания, которые уже известны ученикам о лексикологии, лексическом значении слова.ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация, текст миниатюры Астафьева, словари, инструктивная карточка.  ХОД РАБОТЫПодготовительный этап. Повторение теоретических сведений. Предварительное ознакомление с темой, целями и задачами, планом характеристики слова – концепта.2.Лабораторные исследования. Схема – план работы над словом -концептом:1.  Слово… и его лексическое (ие) значение (ия).2.  История слова.3. Слово… и «слова-родственники» (однокоренные)4.  Слово… и его синонимы.5.  Слово… и его антонимы.6.  Слово… в фразеологических оборотах.7.  Слово… и другие слова (сочетания) Схема – план работы над словом - концептом:8. Слово…в русском фольклоре.9. Слово…в названиях произведений литературы.10. Слово…в текстах художественной литературы.11. Слово…в названиях газет, журналов, рекламных  приложений.12. Слово…в названиях картин художников.13. Слово…в названиях художественных фильмов.14. Слово…в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки). ОПЫТ № 1. Творческая мотивация.Совместная работа. В каких пословицах и поговорках встречается слово «война»?Образец: Война – забава королей.Войной да огнем не шутят.Война – это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.Воин горюет, а дети горюют.Война привлекает тех, кто её не знает.Выиграна война, но не мир.Война кровь любит.Кому война, а кому мать родна.Хочешь победить на войне, работай вдвойне.Больше пота на ученье, меньше крови на войне.Объясните значение слова «война»Можно ли разбить все эти пословицы на группы? Если да, то какие?Определите, какие слова в этих высказываниях являются ключевыми?Чем может стать война для человека?На какие дела и поступки толкнуть? Как может повлиять на его жизнь? Продолжи ассоциативный ряд.Война – это…Война – это…Война – это…Война – это…Каких ассоциаций (положительных или отрицательных) возникло больше? Почему?Запишите результаты исследованийОПЫТ № 2 «Конструирование». Аналитическая работа. Работа со статьями в словарях В чём разница этих словарных статей? «Война» - это слово омонимическое или многозначное? Своё суждение обоснуйте. Запишите результаты исследований ОПЫТ № 3 «Экспертиза». ОПЫТ № 4 «Систематизация знаний». Распределить фразеологизмы в два столбика в соответствии со значениями слова «война»Есть ли фразеологизмы, которые можем записать в оба столбика? Как вы думаете, это в пользу омонимичности или многозначности слова «война»?Образец: Враждебное отношение Вооруженная борьба между с чем – кем - нибудь государствами… Мир хижинам, война дворцам.Равенство не рождает войну.(Солон)Когда гремит оружие, законы молчат. (Марк Цицерон)Все, взявшие меч, мечом погибнут. (Библия. Евангелие от Матфея)Что в бою взято, то свято.Войной мир не изменить.В войне не бывает выигравших – только поигравшие.Война – только лишь трусливое бегство от проблем мирного времени.Старки объявляют войну, а умирать идут молодые.Театры военных действий обходятся без зрителей.Война меняет человека, делая кого - то лучше, а кого – то хуже, чем он был.  Концепт – война в художественном мире произведений.Исследовательский материал. Концепт «война» в художественной картине мира А. Абраменко на примере произведения «Огненное лето 41 – го. Концепт «война» в произведении А. Адамовича «Хатынская повесть» Концепт «война» в тексте «У войны не женское лицо» С.А.Алексиевича и в произведении Б.Васильева «А зори здесь тихие…» Концепт «война» в произведении В.Астафьева «Прокляты и убиты» Концепт «война» в «Звездопаде» и «Пастух и пастушке» Астафьева. Можно ли утверждать, что война несовместима с самой жизнью и любовью? Концепт «война» в «Живи и помни» В. Распутина. О столкновении чести и совести, о дезертире – муже и принявшей его жене, оплатившей затем его бегство своей смертью. Концепт «война» и произведение Шолохова «Судьба человека». Как на войне сохранить достоинство? Запишите результаты исследований ОПЫТ № 5 «Эксперимент». ОПЫТ № 6 «Сопоставление». Работа с текстом миниатюры Астафьева «Рукою согретый хлеб»      Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба. Нож не брал хлеб, топора с собою не было, а есть бойцам хотелось нестерпимо.      