Конспект по литературному чтению на тему Русская сказка. Лиса и Журавль


Конспект урока литературного чтения
2 «Б» класс
Учитель: Тарабарова Ю. С.
Методист: Николаева А. Н.
Студенка: 741 гр., Кумарова Г. С.
Тема урока: Русская сказка «Лиса и журавль»
Цель: формировать навык инсценировки отрывка сказки.
Задачи:
Предметные:
выразительно читать сказку по ролям и инсценировать сказку «Лиса и журавль», используя соответствующую интонацию;
анализировать сказку.
Метапредметные:
Регулятивные:
определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
выполнять учебное здание, используя план.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;
уважать другую точку зрения.
Познавательные:
определять слова автора и слова героев для чтения сказки по ролям;
ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового;
извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;
анализировать, делать выводы.
Личностные:
проявлять эмоционально-ценностное отношение к роли при инсценировке сказки.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Галия Сулейменовна. Пожалуйста, садитесь. Приветствуют.
Занимают свои места.
Актуализация знаний Кто мне скажет, с какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?
Что произошло с матерью детей?
Почему эта сказка так называется?
Почему она превратилась в кукушку? Сказка «Кукушка».
Превратилась в кукушку.
Потому что мать превратилась в кукушку и покинула детей.
Потому что дети не слушали ее, не помогали ей.
Изучение новой темы
Беседа
Беседа
Беседа
Проблемные вопросы
Словарная работа “Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.
Ребята мы с вами отправимся в мир сказок!
Нет человека, который не рассказывал или не читал сказку.
А что такое сказка?
В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.
Как вы понимаете эти слова?
Ребята, на свете множество различных сказок, но сейчас мы с вами поговорим о сказках про животных.
Как вы думаете, чем характерны эти сказки?
Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее внешний облик. (иллюстрация на доске).
Какие сказки о лисе вы знаете?
Какая она в этих сказках по характеру?
Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.
Но сначала познакомимся с новыми словами, хотя может вы и сами их уже знаете.
(слова записаны на доске).
Как вы думаете, что такое пир?
(на слайде)
Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.
_______, вы были правы.
А что означает слово потчевать?
Потчевать - угощать.
А если я вам скажу «не обессудь», что я буду иметь ввиду?
Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
Как вы думаете, что означает фраза «несолоно хлебавши»?
Несолоно хлебавши - ни с чем.
Запомните значения этих слов, они нам еще встретятся в сказке.
А сейчас мы с вами послушаем сказку «Лиса и журавль».
Откройте учебник на странице 84 и следите за чтением по тексту учебника.
Понравилась вам сказка? Чем особенно?
К какому виду сказок она относится?
Кто является главными героями?
Журавль — это красивая птица (показ картинки). Опишите ее внешность.
Каков журавль в этой сказке?
В сказке лиса хочет перехитрить журавля.
Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?
Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?
Какое угощение приготовила лиса журавлю?
Получился ли званый пир? Почему?
Почему лиса решила угостить журавля?
Каким здесь показан журавль?
О чем думала лиса?
Что получилось с ее планом?
Какой урок преподал журавль лисе?
Почему лиса перестала дружить с журавлем?
Была ли это настоящая дружба?
Ребята, скажите мне, вы когда-нибудь были в театре?
Хотели бы побывать в театре или самими побыть в роли артиста.
Сегодня мы с вами устроим наш собственный театр, а инсценировать мы будем сказку, с которой познакомились «Лиса и журавль».
Как вы думаете, что нам нужно для того, чтобы проинсценировать эту сказку?
Какие герои в этой сказке?
Расскажите, какой характер у каждого из героев, каким голосом говорят, какая у них мимика и жесты?
Для того чтобы инсценировать сказку, что нам нужно приготовить?
Костюмов у нас нет, но есть вот такие маски.
Сейчас мы распределим роли.
Кто будет читать слова автора? Кто слова лисы? Журавля?
Актеры, выходите к доске с учебниками. Не забывайте про то, какой должна быть ваша речь, мимика, жесты.
Приступаем к инсценировке сказки.
Поаплодируем друг другу.
Садитесь за свои парты.
Сказка – это выдуманная история.
Сказки рассказывают детям.
В сказках происходят чудеса.
В сказке есть доля правды. Сказка чему-то поучает.
В этих сказках рассказывается о животных, действующие лица – животные.
Описывают. Красивая, рыжая…
Называют сказки. Хитрая, умная, обманщица.
Отвечают.
Слушают сказку.
Отвечают.
Сказка о животных.
Лиса и журавль.
Описывают. Стройная, красивая, величественная.
Умный, гордый.
Нет, журавль тоже ее обхитрил.
Как аукнулось, так и откликнулось.
Как ты будешь относиться к кому-то, так же будут относиться к тебе.
К лисе. Потому что она плохо поступила по отношению к журавлю.
Манную кашу, размазанную по тарелке.
Нет.
Чтобы потом журавль угостил лису.
Умным.
О том, что журавль угостит ее и она его обхитрит.
Он повернулся против нее.
Жадность до добра не доведет.
Потому что он был умнее ее.
Нет.
Отвечают.
Определить роли, распределить роли, выбрать костюмы …
Лиса и журавль.
Отвечают.
Костюмы.
Подведение итогов У нас получилось успешно инсценировать сказку «Лиса и журавль»
Почему вы так думаете?
Действительно, я тоже считаю, что вы ответственно подошли к своим ролям, вжились в них и у нас получилось успешно инсценировать сказку «Лиса и журавль».
Актеры, а как вы считаете, что у вас получилось при инсценировке, что нет?
Нашим актерам я хотела бы поставить по пятерки. Ответ: получилось, потому что…
Отвечают.Домашнее задание Дома прочтите это произведение и подготовьте пересказ. Подпись учителя:__________
Подпись методиста:__________