Роль библиотеки в развитии информационной культуры школьников через проведение библиотечных уроков

Роль библиотеки в развитии информационной культуры
школьников через проведение библиотечных уроков
Фонакова Т.Н.
заведующая библиотекой
специальной (коррекционной)
школы № 10 г. Бугульмы

Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.
Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Учащиеся, становясь независимыми в поиске знаний, могут добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.
Все проблемы современного информационного бума и становления личных качеств: компетентности, способности к самовоспитанию и самообразованию – не смогут быть решены, если у учащихся не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно- библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося. При проведении библиотечных уроков должны соблюдаться определенные требования:
- принцип системного подхода;
- принцип преемственности;
- последовательное усложнение при подаче материала уроков;
- ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Формы проведения библиотечных уроков разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Также актуальны такие активные формы занятий, как викторины, библиографические игры, конкурсы, литературные путешествия. Темы занятий строятся с учетом возрастных особенностей учащихся, где повторяются отдельные темы, и эта повторяемость оправдана усложнением материала, т.е. объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.
К таковым умениям и навыкам относятся:
- знание различных источников информации;
- умение правильно формулировать свои вопросы и запросы;
- умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;
- умение правильно применить найденную информацию.
Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.
Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие снижает готовность детей к познавательному процессу. Особенности развития требуют специальных приемов обучения, в частности многократного повторения материала, даваемого небольшими порциями, частой сменой видов деятельности.
Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях.
Мною разработан план проведения библиотечных уроков, который предполагает необходимый минимум знаний о библиотеке, о книге и культуре чтения.
Программа и форма проведения занятий в коррекционной школе, такие же, как в обычной школе, но уроки строятся с учетом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих учащихся. Если в обычной школе определенную тему ребенок может усвоить в 3-4 классе, то нашим детям эта тема предлагается в 5-6 классе.
Основы культурного, вдумчивого чтения закладываются, естественно, в начальных классах. Специфика нашей школы такова, что через библиотеку проходят все маленькие читатели. Во второй половине дня в соответствии с режимными моментами для каждого класса запланирован библиотечный час. Один раз в неделю ребята группы продленного дня с 2 по 6 кл. приходят в библиотеку на встречу с книгой. И моя задача заключается в том, чтобы сделать чтение интересной и желанной деятельностью, обеспечить эффективное восприятие и осознание прочитанного. Благодаря регулярному посещению учащимися библиотеки, активной и совместной работе по пропаганде книги учителей, воспитателей и библиотекаря у нас высокие средние показатели: посещаемость-24, читаемость - 26.
Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее эффективными формами работы являются литературные игры-загадки, викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем небольшой читательский опыт. Показываю уч-ся, какие интересные, красочные книги есть в нашей библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. Рассказывая об отделах библиотеки, ребята знакомятся с такими понятиями, как абонемент, читальный зал, формуляр, книжная выставка, стеллаж, фонд и тд. Показываю, как расставлены книги на полках; слева направо, корешком наружу, по алфавиту фамилий авторов. Объясняю детям правила пользования библиотекой. А правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Вместе с детьми выполняем простейшие операции по ремонту книг в мягкой обложке. Для закрепления пройденного материала использую загадки в стихотворной форме.
Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка «Писатели и художники в одном лице», где представлены книги В. Сутеева и Е. Чарушина. Читаю детям небольшую сказку, например, В.Сутеева и предлагаю детям нарисовать понравившийся эпизод. Обычно дети с нарушением интеллекта имеют способности к рисованию. Рисование благотворно влияет на психику ребенка, способствует развитию мышления, моторики рук. Затем показываю, как это сделал художник. Обращаю внимание детей на то, как художник передает в рисунках не только движение, но и богатство мимики своих персонажей. Уже по одним рисункам можно понять сюжет всей сказки.
Также уделяю большое внимание периодическим изданиям и учу наших детей читать журналы. Материал для беседы о периодике я взяла в статье «Журналы и газеты» из энциклопедии «Что такое, кто такой». Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как периодичность издания, подписка, рубрика, учатся, как определить год издания, номер журнала. Выясняем с детьми, чем отличается журнал от газеты и книги.
Администрация нашей школы в лице директора всегда в курсе нужд и проблем библиотеки. Зная, что у нас бедный книжный фонд никогда не отказывает в подписке на периодику. Наша библиотека выписывает 11наименований детских журналов. Поэтому считаю необходимым показать особенности каждого издания. Есть журналы развлекательные, в которых много веселых стихов, рассказов с занимательными рисунками; есть шутки, игры, ребусы. В познавательных журналах кроме сказок и рассказов есть рубрики, например «Это интересно», «Наши любимые писатели», материалы о художниках, о спортсменах и многое другое. Знакомлю с журналами о природе, такими как «Свирель», «Филя», «Юный натуралист». Смастерить забавную поделку помогают журналы «Мастерилка» и «Коллекция идей». В нашей школе часто проходят выставки различных поделок. Вместе с воспитателями и учителями технологии ребята изготавливают великолепные поделки, а журналы служат большим подспорьем в работе.