Тогда кто-то из находчивых бойцов бросил кирпичи хлеба на дно траншеи и разбил их короткими очередями из автомата.      Бойцы подходили, молча собирали раздробленные куски хлеба и со злой жадностью хрустели ими.      Меня постоянно мучила ангина в окопах, и к месту, где расстреливали булки, я подошел последним, набрал крошек и стал греть их в ладони. Крошки раскисли в кулаке, слиплись в комок, и когда я поднес мякиш ко рту и взял его на язык, он уже мало походил на хлеб и пах тротилом, землей, мочою, потом и еще чем-то. Но я валял мякиш во рту и с болью проталкивал кислую жижу в себя — дело привычное, горло болело у меня еще до фронта, а здесь я мучился все зимы насквозь.      .Астафьева «Рукою согретый хлеб» ОПЫТ № 6 «Сопоставление». Работа с текстом миниатюры Астафьева «Рукою согретый хлеб»            Доевши мякиш, я еще глотал сытую слюну, делая спазмы горячим, как бы только что служенным горлом. Вдруг чую, кто-то шарит в темноте по телефону, возле которого я дежурил, по рукаву шинели шарит и всовывает в руку согретый хлеб. Всунул, отодвинулся в глубь блиндажа и затих.      Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем непонятного.      Шла зима сорок четвертого, было холодно и тоскливо — это я помню, а вот место и лицо человека, отделившего мне хлебца от своего фронтового пайка, запомнить не удалось. Составление лингвокультуроведческого словаря к художественному тексту В.П.Астафьева «Рукою согретый хлеб». Нахождение ключевых слов. Жалость – Зима – Рука – Хлеб – ЧеловекСопоставление и анализ. - Как Астафьев изображает войну и человека на войне? Почему автор изображает не бой, не схватку с врагом, а дает будничный эпизод войны? - В реальной, мирной жизни, человек живет, ест, пьет, спит, болеет, испытывает страх, голод, холод… А что он испытывает на войне? О чем это говорит? -  «Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем непонятного.» От чего же еще катились слёзы у рассказчика? Составление лингвокультуроведческого словаря к художественному тексту В.П.Астафьева «Рукою согретый хлеб». Нахождение ключевых слов. - «Шла зима сорок четвертого, было холодно и тоскливо — это я помню, а вот место и лицо человека, отделившего мне хлебца от своего фронтового пайка, запомнить не удалось.» - Почему запомнилось время, а лицо человека и место не запомнились? - Что, по мнению Астафьева, является действительно важным на войне? - Какую роль в тексте играют слова «телефонная трубка» (связь ада с реальным миром) и «топор» (несовместимый предмет с буханкой хлеба)? Такие «нелепые, мирные» предметы на войне и такие уместные в мирной жизни – это « слова – проводники или связисты»? Объясните свои суждения.Результаты эксперимента ОПЫТ № 7 № «Идентификация» Работа с притчами о войне.• Что объединяет и различает эти притчи? (на уровне смысла) • По значимости и важности распределите эти притчи (моделируем ситуацию: вам необходимо поделиться знанием со своим ребёнком. Какую притчу, пользуясь случаем, вы расскажите ему первой, второй, третьей ? Почему?• Какую притчу вы запомните и расскажите дома? (она совпадает с вашими представлениями) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МАТЕРИАЛ1. Притча о войне и мире. По злому стечению обстоятельств между народами двух государств вспыхнула злая и жестокая война. И вот воины двух народов сошлись в решающей битве. Перед началом битвы по старинному обычаю должны были сразиться два самых лучших воина от каждого войска. И вот один из богатырей сказал своему сопернику: «Зачем вы пришли на нашу землю? Разве мы не ждали вас в гости с товарами как купцов для торговли? Разве вас не ждут дома жены и дети? Для чего же вы несете другим людям смерть, беды и несчастья?» И с этими словами он повернулся к своему войску. Но злой и коварный враг вонзил меч в его спину и убил его. Но это не принесло победы его войску и оно было разгромлено по воле всемогущего Бога. А подвиг смелого и мудрого богатыря остался в веках для памяти потомков. Любая война всегда заканчивается миром и первым мир предлагает мудрейший. 