Программа библиотечных уроков в школе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бичурская средняя образовательная школа №2




« Одобрено »
Руководитель МО. Заместитель директора по ВР с детьми.
Агафонова Г.Г..___________

Протокол № ___ от
«____»____________2014г.

«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УР
__________ Арсентьева ЛЕ

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»
Директор МОУ «Бичурская средняя общеобразовательная школа№2»
__________Некипелова ЛД.
Приказ № ___ от «___»______________201г.






Программа
«Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний».















Составитель: Педагог-библиотекарь Степанова Е.П.
Возраст участников программы 1-11 кл.







Бичура
2014-2015





Пояснительная записка.
Книга - это корабль мысли, странствующий по волнам времени и бережно несущий свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Френсис Бэкон)
Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеет школьная библиотека. С помощью школьной библиотеки можно успешно развивать познавательную активность учащихся, интерес к учению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, любовь к книге.
Разнообразные и необычные формы работы школьной библиотеки могут формировать:
интерес к чтению;
интерес к словарям и энциклопедиям;
интерес к исследовательской деятельности;
интерес к собственным умениям по восприятию информации.
Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют библиотечные уроки.

Программа «Обучение школьников основам библиотечно -библиографическим знаниям» предполагает обучение учащихся основам ББЗ в начальном и среднем звене школы.

Цель программы - Вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой и журналом и научить его ориентироваться в библиотечном пространстве, сформировать библиотечно-библиографическую и информационную грамотность у учащихся

Задачи программы строятся из потребностей возрастных и психологических особенностей школьников.
1-4 кл. -
1.Воспитывать устойчивый интерес к книге и желание преодолеть трудности чтения.
2. Научить пользоваться библиотекой и ее фондами.
3.Целеноправленное формирование основам самообразования;
4.Находить среди книг источник недостающих знаний;
5. Самостоятельно прочитывать материал, осмыслять, оценивать результаты своей работы;
5-7 кл.-
6.Приобщить к устойчивому чтению, включить в читательскую деятельность;
7.Овладеть основным навыкам самостоятельного чтения;
8.Формировать аналитическую мыслительную деятельность, способность к обобщению;
9. Привить познавательную активность путем приобщения к книге.
8-11 кл
10. Стимулировать формирование у учащихся умений и навыков самообразовательной работы;
11. Обучить самостоятельному творческому поиску необходимой литературы;
12.Знакомство со справочным аппаратом библиотеки и с прикнижным списком литературы.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Формы методы работы с учащимися разнообразны: Библиотечные уроки - лекции, интеллектуальные игры, уроки - загадки,, библиографическая игра - соревнование, игра -аукцион, бинарный библиотечные уроки, исторические игры путешествия, деловые игры.

Методы работы с учащимися: иллюстративные, групповые, индивидуальные, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа рассчитана с 1 - 11 класс. Всего 20 часов. В год по 2 часа. Обучение ББЗ учащихся 1- 11 классов.













































Учебно-тематический план.





Продолжительность
занятий
Периодичность в
полугодие
Количество часов в год

1 кл. - 1 часа
2 кл. - 1 часа
3 кл. - 1 часа
4кл. - 1 часа
5 кл. - 1 часа
6 кл. - 1 часа
7 кл- 1 часа
8кл. - 1 часа
9кл. - 1 часа
10 кл. -1час
11 кл.-2 часа
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1раз
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
1 часа
1 часа
2 часа


всего:

20 час






























Номер по порядку
Наименование разделов
Общее количество
В том числе




Практических
Теоретических

1 кл
1. Библиотека, или город твоих друзей. Знакомство с библиотекой.
2.Разноцветные страницы. Правила обращения с книгой
1

1
1

0,5


0,5

2 кл
1.Как рождается книга. Строение и структура книги.
2. Журналы и газеты для детей младшего школьного возраста.
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5

3 кл.
1. Знакомство с научно- познавательной литературой для младших школьников.
2. Твои первые словари и справочники.
1

1
0,5

0,5
0,5

0,5

4 кл.
1.О книге и библиотеке.
2. Работа с книгой и текстом.
1
1
0,5

0,5
1

5 кл
1.О книге и библиотеке. Какой я читатель.
2.Справочная литература.
1
1
1
0,5

0,5

6 кл
1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
2. Периодические издания для детей среднего
школьного возраста
1
1
0,5

0,5
0,5

0,5

7 кл
1.Книга и ее создатели. Структура книги использование ее научно - справочного аппарата.
2. Научно -популярная литература и справочная литература для школьников среднего звена.
1

1
0,5

0,5
0,5

0,5

8 кл
1.Переиодические издания для учащихся старших классов.
2.Научно - популярная литература для учащихся старших классов.
1

1
1

0,5


0,5

9 кл.
1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

1

0,5

0,5

10 кл.
1.Библиография - ключ к знаниям. Методы самостоятельной работы с книгой.
1
0,5
0,5

11 кл.
1.Современные методы работы с источниками. ИКТ.

