Конспект мультимедийного урока по теме Быт, традиции, хозяйствование древних греков. Греческая культура


Тема урока.
«Быт, традиции и хозяйствования греков. Греческая культура»
Цели урока:
- рассмотреть достижения греческой науки, литературы, театра;
- определить особенности греческого искусства и особенности формирования культуры древней Греции; проследить влияние древнегреческого искусства на развитие культуры других народов;
- продолжить формировать навыки работы в группе, развивать умение создавать электронные презентации, развивать критическое мышление на уроках истории;
- воспитывать эстетические вкусы; чувствовать эстетическое наслаждение во время ознакомления с произведениями искусства; воспитывать уважительное отношение к культурному взноса эллинов; мотивировать учащихся к углубленному изучению культурных достижений.  Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:
- называть выдающихся культурных деятелей Греции, главные занятия греков,
- применять и объяснять понятия: «атлет», «Олимпийские игры», «архитектурные ордера»;
- описывать условия жизни греков, памятники культуры и письменности;
- определять вклад греческой цивилизации в мировую культуру;
- создавать электронные презентации, делать анализ используя прием «фиш - боун».
Тип урока: комбинированный
Технологии: мультимедийная и критического мышления.
Оборудование: компьютеры, макет «фиш - боун», раздаточный материал, репродукция для ожидаемых результатов, выставка детских рисунков и книг.
Ход урока.
I. Организационный момент.1.Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка «Сиртаки»).
         Хайре! Так приветствовали эллины друг друга в Греции. Дети, у нас есть возможность на машине времени побывать в стране, которую мы изучаем - Элладе. Помогут нам в этом фильм, книги, по которым вы изучали мифы Древней Греции, рисунки, которые вы рисовали в продолжение темы.
II. Знакомство с темой и целями урока.
2. Слово учителя.
        Запишем в тетрадь тему урока: «Культура Эллады».
         Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Аристотеля, выдающегося греческого философа, воспитателя Великого Александра Македонского: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике». Наша цель - показать свой ум в применении знаний.
3. Прием «Щит».
           Сейчас мы украсим этот «Щит» фигурками богов. Напишите на фигурках богов то, что вы ожидаете от нашего урока. Одним предложением расскажите, за что этот бог отвечает. Молодцы!
          А теперь - выстраиваемся и поехали в Элладу! (Звучит музыка).
4. Прием «Крылатые выражения». (Приложение)
         Чтобы получить билет на машину времени, вам нужно сказали афоризм эллинов.
III. Мотивация учебной деятельности школьников.
5. Прием «Кинозал»
(Просмотр отрывка фильма о Греции.)
IУ. Актуализация опорных знаний учащихся.
 6.Ролевая игра «Утро в семье афинянина».
(Проверка домашнего задания.)
1 ученица. Я - Анастасия, живу в этом каменном доме, покрытом черепицей. Я с двумя детьми 2 - летним сыном и 12 - летней дочерью все время нахожусь в женской половине - гинекее, а муж со старшими сыновьями -в мужской - андроне.
            Всю мебель сделал мой муж Александр. Он - рыбак. Сегодня ему повезло: был богатый улов. Утром он обменял на агоре рыбу на оливковое масло и купил хлеба.
- София, дочка, тебе надо пожарить рыбу и накрыть на трапедзе.
2 ученица. Мама, завтрак уже готов. Я подготовлю новые хитоны для отца и Ипполита. Хорошие какие! Конечно, мы же и полотно ткали и сами шили.
1 ученик. (Муж). Спасибо за завтрак. Мы с Ипполитом пойдем на акрополь, там началась подготовка к празднику. Педагог Сергей отведет нашего сына Деметрия в школу. Смотри, сынок, хорошо учись, слушай учителя, чтобы потом тебе было легко учиться в «Академии» Платона.
2 ученик. (Педагог) Ты, Деметрий, должен гордиться своим родным городом. Мы видим чудо Афин - Акрополь. Персы дважды разрушали Афины и стратег Перикл решил создать непревзойденный архитектурный ансамбль в честь победы над персами. Сейчас мы идем Пропилеями - величественным входом в Акрополь. Вот этот небольшой храм - богини победы Ники бескрылой.
3 ученик. (Деметрий) А почему она бескрылая?
2 ученик. (Педагог). Это для того, чтобы победа никогда не улетала из Афин. Видишь, мрамор пожелтел, будто покрылся позолотой. Слева - колонны картинной галереи - Пинакотеки. По лестнице видно озаренный солнцем храм Эрехтейон. Ты же знаешь о споре Афины и Посейдона?
