Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий

Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий
С. М. Асмала
Л. Н. Куюмчиева
С течением времени меняются цели образования, его содержание появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается традиционной и главной формой обучения. Именно на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет большие возможности для решения разных задач. Все самое важное для ученика происходит на уроке. По нашему мнению, современный урок - это и не теряющий связи с прошлым, и совершенно новый, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в современном обществе. Нам нужны молодые люди, умеющие выделять проблемы, задавать вопросы, делать выводы, принимать решения. В этой связи, как раз системно-деятельностный подход призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. [1]
На наш взгляд, современный урок - это, прежде всего, урок интересный. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нужно помнить так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать. Успешен ли будет урок, во многом зависит от личных и профессиональных качеств учителя. Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками научных знаний, но и целостным развитием личности.
Что самое главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Если урок – современный, то он целенаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает фундамент для будущего. С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. [2]
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметного результата - универсальные учебные действия, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Как построить урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из заданий, предложенных в учебнике, целесообразно отобрать для урока? Какие приёмы и методы работы окажутся наиболее эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Планирование урока начинается с осознания и четкого, правильного определения его итоговой цели - чего учитель хочет добиться; затем выбор средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж потом определение способа, метода - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий для реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.
Так, на уроке русского языка во 2 классе ученики самостоятельно определяют цели, планируют работу.
-Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет. (На доске: домик, внучек)
- Спишите слова. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. ( В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный).
- Почему же мы в слове домик пишем суффикс – ик?, а слове внучек – ек?)
- Почему возникло затруднение?
- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? (В слове "домик" – совпадает, а в слове "внучек" – расходится)
- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)
- Молодцы! Вы правильно сделали вывод.
-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новой орфограммой)
Тема нашего урока: "Учимся писать суффиксы -ек, -ик”.
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек).
-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (Он не знает, как записать слова)
-Можем ли мы ему помочь? Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему? (Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).
- Итак, мы сами изобретаем правило.
В настоящее время все более актуальным в урочной деятельности становится использование приемов и методов, которые формируют умения собирать необходимую информацию, самостоятельно добывать знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность к организации самостоятельной учебной деятельности без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Реализация деятельностного подхода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные. [3]
Так, на уроке литературного чтения в 4 классе при изучении темы «Н. Заболоцкий Детство», ученики, работая в группах, проводят самостоятельную исследовательскую работу.
Самостоятельная работа по группам.
1 группа. Прочитайте стихотворение, объясните значение непонятных слов.
2 группа. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопрос: «Какую картину детства описал поэт? Поразмышляйте, чем эта обычная картина очаровала девочку?»
3 группа. Кто из поэтов ещё написал стихотворения с таким же названием? Сравните эти произведения.
Учитель должен быть творцом своих уроков. Планируя любой урок, направленный на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, необходимо использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и остаётся основным источником знаний. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет возможности для новых идей и творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст]/ Педагогика М.: 2009 - №4.-С. 18-23
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд, перераб. [Текст]/ - М,: Просвещение, 2011. – 400 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010.
Заголовок 115