2
1
1


Итого:
20 час
11
9






Содержание программы.
1 класс.
1. Библиотека, или город твоих друзей. Знакомство с библиотекой. Знакомство с библиотекой , с некоторыми библиотечными терминами. Знакомство с правилами обращения с книгой и библиотекой. Уяснить понятия Абонемент, Читальный зал, читательский формуляр.1 час.
Форма урока: Экскурсия.
Практическая часть: Выбор книги в библиотеке.
Форма контроля: Опрос по пройденному материалу.

2.Разноцветные страницы. Правила обращения с книгой.
Научить первоклассников бережно, правильно обращаться с книгой, научить мелкому ремонту книг, воспитывать бережное отношение к природе. 1 час
Форма урока: урок -лекция с практическими заданиями
Практическая часть: ремонт книг.
Форма контроля: Ремонт книги и знания правил обращения с книгой.

2 класс.
1.Как рождается книга. Строение и структура книги.
Ближе познакомить учащихся с книгой , с ее элементами ( обложка. титульный лист, содержание, иллюстрации), подготовить к самостоятельному выбору книги.
Форма урока: лекция- мультимедийная презентация
Практическая часть: самостоятельный выбор книги.
Форма контроля: опрос учащихся.

2. Журналы и газеты для детей младшего школьного возраста.
Знакомство с периодическими изданиями для детей младшего школьного возраста, выработка умений и навыков периодической печати.
Форма урока: беседа, урок творчества.
Практическая часть: создание журнала сами.
Форма контроля: создание журнала сами по разделам и темам.

3 класс.
1. Знакомство с научно- познавательной литературой для младших школьников.
Познакомить учащихся с научно - познавательной литературой и работой с ней. Почемучкины книжки, книги писателей - Акимушкина И. , Лев. Ф., Н. Павлова и др.
Эти книги могут дать расширенный ответ на интересующие вопросы истории, астрономии, географии, биологии.
Форма урока: лекция, мультимедиа
Практическая часть: рассказ учащихся об одной из книг
Форма контроля: опрос, викторина о животных

2. Твои первые словари и справочники.
Заинтересовать учащихся справочной литературой и научить самостоятельной работе с ней. Работа с Детской энциклопедией, Все об всем, Я познаю мир и т.д.
Форма урока: лекция, интеллектуальная игра, мультимедийная презентация.
Практическая часть: научить самостоятельной работе со справочной литературой.
Форма контроля: интеллектуальная игра.

4 класс.
1.О книге и библиотеке.
Заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитие человечества, вызвать у ребят желание ближе познакомиться с книгой и библиотекой.
Форма урока: лекция, мультимедийная презентация.
Практическая часть:
Форма контроля: мультимедийная викторина.

2. Работа с книгой и текстом.
Дать понятие структуры книги - главы, аннотация, содержание, список литературы, различные виды иллюстраций - фотографии , рисунки чертежи, карты.
Познакомить учащихся с различными типами текстов, научить определять принадлежность текста тому или иному типу (инструкция, реклама, объявление, заметка, заявление и т.д.).
Форма урока: игра - путешествие
Практическая часть: написание текстов
Форма контроля: опрос, написание текстов.

5 класс.
1.О книге и библиотеке. Какой я читатель.
Обратить внимание ученика на его отношение книге настроить на вдумчивое, внимательное чтение, получить информацию о литературных вкусах детей.
Форма урока: лекция, мультимедийная презентация
Практическая часть: анкета
Форма контроля: ответы на анкету читателей.

2.Справочная литература.
Расширенное знакомство со словарями и справочниками, энциклопедиями и применение их в научно - исследовательской работе.
Форма урока: лекция.
Практическая часть: групповые занятия, работа со справочной литературой
Форма контроля: опрос, поиск информации на заданную тему.

6 класс.
1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Первоначальное знакомство со структурой систематического и алфавитного каталога, выработка навыков и умений работы с каталогом при поиске литературы, знакомство с автоматизированным каталогом.
Форма урока: лекция -мультимедийная презентация.
Практическая часть: работа с карточками каталога, каталогом, автоматизированным каталогом.
Форма контроля: поиск карточки в каталоге.

