Тема урока: Подлежащее выраженное именем существительным и местоимением.


Тема урока: Подлежащее выраженное именем существительным и местоимением.
Цели урока: закрепить и систематизировать знания по теме «Главные члены предложения», умение определять подлежащее и сказуемое; способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; воспитывать любовь к родному краю; способствовать формированию интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиться больших результатов;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник русская речь 6 класс (Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова), презентация урока, электронный учебник, картинки, раздаточные карточки
Ход урока
Урок проводится с использованием компьютерной презентации
I. Оргмомент. Постановка целей и задач урока
А) Психологическая установка на урок:
– Улыбнемся друг другу, дети.
Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы.
(Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем):
Я в школе на уроке.Сейчас я начну учиться.Я радуюсь этому. (Пауза.)Внимание мое растет.Я как разведчик, все замечу.Память моя крепка.Голова мыслит ясно. (Пауза.)Я хочу учиться.Я очень хочу учиться.Я готов к работе.Работаю!
В) Учитель:
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит чудесная музыка.
Давайте же создадим друг другу хорошее рабочее настроение.
– Как мы это сделаем?
Ученики: Улыбнемся друг другу, скажем добрые слова; получи «пять», я тебе помогу, поработаем вместе.
А теперь скажите себе:
– Постарайся, не подведи.
– Сегодня на уроке мы откроем следующий секрет предложения.
С нами поработать желает наш друг – мальчик-иностранец Джон.
– Вы не возражаете?
II. Словарно-орфографическая работа
– Какое сейчас время года? (Зима) Слайды 1–2
– Я для вас приготовила зимние загадки.
Отгадайте их, запишите отгадки. Слайд 3
Кто-то к дому подходил и нигде не наследил!Но забавные картины появились на окне:Пьют медведи чай с малиной, едут зайцы на коне,Кто же он, что ночь не спал и на стеклах рисовал? (мороз) Слайды 4–5С неба падают зимоюИ кружатся над землёюЛёгкие пушинки,Белые ...(снежинки) Слайды 6–7 В белом бархате деревня -И заборы, и деревья.А как ветер нападёт,Этот бархат опадёт.(иней) Слайды 8–9Дождь и слякоть,Грязь и ветер,Осень, ты за всё в ответе!Мёрзнет, мёрзнет человек,Выпал первый белый ...(снег) Слайды 10–11Мчусь как пуля я вперед,Лишь поскрипывает лед,Да мелькают огоньки.Кто несет меня? ...(коньки) Слайды 12–13
– Знаете ли вы, почему коньки так названы? Слайд 14
Давайте разберём это слово по составу(коньки)
Название «коньки» возникло потому, что в старину передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Отсюда КОНЬКИ – «маленькие кони».
Самые древние коньки были обнаружены археологами на Юге, примерно там, где сейчас находится Одесса.
Возвращаясь из очередной своей загранкомандировки, Петр I привез коньки в Россию. С легкой руки Петра нововведение пришлось по вкусу местной аристократии. А что еще делать в стране, где, зима идет, чуть ли не пять месяцев. Петр, как настоящий офицер, прикручивал коньки к сапогам. Но не только этим мог похвастаться Петр. Он заставлял переднюю часть «бегунков» делать в виде лошадиной головы, отсюда и пошло название «коньки».
Лингвистическая игра
Игра "Группы слов".
Учитель:Я называею группы слов, а вы замените одним словом.
Кто из вас играть готов?
Пес, корова, кошка? (Животные)
Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
Василек, ромашка, роза? (Цветы)
Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)
III. Изучение нового материала
Запись темы урока Слайд 16
Главные члены предложения. Подлежащее выраженное именем существительным и местоимением.
Учитель: Какие задачи нам предстоит решить? Слайд 17
Ученики: Какие члены предложения называются главными ? Сколько их?
Учитель: Какие у вас предположения?
Ученики: Мы знаем, что в тексте всегда есть основная мысль; у слов – основа, значит, у предложения тоже есть что-то главное, своя основа.
Учитель: Попытаемся это доказать.
– Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Слайд 18
Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
Мальчики, снежки, в.
Ученики: Нельзя из этих групп слов составить предложения.
Джон: Почему без вставленных слов не получается предложений? Слайд 19
Ученики: В 1-й группе слов непонятно о ком говорится, значит мысль незакончена. Во 2-й группе слов непонятно, что делали мальчики, значит мысль незакончена.
Учитель: Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним? (постановка проблемы)
Девочка съехала с горы на лыжах. Слайд 20
Мальчики играют в снежки.
Выводы: среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения. Слайд 22
Учитель: Предлагаю провести некоторые исследования.
– Вернёмся к первому предложению. Попробуйте убрать 1 член предложения. Мысль остаётся? (Нет.) Подчеркнём его одной чертой. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Второй член предложения? (Нет.)Подчеркнём его двумя чертами. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является?
– Какой вывод следует из проделанной работы?
Ученики: Итак, мы нашли в предложениях члены, без которых нельзя выразить мысль. Предположительно это и есть главные члены предложения. Слайд 24
Учитель: Предлагаю проверить, правильно ли мы раскрыли секрет построения предложения? Упр.2,стр.110. Слайд 25
IV. Закрепление нового материала
Что мы узнали сегодня на уроке? Что такое подлежащее? и т. д.
1,Лингвистическая игра в парах.
Учитель: Я раздаю каждой паре картинки. Составьте по два предложения, запишите в тетради, подчеркните главные члены предложения
2.Проверка знаний ,тест ( электронный учебник)
3.работа с карточками
Домашнее задание:
Упр.3,стр.111
Подведение итогов.
Комментирование оценок