2. Притча о братоубийственной войне В некой земле были три царства, которыми правили три брата, равные по могуществу и военной силе. Однажды возникла распря между двумя из них за пограничные земли, и отправили они своих посланников к третьему брату, прося помощи друг против друга, и обещали ему после победы часть завоеванных земель. Третий царь колебался в душе и обратился за советом к святому, мудрому старцу: стоит ли помогать какому-либо из братьев? И отвечал ему старец: «Если ввяжешься в распрю, то потеряешь многих воинов своих и душу свою осквернишь, а приобретешь немногое. Но если не присоединишься ни к кому в этой братоубийственной войне, то через три года воюющие царства ослабнут от кровопролития и взаимного разграбления и оба окажутся в твоей власти, и ты принесешь им мир». Третий царь внял совету, и случилось все, как и предсказывал старец: оба царя погибли во взаимной вражде, и третий царь стал правителем во всех трех царствах. Однажды Царь, в стране которого народ уже много лет воевал между собой, позвал Мудреца.Скажи, Мудрец, как мне быть? Мой народ постоянно находится в состоянии вражды. То одна сторона, то другая выступает против моего правления. Когда я уступаю требованиям одних, протестуют другие. И наоборот.- Издай Указ, — сказал Мудрец Царю, — которым установишь такой порядок: одну минуту в день, в полдень ВСЕ жители государства должны ДУМАТЬ о мире. И всё? – возмутился Царь, — да ты, я вижу, совсем из ума выжил! Мудрец ушел, а война в государстве разгорелась с новой силой.И тогда Царь решил последовать совету Мудреца. Он издал Указ, в котором обязал народ каждый день в полдень одну минуту ДУМАТЬ о мире в стране.3.Притча о мире и войне Удивился народ, возмутился. «Что это Царь придумал такое? В своем ли он уме?»Но Указ есть Указ. Ровно в полдень каждый день все жители государства на одну минуту бросали свои дела и начинали ДУМАТЬ о мире в стране. Поначалу не очень у них это получалось, потому как каждый думал о своем.Но постепенно их мысли становились чище и светлей. И однажды достигли такой силы, что воевать больше никто НЕ ЗАХОТЕЛ!В стране наступил мир.С тех пор все важные дела в государстве решались сообща.Просто люди думали об одном и том же ВСЕ ВМЕСТЕ.3.Притча о мире и войне Составить синквейн или кластер (концепт «война») Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из 5 строк.ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ КЛАСТЕРА Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает  развитию речи, мышления, воображения.Для создания кластера нужно: Ознакомиться с текстом;Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение, которое является главным  для раскрытия темы, идеи; Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста, понятия, образа… Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста, понятия, образа…КПРАВИЛА НАПИСАНИЯ КЛАСТЕРАВокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.Схема кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.В итоге появляется запись - структура, которая отражает  размышления.  Результаты творчества 3. Подведение итогов. Выводы. В выводе дайте ответы на вопросы: какое смысловое наполнение имеет концепт слова «война»? Как живёт концепт «война» в языке, национальной культуре, художественном мире писателей? Когда и при каких обстоятельствах нам на помощь приходят лексикология и лексическое значение слов? Трехуровневая структура языковой личностивербально-семантический, нулевой (владение элементарным словарем и грамматикой)когнитивный (характеризует знания о мире, воплощенные в языке, т.е. языковую картину мира и тезаурус личности)мотивационно-прагматический (включает коммуникативно-деятельностные потребности личности и ее интенциональную сферу) Модель речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подходЛингво-культуро-формирующая среда Учебная модель концептуального анализа слова ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА (ЛКЗ)- задача на достраивание (или восстановление) недостающих фрагментов (т. е. смыслов) в индивидуально-ценностной картине мира ученика. Это «задача на смысл, на открытие смысла» (А.