Урок-сказка по литературному чтению Лиса и Журавль (2 класс)


Конспект урока по литературному чтению во 2 классе . Учитель начальных классов Антюшина Людмила Анатольевна.
Русская народная сказка « Лиса и журавль»
(урок – сказка, инсценирование)
Цели: совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; прививать любовь к устному народному творчеству; воспитывать артистичность.
Оборудование: рисунок с изображением доброй сказочницы; маски лисы и журавля; кувшин; тарелка; магнитофон; аудиозапись русской плясовой песни (по выбору учителя); рисунки – лиса, журавль, тарелки, кувшины, теремок; два альбомных листа бумаги; выставка книг русских народных сказок.Ход урока.
I. Организационный момент.
Игра«Чье это прозвище?».
На доске записаны прозвища:
 кумушка, сестричка (лиса);
 бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);
 толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
 норушка (мышка);
 квакушка (лягушка);
побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста(заяц);
 серый лоб, бестолковый лоб, мурлыка (кот);
 дереза (коза);
 ряба, татарушка, пеструшка (курица).
– Узнайте животных по их прозвищам.
– Где их так называют? (В сказках.)
– Сказок на земле много. Посмотрите на нашу выставку: книги все толстые. Как вы думаете, почему? (Это сборники русских народных сказок.)
II. Постановка целей урока.
– Сегодня мы отправляемся в гости к доброй сказочнице. Угадайте, где она живет.
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок.)
На доске – теремок.
В ходе рассказа учителю помогает один из учеников менять рисунки на доске.
– Вспомните, кто живет в теремке.
Но вместе с нашей сказочницей в теремке живут и другие животные – герои русских народных сказок.
Игра«Чей это голос?».
– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
 голосок тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
 голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
 голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
 голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
 голос звонкий, четкий (петух);
 речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот);
 голосок тоненький, притворный (коза);
 голос занудливый (баран).
– Молодцы! А теперь давайте позовем добрую сказочницу и попросим рассказать сказку.
– Какие сказочные заклинания вы знаете? («По щучьему велению…» и др.)
На доске – рисунок с изображением доброй сказочницы.
– Здравствуйте, дорогие ребятушки, красны девицы и добры молодцы! Хожу я по свету белому с шуткою и прибауткою, а зовут меня – Сказочница. Люблю я сказки сказывать обо всем – про царевичей и королевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что «ни в сказке не сказать, ни пером описать».
Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идет речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебала, врозь.III. Работа над новым материалом.
– Итак, давайте заглянем в волшебный мир сказки.
1. Инсценирование сказки.
заранее подготовленные учащиеся изображают сценку, как Лиса и Журавль ходят друг к другу в гости.
– Какую сказку вам показали ребята?
2. Подготовительная работа перед чтением текста (с. 45).
3. Словарная работа.
На доске записаны слова.
– Объясни, если знаешь, что значат слова:
Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Не обессудь – не суди строго.
Потчевать – угощать.
Досада – обида, чувство неудовольствия.
Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.
– Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.
4. Комбинированное чтение.
Наиболее трудные фрагменты читает учитель.
– Что делает эту сказку сказкой?
Физкультминутка
Проводится под русскую народную песню.
5. Определение темы текста.
Работа по учебнику (задание 1 после текста, с. 47).
На доске появляется запись: «Как аукнется, так и откликнется».
6. Повторное чтение сказки с элементами анализа.
Словесное рисование с переходом к драматизации.
– Сейчас мы превратимся в волшебных художников и будем рисовать сказку.
– Кого сначала нарисуем? (Лису.)
– Какая она? (Рыжая, с пушистым хвостом…)
– В какой позе нарисуем лису? Что она делает? (Лиса сидит, мордочка опущена, она с аппетитом слизывает кашу с тарелки.)
Учитель прикрепляет на доску изображение лисы, тарелки, журавля.
– Что нарисуем возле ее лап? (Около лисы стоит тарелка с кашей.)
– Какая тарелка? (Плоская, глубокая…)
– Кого нарисуем рядом с лисой? (Журавля.)
– Какой он? (Серый, стоит на длинных ногах, клюв большой…)
– Что делает журавль? (Грустно смотрит на лису.)
Дети воспроизводят диалог лисы и журавля (1-й эпизод).
Аналогичная работа проводится со вторым эпизодом (темп работы быстрый).
IV. Подведение итогов урока.
– С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? («Лиса и журавль», русская народная сказка.)
– Кто герои сказки? (Животные.)
Добрая сказочница. Пора мне уходить, идти дальше по белому свету сказки сказывать. Ну а герои этой сказки отправятся в свой домик. Какой?
Домашнее задание: читать (с. 45–47); выполнить задания 3, 4 (с. 47).