2. Периодические издания для детей среднего
школьного возраста.
Знакомство с периодическими изданиями для детей среднего школьного возраста. Многообразие изданий журналов и газет, их структура.
Форма урока: лекция - обзор.
Практическая часть: работа в группах с периодическими изданиями, поиск информации.
Форма контроля: чтение информации из журнала или газеты.
7 класс.
1.Книга и ее создатели. Структура книги использование ее научно - справочного аппарата.
Расширить знания подростков об элементах и структуре книги (супер обложка, форзац, фронтиспис, шмуцтитул и сведение, которые помещаются на титуле - серия, сведения о переиздании, переводчик, художники оформители).
Форма урока: лекция, работа с литературой.
Практическая часть: индивидуальные занятия.
Форма контроля: опрос- викторина.

2. Научно - популярная литература и справочная литература для школьников среднего звена.
Расширить знание учащихся о научно -популярная литература и справочная литература для школьников среднего звена.
Форма урока: урок- путешествие «Загадки страны «Почмучляндии»»
Практическая часть: знакомство с многообразием литературы.
Форма контроля: ответы на вопросы по ходу урока.

8 класс.
1.Преиодические издания для учащихся старших классов.
Способствовать формированию устойчивого интереса к молодежным газетам и журналам. Знакомство с новыми изданиями. Дать основные понятия периодика, рубрика и периодические издания.
Форма урока: лекция- обзор.
Практическая часть: групповые занятия с периодическими изданиями.
Форма контроля: поиск информации, ответы на вопросы

2.Научно - популярная литература для учащихся старших классов.
Расширить знание о научно - популярной литературе и дать устойчивое понятие о книгах связанных со школьными предметами физике, химии, биологии и т.д., библиографические очерки, мемуары, публицистические произведения, в помощь юным исследователям и техникам - конструкторам. О своеобразие чтения и пути использования их на практике.
Форма урока: лекция- обзор.
Практическая часть: групповые занятия с научно популярной литературой.
Форма контроля: поиск информации, ответы на вопросы викторины.

9 класс.
1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Знакомство со справочно-библиографический аппарат Центральной библиотеки.
Форма урока: экскурсия в ЦБ.
Практическая часть: Осмотр и знакомства с СБА.
Форма контроля : опрос о пройденном и поиск информации по СБА ЦБ..

10 класс.
1. Библиография - ключ к знаниям. Методы самостоятельной работы с книгой.
Цель чтения и методы самостоятельной работы с книгой, статьей. План книги, статьи. Конспектирование. Виды конспектов. Библиографическое оформление . Список используемой литературы.
Форма урока: лекция.
Практическая часть: групповые занятия с источниками..
Форма контроля: написание конспекта и оформления списка используемой литературы.

11 класс.
1.Современные методы работы с источниками. ИКТ.
Работа с Интернетом. Поисковые системы.
Форма урока: лекция, работа с ИКТ.
Практическая часть: работа с ИКТ
Форма контроля: создание файлов с информации по темам.







Методическое обеспечение программы.
Наименование темы
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический материал и техническое обеспечение
Формы контроля

1 класс.
1.Экскурсия.
2.Урок - лекция
Рассказ, демонстрация, самостоятельная работа
Библиотека, книги.
Опрос. Ремонт книги и знания правил обращения с книгой.



2 класс.
1. Лекция- мультимедийная презентация
2. Беседа, урок творчества.
Рассказ,
демонстрация.
Библиотека, книги.
Мультимедиа.
опрос учащихся, создание журнала сами по разделам и темам.


3 класс.
1. Лекция, мультимедиа
2. Лекция, интеллектуальная игра, мультимедийная презентация.
Объяснительно -
демонстративный,
иллюстративный.
библиотека, книги.
Мультимедиа.
опрос, викторина о животных,
интеллектуальная игра.



4 класс.
1. Лекция, мультимедийная презентация.
2. Игра - путешествие.
Объяснительно -
демонстративный,
игровой, иллюстративный.
библиотека, книги.
Мультимедиа.
Мультимедийная викторина,
опрос, написание текстов.

5 класс.
1. Лекция, мультимедийная презентация
2. Лекция и практическая работа.
Объяснительно -
демонстративный,
эвристически.
Библиотека, книги, словари,
энциклопедии.
Опрос учащихся,
поиск информации на заданную тему.


6 класс.
1. Лекция, мультимедийная презентация.
2. Лекция - обзор.
Объяснительно -
демонстративный,
поисковый
Библиотека, книги.
Мультимедиа, каталоги и каталожные карточки.
Опрос учащихся,
чтение информации из журнала или газеты, поиск карточки в каталоге.

7 класс.
1. Лекция, работа с литературой.
2. Урок- путешествие «Загадки страны «Почмучляндии».
Объяснительно -
демонстративный,
игровой.
Библиотека, книги,
справочная литература
Ответы на вопросы по ходу урока.
Опрос- викторина.