3 ученик. (Деметрий). Конечно, ее все знают. Афина подарила нам масло, а Посейдон - источник воды. Все обрадовались, но вода была соленая. Понятно, что дар Афины понравился больше, поэтому и город назвали в честь Афины. Я вижу этот сюжет на фронтоне Парфенона - храма Афины Паллады. Ой, какая величественная статуя Афины!
2 ученик. (Педагог). Так, эту 9 - ти метровую бронзовую статую Афины видно морякам, подплывают к нашему порту Пирей. Это неудивительно, так как золотые острие копья и шлема служат маяком для них. Скульптору Фидию отдали всю добычу от Марафонской битвы для изготовления ее.
Парфенон ни с чем сравнить: он сияет белым светом от драгоценного мрамора. Но в нем есть еще одна статуя: 12 - метровая статуя Афины из дерева, слоновой кости и золота. Ее глаза из сапфиров, поэтому она как живая. Кстати, в другой комнате - сокровищница Афин и Афинского морского союза.
3 ученик. (Деметрий) Отец говорил, что произошла досадная ошибка, и Фидий обиделся.
2 ученик. (Педагог) Да, враги Фидия пустили слухи, что он украл часть из тех двух тонн золота, из которого сделал одежду статуи. Хорошо, что стратег Перикл посоветовал своему другу Фидию сделать одежду съемной. Когда перевесили, оказалось, что Фидий ничего не брал. Конечно, честный человек Фидий обиделся.Вот мы и пришли к твоей школе.
4 ученик. (Учитель) Я - учитель Таракос. С сегодняшнего дня ты, Деметрий, должен учиться читать и писать, петь и танцевать, играть на кифаре и флейте. Потом ты выучишь и будешь декламировать отрывки из гомеровских «Илиады» и «Одиссеи». Если всем понравится - получишь вознаграждение.
 С 12 лет ты будешь учиться бегать, бороться, метать копье и диск в гимназии и сможешь стать атлетом. Смотри, Деметрий, как много статуй на улицах: деревянных, каменных, бронзовых, мраморных - богам и атлетам. И тебе поставят статую, если ты выиграешь Олимпиаду. Приходите за Деметрием через 4 часа.
7.Прием «Оценка».
Оцениваем домашнюю работу в бланках.
V.Изучение нового материала.8. Мультимедийная презентация с комментированием.
Учитель. Я немного открою план нашего пребывания в Элладе и расскажу интересные моменты из истории культуры. У меня есть помощница.
Ученица. (Слайд). Эллины, как вы видите, живут в одно или двухэтажных домах из камня с черепицей на крыше. Мебель небольшая, самодельная из дерева. (Слайд) У столика трапедзы, от которого происходит наше слово трапеза, стоят табуретки. Знатные люди лежали на ложе. Рядом стоят сундуки с вещами. (Слайд) Светильники - мисочки с носиком, в них заливали масло оливковое. Их подвешивали на цепях к потолку. Ели эллины рыбу, мясо, овощи, сыр, разбавленное водой вино - все это они обменивают, а хлеб покупают на агоре.
Учитель. (Слайд) Посуда в доме есть и простая, глиняная, и дорогая. Дорогая посуда покрывается блестящим лаком, секрет которого сейчас потерян. На вазах рисуют шедевры - сцены из жизни людей и богов. (Слайд) Сначала фигуры зарисовывали черной краской - это чернофигурные вазы, позже ее оставляли красными - это краснофигурные.
 Когда-то на агоре в пифосе - большом горшке для зерна - жил философ Диоген. К нему подошел Александр Македонский и спросил: «Что я могу для тебя сделать?»
- Кто помнит его ответ Александру Македонскому?
- («Отойди от пифоса, ты мне закрыл солнце»)
      Амфоры до сих пор радуют наш глаз гармонией линий и совершенством форм. Сегодня два наших исследователя гончарства с всемирно известного афинского квартала Керамик восстановят две амфоры и расскажут о сюжетах.
  Ученица. (Слайд) Климат в Элладе теплый, поэтому все носят легкие хитоны - рубашки и плащи - гиматии из домотканой ткани. Женщины гиматий натягивали на голову как платок, мужчины на голову надевали шапку когда путешествовали. На ноги надевали сандалии.
      Учитель. Молодец! Оценим.
9. Учитель с помощью мультимедийной презентации.
