План-конспект урока по информатике на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

Открытый урок "Приемы поиска информации в сети Интернет".
Дисциплина: «Информатика», 1 курс для специальности 230115;

Цель: Знакомство с приемами поиска информации в сети Интернет через поисковые системы.
Задачи:
Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
Развивающая – способствовать развитию у студентов логического мышления, развивать внимательность, творческий подход к делу.
Воспитательная – воспитание у студентов интереса к профессии, интереса к информатике, ответственности к делу, ответственного отношения к труду, коллективизма и взаимовыручки.
Тип урока: Изучение нового материала; отработка практических навыков;
Формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, групповая;
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый;
Оборудование:
Компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.
Презентация к уроку;
MS Office Publisher;
Карточки с электронным адресом «редактора» и преподавателя;

Краткий план урока:
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация знаний (фронтальный опрос) – 10 мин.
Объяснение нового материала – 20 мин.
Доклады студентов по теме «Поисковые системы. Схожесть и Различие» – 18 мин.
Практическая работа в группах по поиску информации в Интернет – 25 мин.
Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока. ( выполнение задания ) – 5 мин.
Домашнее задание – 5 мин.
Выполнение шуточного теста – 5 мин.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность студентов

Организационный момент.

Актуализация знаний (фронтальный опрос). На экране вопросы с вариантами ответов.















3.Объяснение нового материала.
































































































































4. Доклады студентов по теме: «Поисковые системы. Схожесть и различие».
















































5.Практическая работа в группах.












6. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.







7. Домашнее задание.



8.Выполнение шуточного теста.


































Добрый день, ребята. Сегодня у нас занятие, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем:
Создание компьютерной сети ARPANet было начато:
1975 год;
1966 год;
1945 год;
1980 год.
Файл, который требуется передать по сети разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передаётся независимо от остальных. На конечном пункте все пакеты собираются в один файл. Таким образом, при передаче информации реализован пакетный принцип. Укажите автора идеи:
Пол Бэрен;
Джозеф Ликлайдер;
Дональд Дэвис;
Винсент Сёрф;
В каком году протокол TCP\IP стал стандартным протоколом объединённой сети Интернет?
1975 год;
1982 год;
1974 год;
1978 год;
Укажите серверы, которые относятся к доменной зоне России?
epson.au;
ntv.ru;
rnd.edu.runnet.ru;
Shool.ua;
Какой институт осуществил доступ к Интернету?
им. Н.В. Склифасовского;
им. И.В. Курчатова;
им. И.М. Сеченова;


А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете. (слайд 1). Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.
Существуют три способа поиска информации в Интернете:
Указание адреса страницы.
Передвижение по гиперссылкам.
Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Остановимся на каждом из них:
–: Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
–: Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.
- : Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.
Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.
Что же такое – поисковая система?
Поисковая система веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет -магазинах и т.д.
По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.
Поисковые каталоги служат для тематического поиска.
Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.
Каталог ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто Интернет-каталог структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.
Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).
Ребята, обратите внимание на следующий слайд. Так выглядит главная страница Яндекс-каталога. Здесь можно выбрать раздел по своим интересам.
Теперь поговорим о поисковых индексах. Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.
Первой поисковой системой для Всемирной паутины был “Wandex”, уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.
Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.
Поисковый робот (“веб-паук”) программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.
В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих к web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.
На запрос - “Компьютер в деятельности человека”. Найдено 13 млн. страниц. Для достижения конкретного результата запрос необходимо сделать более точным.
Теперь мы познакомимся с наиболее популярными в русскоязычном Интернете поисковиками.
Вот информация об Яндексе – одном из самых популярных поисковиков. Яндекс российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.
Слово “Яндекс” (состоящее из буквы “Я” и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение “Я” соответствует английскому “I”) придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.
Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.
По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.
Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.
По одной из версий, Google искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.
Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

Rambler Media Group интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал. Rambler создан в 1996 году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.
Вот мы и рассмотрели основные приёмы поиска информации в Интернете с использованием поисковых машин.
Сейчас мы с вами разделимся на команды по 2 человека. Вы корреспонденты газеты «Студенческое мнение». Я предлагаю вам выполнить задание, где каждая группа должна воспользоваться поисковиками для нахождения информации по предлагаемым вопросам (слайд 13). Ваша задача – найти информацию, скопировать её, отредактировать и отправить на электронный адрес редактора. Редактор занимается оформлением газеты, а именно подбором картинок и фото, размещением материала. По результатам работы редактора мы будем судить о работе группы в целом.
А теперь ответим на несколько вопросов:
– Назовите основные способы поиска информации в Интернете?
– В каком случае может возникнуть необходимость поиска по уже открытой в браузере web-странице?
– Какие виды поисковых машин вы знаете?
– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.
Дома, я предлагаю вам подготовить сообщение по теме: «Интернет для меня это» и переслать его на мой электронный адрес.
Сейчас я вам предлагаю выполнить тест.
Интернет-зависимы ли вы?
Этот тест нельзя назвать серьезным, но помните, что в каждой шутке есть доля шутки.

Ответьте да или нет.
Вы решили остаться в техникуме еще на годик или два ради бесплатного доступа в Интернет.
Вы используете смайлики в обычной, бумажной почте.
Каждый раз, выключая модем, вы оказываетесь в ужасной пустоте и испытываете колоссальное чувство вины, словно предали лучшего друга.
Новым знакомым вы представляетесь как
«Вася @ мэйл точка ру».
Ваше сердце начинает биться чаще, если в телевизионной рекламе вы видите адрес сайта какой-либо компании.
Вы видите сны на языке HTML.
Вы находите себя усиленно думающим, чего бы еще поискать в Сети.
Вы целуете домашнюю страничку своей девушки (молодого человека).
Вы обходите квартиру и обнаруживаете, что ваши родные куда-то уехали, и вы не представляете даже когда и как это случилось.
На приеме у доктора вы просите добавить пару гигабайт к вашим мозгам.
Вы читаете книгу и ищете полосу прокрутки с правой стороны, чтобы прокрутить текст дальше.
Вы можете вспомнить адрес своей странички быстрее, чем номер телефона.
Если у вас преобладаю ответы «да», вам стоит задуматься. У вас проявляются признаки Интернет-зависимости.
И помните: «Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель.






Студенты отвечают на вопросы.










































Студенты записывают способы в тетрадь.



Записывают особенности способа в тетрадь.
























































































Студенты выступают с подготовленными докладами.














































Студенты, разбиваются на группы. Каждая группа берёт вопрос для работы.
Выполняют задание.






Студенты отвечают на вопросы. При необходимости преподаватель помогает студентам с ответами.