Н. Леонтьев)Виды ЛКЗ: лексические, грамматические. Что дает нам лингвоконцептоцентрическая модель?Ради чего её стоит внедрять в практику?Она позволяет:сформировать основания для культурной и социальной самоидентификации выпускника школы: «кто я, чей, что люблю, чем дорожу, с кем и куда иду»; дать нашему выпускнику устойчивую систему мировоззренческих ориентиров, способность духовной защиты и креативного действия по отношению к наличному социуму;воспитать толерантную языковую личность Предложенная модель формирования языковой личности на данный момент проходит апробацию в Московской гимназии №1286 и реализуется на базе Донецкой гимназии №92. Фрагмент данной модели «Организация учебного исследования на уроке – обзоре. Создание словесного портрета концепта «война» был представлен на Международной конференции, посвященной 70-тилетию Великой Победы в апреле 2015 года в г.Москва. Участниками реализации данной модели являются учитель русского языка и литературы Донецкой гимназии №92 Якушкина Оксана Николаевна и учащиеся 7 –Б, Ф классов. Внедрение модели формирования языковой личности осуществляется на протяжении 3-х лет и на данный момент еще не закончено, так как целесообразнее говорить о результатах будет по окончанию школьного курса, но и в дальнейшем продолжится формирование языковой личности, потому что это бесконечный процесс. «Век живи и век учись» На данном этапе можно уже говорить о том, что:Повысилась заинтересованность детей, которая проявляется в активной работе учеников на уроках языка и литературыПовысилась культура речи, что отражается в свободном владении как устной ,так и письменной ее формами, что отмечается и преподавателями других дисциплин, так как дети свободно выражают свою точку зрения и умеют ее аргументироватьРаботая со словом-концептом, изучая слово на разных языковых пластах, ученики легко используют данный подход и на других предметах На данном этапе можно уже говорить о том, что:Регулярное использование поисковых методов на уроках языка и литературы приводит к формированию критического мышления, которое помогает ученика в написании творческих проектов и исследовательских работ по литературе и другим предметам.Можно отметить повышение читательского интереса у детей, у которых это стало не просто знакомством с текстом, а осмысленным восприятием и формированием целостной картины произведения и мира в целом. Перспективные задачиформирование у школьников высокого мотивационного уровня в изучении русского языка и литературыусиление лингвистической направленности в обучении на уроках русского языкаформирование всесторонне развитой и конкурентоспособной личности 1. Караулов Ю.Н.  Русский язык и языковая личность. М., 1997.2. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения.    Книга 2. Библиотека журнала «Директор школы» М.: «Сентябрь», 2004.3. «Дидактические материалы по русскому языку» Издательство «Мнемозина» под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова, 2004 г.4. «На уроке и после уроков» Издательство «Мнемозина» под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова, 2004 г.5. Н.Н. Бураева «Лабораторная работа на уроках русского языка.6. Л.А. Худякова «Уроки русского языка в форме лабораторной работы7. Учебник русского языка под ред. Т.А. Ладыженской 8. Пичугов Ю.С. Новые формы организации обучения на уроках русского языка //РЯШ. – 1987.- №3.9. Софронова – Левина Н. Правда о главном секрете русского языка. Якутск, 2002.10.Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.Литература Ресурсыhttp://dmee.ru/docs/100/index-17939.html http://31f.ru/dissertation/page,5,630-dissertaciya-yazykovaya-lichnost-sovremennogo-starsheklassnika.html http://rl-online.ru/articles/3-04/456.htmlhttp://azieva.ru/arhiv/2011-04-10-17-56-01/23-2010-11-28-20-26-28http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/06/06/formirovanie-chitatelskoy-kultury-u-uchashchikhsya-nachalnykhhttp://festival.1september.ru/articles/575629/http://festival.1september.ru/articles/574088/http://wearelinguists.narod.ru/materials/mkk/rol_yazyka.htmlhttp://www.rusnauka.com/13_NPT_2008/Philologia/31792.doc.htm