Наши ребята с большим удовольствием листают журналы, но больше всего им нравятся игры, кроссворды, головоломки, ребусы, шутки, любят срисовывать картинки. А интересные сказки, рассказы, познавательные статьи, требующие внимание, я им читаю на библиотечных часах.
В конце года, в рамках «Недели детской книги» было организовано и проведено итоговое мероприятие: игра-путешествие « Страна Журналия». Отправившись в путешествие, ребята попали на станцию «Познавалкино», где Кот ученый познакомил с журналами «Веселые уроки», «Читайка», «Сказочный мир», «Мурзилка». Учащиеся с удовольствием отгадывали замысловатые загадки, находили окончания пословицам.
На станции «Уголок природы» Лесовичок посоветовал ребятам читать журналы о природе, для того чтобы лучше знать природу и обитателей леса, учил правилам поведения на природе.
Два веселых персонажа Незнайка и Буратино ждали ребят на станции «Развлекалкино». Они развлекали ребят стихами-обманками, смешили анекдотами и пугали страшилками. Посоветовали ребятам почаще открывать журналы «Веселые картинки», «Веселый затейник» и «Миша».
О журналах «Мастерилка», «Самоделка», «Коллекция идей» рассказал мышонок Тим на станции «Мастерилкино». Он пригласил присоединяться к любителям этих журналов тех, кто любит мастерить, кто хочет развить свою фантазию, трудолюбие, терпение и усидчивость.
Ученики нашей школы часто склонны к бездеятельному, бессодержательному времяпровождению вследствие ограниченности их культурных интересов и потребностей. Поэтому школой и библиотекой проводится очень много массовых мероприятий с непосредственным участием детей. Участие в мероприятиях позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативность и сообразительность. Поощряет и стимулирует интерес к книге и чтению.
Читателей среднего звена и подростков уже отличает стремление к самостоятельности. Техникой чтения они уже более или менее овладели. И темы библиотечных занятий усложняются. Ученики узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре книги, о справочном аппарате библиотеки. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.
Замедленное мышление наших воспитанников, слабая память, неустойчивое внимание, все это обуславливает особенности образовательного процесса и специфику работы библиотеки. Нашим детям трудно запомнить все библиотечные слова и понятия. Поэтому с учащимися 5х и 6х классов мы завели тетради-словари, куда записываем темы библиотечных занятий и понятия о библиотеке и книге. Например, такие понятия о структуре книги, как аннотация, титульный лист, форзац, предисловие нашим детям не удастся запомнить, если не записать их в свои словарики. И конечно, многократное повторение пройденного. Также многие занятия предусматривают практические задания, цель которых – закрепить и проверить усвоение пройденного материала. Например, если изучается справочная литература, дети выполняют информационно-поисковые задания.
Школа стремится создать комфортную среду для наших воспитанников. Улучшается и материальная база библиотеки. Приобретен новый компьютер, принтер, магнитофон. Планируем в скором времени приобрести новое библиотечное оборудование (стеллажи, шкафы, столы). Компьютерная технология очень помогает в работе библиотеки. Теперь в качестве наглядности я могу использовать в своей работе слайды, печатные тексты, которые помогают раскрыть перед школьниками премудрости пользования библиотекой. Например, по теме «Структура книги» использую слайд с презентацией библиотечного урока в 3 кл., при знакомстве со справочной литературой обращаюсь к «Правилам пользования справочной литературы».
Конечно, в работе встречаются проблемы и трудности, которые заключаются, например, в отсутствие в библиотеке справочно-библиографического аппарата, в частности, каталога. Несмотря на то, что мы посетили с уч-ся 5х и 6х классов городскую детскую библиотеку, сотрудники которой познакомили ребят с алфавитным и систематическим каталогом, затем занесли всю теорию в словари, дети не смогут воспользоваться этими знаниями. Для того чтобы уметь пользоваться каталогом, нужна постоянная практика, которой наши дети лишены.
До недавнего времени сказывался на качестве работы бедный фонд справочной литературы, фонд научно-популярной лит-ры. Но теперь благодаря администрации школы, которая выделила деньги на приобретение новой лит-ры и акции «Подари книгу школе» биб-ка пополнилась новыми словарями, такими как «Толковый словарь школьника», «Словарь синонимов и антонимов», «Фразеологический словарь», «Словарь иностранных слов». Новыми детскими энциклопедиями «Что? Зачем? Почему?», «Большая детская энциклопедия», «Полная энциклопедия животных» и др. Теперь учащиеся могут регулярно практиковать свои знания в поиске материала на интересующую тему.
Наблюдая за детьми в конце года, становится заметно, что многие из них становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве. Знают и применяют основные правила обращения с книгой. Умеют правильно называть произведение. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления. Используя элементы книги, могут определять по ним примерное содержание книги.
В дальнейшие планы библиотеки входит задача улучшения информационного обслуживания читателей, в том числе педагогов. Для удовлетворения профессиональных запросов учителей планирую создать тематические картотеки статей из периодических изданий по коррекционной педагогике. Пока только ведется «Картотека сценариев массовых мероприятий» и идет работа по созданию электронного каталога.
Школьная библиотека – особая среда для обучения и получения знаний, поэтому она должна превратиться в информационный центр школы.


15