Программа факультативного курса Юнный эколог. 7класс



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 1 города Рудня»

УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
Директор школы № 1 На заседании методсовета на заседании педсовета
Протокол от 24. 08.2016 № 1 Протокол от 30.08.2016
И. Д. ДятченковаПриказ от 30.08.2016 №119
Рабочая программа
Факультативного курса
Юный эколог
Для учащихся 7 класса
Автор: учитель высшей категории:
Комарова Галина Ивановна
2016 г
Пояснительная записка
Предлагаемая программа факультативного курса «Юный эколог» знакомит учащихся с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, взаимосвязями живых организмов в экосистемах и ролью человека в изменении окружающей среды.
Данная программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для учащихся 7 класса соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, учебную программу по биологии, программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 7 классе и опирается на интеграцию знаний экологии, биологии географии, физики и других наук, способствует совершенствованию приобретённых умений осуществлять проектную и исследовательскую деятельность.
Предлагаемая программа предназначена для организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов обучения школьников и направлена на достижение требований ФГОС основной школы к результатам общего экологического образования.
Предлагаемая программа предназначена для организации обучения биологии в средней школе дополнительно к основной программе: «Биология. 7 класс».
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны приобрести дополнительные знания и умения, значимые для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Освоение программы способствует формированию УУД, развитию творческих способностей и интереса к предмету биологии у обучающихся.
Предлагаемая программа обеспечивает:
1. Формирование системы биологических знаний.
2. Овладение научным подходом к решению различных задач.
3. Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
4. Овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
5. Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Данная программа включает в себя следующие содержательные линии:
- биоразнообразие растительных и животных организмов;
- структурно-уровневая организация растительного и животного организма;
ценное и экокультурное отношение к окружающей среде;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Программа разработана в дополнение к базисному плану обучения биологии в 7 классе на общеобразовательном уровне.
Требования к результатам освоения программы в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности учащихся и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Освоение предлагаемой программы в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов:
личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
- знание принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов, мотивов и интеллектуальных умений;
- развитие сознания, компетентности и эстетического сознания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;
- владение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- умение работать с различными источниками информации;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- владение информационно-коммуникационными технологиями.
Предметные результаты:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития;
- приобретение опыта использования методов биологической науки;
- сформированность экологической грамотности;
- знание роли биологии в практической деятельности людей;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножения культурных растений и животных, ухода за ними.
Содержание программы
Ведение (1 ч) Ознакомление с программой факультативного курса, создание условий для лучшего знакомства, выявление индивидуальных особенностей каждого.
Тема 1. Экология растений, грибов и бактерий (11 ч.).
Изучение роста и размножения грибов. Определение чистоты воздуха при помощи лишайников. Особенности внешнего строения коры деревьев. Развитие корневой системы в различных условиях. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. Значение комнатных растений для человека. Как помочь птицам зимой? «Фокусы» с растениями. Изучение микрофлоры монет. О кошках. Мы в ответе за тех, кого приучили.
Тема 2. Психоэмоциональное восприятие природы (1 ч.)
Краски растений. Образное восприятие природы.
Тема 3. Охрана растительного и животного мира (2 ч.).
Редкие растения. Охраняемые растения и животные. Красные книги. Охраняемые территории и их значение. Основные экологические законы.
Тема 4. Основы экологической этики и психологии (1 ч.).
«Я жизнь, которая хочет жить…».
Подведение итогов (1ч).
Тематическое планирование (1 час в неделю 1 полугодие)
Название тема и количество часов Содержание темы Дата
Ведение
(1 ч)
Тема 1. Экология растений, грибов и бактерий
(11 ч)
Тема 2. Психоэмоциональное восприятие природы (2 ч)
Тема 3. Охрана растительного мира
(1ч)
Тема 1. Основы экологической этики и психологии
(1 ч)
Подведение итогов (1 ч) 1.Ознакомление с программой факультативного курса, создание условий для лучшего знакомства, выявление индивидуальных особенностей каждого.

2.Изучение роста и размножения грибов (практическая работа).
3.Определение чистоты воздуха при помощи лишайников (практическая работа).
4.Особенности внешнего строения коры деревьев (практическая работа).
5.Развитие корневой системы в различных условиях (практическая работа).
6.Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений (практическая работа).
7.Значение комнатных растений для человека (практическая работа).
8.Как помочь птицам зимой? (практическая работа).
9.«Фокусы» с растениями (практическая работа).
10.Изучение микрофлоры монет (лабораторная работа).
11.О кошках (практическая работа).
12.Мы в ответе за тех, кого приучили (практическая работа).
13.Краски растений (лабораторная работа).
14.Образное восприятие природы (практическая работа).
15.Редкие растения. Охраняемые растения и животные. Красные книги. Охраняемые территории и их значение.
Основные экологические законы.
16.«Я жизнь, которая хочет жить…» (практическая работа).
17. Защита проектов. Литература
Литература для ученика
1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Биология 6 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кумченко В.С.), издательский центр Вентана-Граф, 2013.
2.Учебник для учащихся общеобразовательных школ Биология 7 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С.), издательский центр Вентана-Граф, 2014.
3.ЭОР на порталах: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».
Литература для учителя
1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Биология 6 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кумченко В.С.), издательский центр Вентана-Граф, 2013.
2.Учебник для учащихся общеобразовательных школ Биология 7 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С.), издательский центр Вента-на-Граф, 2014.
3.Былова А. М., Шорина Н.И. Экология растений 6 класс: учебное пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2007.
4.Экология животных \под редакцией д. б. н. Черновой Н.М.\ М.,2007
5.Тайны природы \сост.Т.С. Сухова, В.И.Строганов\ М.: Вентана-Граф, 2001
6.Экология живых организмов 6-7 классы (авт. В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А. Нифантьева), практикум с основами экологического проектирования. – М.: «ВАКО», 2015.
7. Исследовательские аспекты современного экологического образования (под редакцией А.В. Леонтовича). – М., Издательский сервис, 2014.
8.Исследуем природу (АВТ. Н.П. Харитонов), учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой практике. – Издательство МИОО, 2008.
9.ЭОР на порталах: «Единая коллекция образовательных ресурсов и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».
Материально-техническое обеспечение
Для достижения результатов освоения программы используется типовой комплект учебного и учебно-наглядного оборудования кабинета биологии полнокомплектных общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Предлагаемая программа способствует достижению обучающимися следующих результатов:
Расширить знания, умения и ключевые компетенции на основе интерактивной деятельности;
Приобрести навыки исследовательской деятельности;
Развивать творческий потенциал на основе мотивов самосовершенствования и самореализации.