        Древнегреческое искусство - классическое, образцовое, совершенное.     Архитекторы-эллины применяли правило «золотой середины» - «ничего сверх меры», поэтому храмы невысокие, радуют глаз. Их строят на естественной или искусственной платформе. Прямоугольное здание окружает мраморные колонны - портик, который защищает от солнца горожан, которые общаются, решают свои дела.
        Поддерживают фронтон колонны трех типов-ордеров: простые, мужские - дорические; с завитками, женские - ионические; с корзинами с цветами - коринфские. Иногда вместо колонн использовали каменные статуи, которые головами или руками поддерживают крышу или карниз. Мужские называются атлантами или куросами, а женские – кариатидами. Иногда статуи окрашивали.
        Храм - это дом Бога, поэтому его статуя стоит внутри. Римский историк Плутарх говорил: «В Афинах больше статуй, чем живых людей». На улицах мы видим бронзовые, мраморные статуи как богов, так и людей. Посмотрите, какие они все сильные, молодые, красивые. Это потому, что выдающиеся скульпторы воспевали красоту человеческого тела. Боги и люди отличаются только смертностью. Боги бессмертны.
        Скульптор Поликлет ввел пропорции для статуи: голова в 7 раз заключается в высоту фигуры, профиль приближается к квадрату, линии лба и носа создают одну линию. Наиболее известными являются статуи «Дискобол» Мирона - в ней единство энергичного движения и покоя, богиня красоты «Афродита» Праксителя, «Геракл со львом» Лисиппа, гениального скульптора, создавшего 1 500 статуй. А «Афродита Милосская» и «Аполлон Бельведерский» неизвестных скульпторов и сегодня являются образцами женской и мужской красоты.
VI. Закрепление изученного материала.
10. Работа в группах.
       Сейчас мы на машине времени возвращаемся в класс и закрепляем полученные знания, работая в группах.
11.Физкультминутка
        А. Инструктаж работы групп.
                   1 группа. «Исследователи - керамисты».
Ребята-археологи нашли самое ценное - помойку с остраконами - черепками амфор. Сейчас они попытаются собрать амфору и рассказать о сюжете.
(нужно склеять пазлы с 2 амфор 2 группа. «Аналитики».
    Девушки, вам нужно распределиться и выполнить работу на мультимедийной доске и нафаршировать рыбу. Помогайте и проверяйте друг друга.
12. Прием «Почемучка».
Дидактические материалы.
Карточка 1.
                             Подчеркни лишнее. Объясни почему.
А. Мирон, «Потрясенная амазонка», скенэ, курос - 2 варианта
Б. Пеплос, гиматий, гинекей, хитон.
В. «Арг», Ясон, золотое руно, Медуза.
                            Найди общее и отличное:
  Афина - Афины.
                                Карточка 2.
                               Подчеркни лишнее. Объясни почему.
Г. Геракл, Арес, Зевс, Гера - 2 варианта.
Д. Архитектура, история, скульптура, живопись.
Е. Дорический, минойский, коринфский, ионический.
                         Найди общее и отличное:
Олимп - Олимпия – Олимпиада
Карточка 3.
Найди пару, которая спряталась.
Дамоклов «осел»
Гиппократа «обычаи»
Ариадны «кинжал»
Троянский «обещание»
Драконт «нога»
Ахиллесова «игла»
 Работа на мультимедийный доске.
Соотнеси значение имен.
Галина «защитник»
Дмитрий «победа»
Сергей «мудрость»
Александр «тишина»
Ника «земледелец»
Тарас «высокий»
София "бунтарь»
         3 группа. «Оператор компьютерного набора».
Лучшие знатоки компьютеров Марина и Юля сейчас создадут свои презентации по культуре Эллады.
Инструкция при работе на компьютере, памятка создания презентации и задачи у вас на столе
  Б. Проверка работы групп.
                      Группа «Исследователей - керамистов».
13. Ответы «Исследователей - керамистов».
1 ученик. У меня амфора с театральным сюжетом. Эллада - родина театра, которую греки называют «школой жизни», государство давало бедным деньги на билет. Происходит театр от крестьянского праздника Великие Дионисии. Переодетые актеры (бог Дионис и сатиры) поют, танцуют.
        С 5 века до н.э. сооружают специальные помещения - театр во всех городах. В театре проходили печальные трагедии и веселые комедии. Снизу вверх по склону полукругом поднимаются места для зрителей. А на маленькой площадке - орхестре (не путайте с современным оркестром) выступают актеры в больших масках (радости, боли, гнева, мольбы - всего 28 эмоций), каждая еще и разных цветов: раздражение - красная, хитрость - рыжая, желтая - болезнь, все женские маски - белые.          Актер стоит на сандалиях - котурнах, которые делают его рост выше на 30 см, чтобы его лучше было видно. Хор пением выражает чувства к героям и их поступкам. У орхестры есть скене (сцена), где актеры - мужчины переодеваются и относят декорации. Великолепная акустика позволяет слышать каждое слово на последнем ряду.
