Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала


Интегрированный урок Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Слово – знак состояния души. Аристотель. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист. Эти горы, эти долы, Эти мошки . эти пчёлы Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна… Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна. 1881 (?) А.А. Фет. Никогда еще русское слово нe имело такого могущества, никогда еще русское слово не приобретало такого влияния и не поднималось до такой ослепительной высоты, как в словах и мыслях Льва Толстого." «Энциклопедическое обозрение»,1903 г. Л.Н.ТОЛСТОЙ Интегрированный урокЭкспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Слово – знак состояния души. Аристотель. Экспрессивный, -ая, -ое, -вен, -вна( книжн.) – содержащий экспрессию, выразительный. Экспрессия, -и, ж.( книжн.) – выражение чувств, переживаний, выразительность. ( По словарю русского языка С.И.Ожегова) 1. Организационный момент. 2. Целеполагание. 3. Актуализация пройденного ранее. 4. Работа с текстом художественного произведения: а)лингвистический эксперимент; б)индивидуальная исследовательская работа; в)коллективная исследовательская работа; г)восстановление авторского текста; д)лингвистический эксперимент; 5. Итоги урока. 6. Домашнее задание. Отвеча-ют на один и тот же вопрос Относят-ся к одному и тому же слову Как правило, выраженысловами одной части речи Являют-ся одинако-выми членами предложе- ния Соединя-ются сочини-тельной связью Л. Н. Толстой « После бала» (1903 год) Допишите предложение из рассказа Л.Н.Толстого « После бала»: «Но в молодости , восемнадцати лет, она была прелестна: … » Допишите предложение из рассказа Л.Н.Толстого « После бала» «Но в молодости , восемнадцати лет, она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.» Величественная – исполненная достоинства. Индивидуальная исследовательская работа « Особенность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л. Н. Толстого « После бала» 1. Портретные описания героев 2. Описание мазурки 3. Сцена наказания татарина 4. Эпизоды, передающие душевное состояние Ивана Васильевича описание внешнего и внутреннего облика персонажа с целью создания художественного образа. иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Портрет Вареньки и её отца Варенька – нежная лилия, …Отец Вареньки – горный орёл, … «Она была в (…) платье с (…) поясом и в (… …) перчатках, немного не доходивших до (… , …) локтей, и в (… …) башмачках.» «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых , острых локтей, и в белых атласных башмачках.» «…танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой.» Перестройте предложение по схеме: , , . Что изменится? Мазурка –польский народный, сценический и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. (По словарю С. И. Ожегова.) Фредерик Шопен ( 1810 – 1849гг.) Сцена наказания татарина По какому принципу строятся эти два эпизода: мазурка и наказание татарина? Антитеза – оборот поэтической речи, в котором для выразительности противопоставлены противоположные эпизоды, понятия, мысли, черты характера героев. Прилагательные, обозначающие цвет 2 часть рассказа 1 часть рассказа белый розовый чёрный белый красный «Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка» . Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости. Жестокость - ( Словарь С.И. Ожегова) Жестокость, беспощадность, безжалостность являются, по мнению Л.Н.Толстого, тяжкими человеческими пороками, приводящими к гибели любви. Конструкции с однородными членами помогают в создании * яркого портрета * образной характеристики действий; помогают в передаче * тонких душевных переживаний рассказчика * авторской идеи РЕФЛЕКСИЯ ЧТО Я УЗНАЛ НОВОГО…ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ…ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ…О ЧЕМ ЕЩЕ ХОЧУ УЗНАТЬ I. Сочинение-миниатюра на тему: «Жестокость в нашей жизни. Как с нею бороться». II.Составление синквейнов: 1. Душевное состояние Ивана Васильевича на балу. 2. Душевное состояние героя, наблюдавшего сцену наказания татарина На выбор