8 класс.
1. Лекция - обзор.
2. Лекция - обзор.
Объяснительно -
демонстративный.
Библиотека, книги.
Мультимедиа.
Поиск информации, ответы на вопросы.



9 класс.
Экскурсия в ЦБ.

объяснительно -
демонстративный
Центральная библиотека, книги, СБА.
Поиск информации, ответы на вопросы


10 класс.
Лекция - обзор.
Объяснительно -
демонстративный,
поисковый
библиотека, книги.
Написание конспекта и оформления списка используемой литературы.


11 класс.
Лекция, работа с компьютером и Интернетом, ИКТ.

Объяснительно -
демонстративный,
поисковый.
Класс информатики,
компьютеры.
Создание файлов с информации по темам.



































Список литературы.
Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: Урок в 5-м кл. //Библиотека в школе: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2002.-N 4. - С. 11.
Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы.,Колибри; Болеро; Озон, 2004
Библиотечно-библиографическое обслуживание // Справочник библиотекаря. 2-е изд. СПб., 2001. С. 139–192.
Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. - 3 -е изд., перераб. и доп..- М.: из-во «КН.Палата», 1989.-216с.
Библиотечные уроки. Выпуск 2: Обучение школьников основам библиотечно-библиографическим знаний. Методическое пособие. 1-11 классы . -2-е изд., стереотипное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
Гнедина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно - метод. пособие.- 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка,2003.-296с.
Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры/Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994. - С. 15.
Качанова Е.Ю. Библиотечная инноватика и инновационная деятельность школьной библиотеки: определяем горизонты развития//ШБ.- 2002.- №5.- С.14-21.
Коренькова Т. Г. В библиотеку за информационной культурой/Т. Г. Коренькова, С. В. Олефир //Школьная библиотека.-2000.-N 1. - С. 52-53 Представлен опыт организации занятий по программе "Основы библиотечно-библиографических знаний, которые проводят библиотекари г. Озерска (Челябинская область)
Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности//Школьная библиотека.-2001.-N 8. - С. 16-20.Тематическое планирование уроков в 9 классе.
Маски- подсказки: Метод. карнавал типичных ошибок и ярких находок в библиотечных уроках //Библиотека в школе:2002.-N 24.С. 21-24.Разработки библиотечных уроков, викторин, игр для 4-6 классов.
Морару С. Библиотечный урок в 1 классе //Школьная библиотека.-2001.-N 4. - С. 40-42.
Морару С. Библиотечный урок во 2 классе //Школьная библиотека.-2001.-N 5. - С. 32-33.Разработка урока на тему «Строение книги. Культура чтения».
Морозова Т. Хороший каталог – это наша работа // Библиотека. 1998. № 7. С. 1. (Статус: школьная.)
Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании/ Н.В. Осетрова, А.И. Смирнов, А.В. Осин.М.:Логос,2002.-142 с.
Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: Библ. урок для 6 кл. //Школьная библиотека.-2000.-N 4. - С. 31-34.Цель урока - первоначальное знакомство учащихся 6 класса со структурой сист. каталога для выработки в дальнейшем навыков и умений работы с ним при поиске литературы.
Соколова Т. Е.Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности //Начальная школа: плюс - минус.-2000.- N 5. - С. 36-46.Программа комбинированных уроков по библиотечно-библиографической грамотности и планы комбинированных уроков в начальной школе
. Трухина М. Здравствуйте, уважаемая редакция! // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». 2001. № 7. 1–15 апреля. С. 6. (Маленький совет)
Учись искусству чтения (методические рекомендации в помощь проведения биб. уроков учащихся 1-8 кл.) / Респ. дет. б-ка. им. Гайдара.- Ижевск: Удмуртия, 1980.
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: [Учеб.-метод. пособие] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова [и др.] ; [ Науч. ред. Н. И. Гендина] - М.: Шк. б-ка, 2002
Формирование информационной культуры школьников формами библиотечной деятельности: Материалы семинара школ. библиотекарей, 22 окт.2001 г./Сост. Хабибулина Т.В.-Лесной,2001.-36 с.
Фролов М. И. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.- 376 с.: ил.
Чеснокова Т. Библиотечные уроки: из опыта проведения/ Т. Чеснокова, Е. Попова // Школьная библиотека.-2002.-N 8. - С. 24-25.
Чулкина Г. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Программа курса. 1-8 кл. //Школьная библиотека.-2001.-N 1. - С. 8-13.
Я люблю читать/ Ред.-сост. Л.И. Жук- Мн.: Изд. ООО «Красико - Принт», 2004 -128с.(Праздник в школе).
Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение (программа обучения работе в Сети для учащихся 13-17 лет) // Лицейское и гимназическое образование. - 2000. - № 2 (15). - С. 22-25.
Заголовок 115