          Сюжеты спектаклей мифологические. Наиболее популярными были трагедии Эсхила «Персы» о Саламинской битве, «Прикованный Прометей», Софокла «Антигона», комедия Аристофана «Птицы», в которой он описал птичье царство со справедливыми законами. После трагедии, когда люди плачут, они получают очищение души - «катарсис» - так считал Аристотель.
       Многие современные театров в своем репертуаре имеют комедии и трагедии Эллады.
 2 ученик. На моей амфоре - сюжет Олимпийских игр, которые проводились 1 раз в 4 года с 776 г. до н. более 1000 лет. Основал их Геракл. Продолжались они 5 дней. В первый и последний дни приносили жертвы богу Зевсу Олимпийскому. Поэтому именно в Олимпии были построены все стадионы, ипподром. Остальные дни посвящались соревнованиям: пятиборью, кулачным боям, борьбе, гонкам колесниц, а впоследствии соревнования по метанию диска, бега, метания копья, тройного прыжка, после марафонской битвы - забег на 42 км 192 м - марафонский бег.
          На ипподроме возничий 12 раз объезжал арену на четверке лошадей. Иногда возничий погибал. Атлетов награждали лавровым венком, корзиной плодов, родной город ставил статую в честь победителя, разрушал часть стены, потому что с таким атлетом никакой враг не страшен. Ему предоставляли жилье и продукты за общественные средства.
       Женщины не могли быть нм участниками ни зрителями. Нарушительницу ожидала смерть. Лозунг игр: «Сильнее, выше, быстрее!» есть в современных Олимпийских играх, которые восстановил француз Пьер де Кубертен в 1896 г. Олимпийские игры укрепляют мир и дружбу между народами.
Ответы 2 группы - «Аналитики» (На слайдах и в таблице).
14. Прием «Фиш - боун»
   Культура Эллады
Вывод: культура Эллады - классическая, совершенная, образцовая для всех европейских народов.
 15.Слово учителя.
           Эллины ввели Олимпийские игры, создали философию как систему знаний об окружающем мире и обществе, театр и драматические произведения, возвели публичную речь в ораторское искусство, создали непревзойденные художественные творения в архитектуре, скульптуре, керамике. Греческий алфавит, созданный на основе финикийского, использовали все европейские народы. Многие люди носят греческие имена: Сергей, Ника, София, Анастасия, Юлия, Александр, Тарас и другие.
            А сколько слов греческого происхождения мы употребляем: корифей - руководитель хора, архитектор - строитель, школа, педагог, демократия, олигархия, психология, театр, лицей, академия, гимназия, философия, география, геометрия, филология, много научных единиц в физике называют греческими буквами: альфа и бета частицы, гамма - излучения и т. Литературу, крылатые выражения эллинов вы еще будете изучать на уроках литературы, художественной культуры. На сюжеты греческих мифов создано много шедевров европейской культуры. В 15 веке даже будет Возрождение античной культуры – Ренессанс. Этот период мы будем изучать в старших классах.
          Именно поэтому греческая культура является образцовой, совершенной, классической.
3 группа.
16. Оценка презентаций с критериями оценки:
1. Научность и грамотность.
2. Анимация и эффекты.
17. Оценка «работы в классе».(бланк оценки)
VII. ИТОГИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
18. Прием «Видеотест»
А. фактического знания.
19. Прием «6 шляп Эдварда де Боно.»
Б. эмоциональное закрепление.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
20. Прием «Заверши предложения». (Слайд).
IХ. Оценивание и самооценивание по бланкам оценки с комментированием учителя.
Фамилия, имя
Домашнее задание Работа в классе ВидеотестОценка
Х. Домашнее задание.
Обязательное: читать параграф учебника, сделать схему по вопросам «Мировое значение культуры Эллады» (слайд) или написать эссе о разнице в религии греков и египтян.
Тренировочное. Подготовить по выбору учащихся:
- сообщение о художнике или ученого Эллады;
- нарисовать рисунок о культурных достижениях эллинов;
- кроссворд по датам.
Творческое: Написать сочинение: «Судьба Деметроса» или такое интересное сообщение, которое бы всех удивило. Источники: книги в библиотеке.
Спасибо за урок, все молодцы!
Приложение\s