Урок по русскому языку на темуСложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9класс)


Тема: «Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными» (урок первый).
Цель: формировать представление о придаточных изъяснительных; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП;
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Предметные:
1.Знать особенности СПП с придаточными изъяснительными.
-2.Уметь расставлять знаки препинания в СПП.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
1.Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Прогнозируемый результат:
Знать особенности СПП с придаточными изъяснительными.
Уметь расставлять знаки препинания в СПП.
Определяют понятие придаточного изъяснительного.
Опознают придаточные изъяснительные и выделяют их запятыми.
Различают придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции. Конструируют СПП с придаточными изъяснительными.
Изучение нового материала.
1. Составление опорной схемы – групповая работа
2. Подготовка к восприятию новой темы:
Цифровой диктант (1 – верно, 0 - неверно)
Нахождение дополнений в предложении (работа парами)
3. Презентация опорной схемы
Закрепление пройденного материала.
1. Конструирование предложений (учащиеся с низкой мотивацией)
2. Исследование СПП с придаточными изъяснительными. (групповая работа – выполняется одновременно с заданием №2)
3. Редактирование предложений (учащиеся с низкой мотивацией).
4. Лингвистический эксперимент (групповая работа)
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
План урока.
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем исследовать СПП. Работать мы будем с вами несколько необычно. Класс я разделила на условные группы. 1 и 2 группы будут работать самостоятельно по своим заданиям и потом познакомят нас с выводами, к которым они придут в результате своих исследований. На ваших партах лежат папки с заданиями и «оценочные листы», в которые вы в течение урока будете выставлять оценки друг другу. (приложение №2)
II. Повторение пройденного материала.
«Слепая» схема (определили тему урока)
ТЕМА УРОКА:
На экране предложения(проблемная ситуация)
Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению не подошла ни одна схема. Почему? Начертите схему самостоятельно.
1.Н..ступила ноч.. в лесу. [ - = ]
[ - =,= ]
[ -, - = ]
[ = - ]
2.По ств..лам и суч..ям толстых д..ревьев п..стукива..т мороз, хлопьями осыпа..т?ся ле..кий серебряный иней. 3.Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.
Какую схему вы подобрали к 1 п-ж? ко 2-му?
К 3-му??? Почему вы не подобрали схему? (это п-ж союзное, СПП)
Чтобы разрешить проблему, какие задачи необходимо решить сегодня на уроке? (ответы)
Все задачи у вас записаны, как обычно, в маршрутном листе. Задачи указаны для изучения всей темы, а какие из них мы будем решать сегодня. Посовещайтесь в паре и отметьте галочкой задачи на сегодняшний урок.
Зачитайте.
Какой наш предполагаемый результат? Что мы будем уметь к концу урока?
III. Новый материал.(работа в паре) 1 учебная ситуация
– Прочитайте предложения и выполните задания
Текст.
(1)Я сказал папе:
– (2)Папа, купи мне боксёрскую грушу! (3)Буду тренироваться и стану боксёром.
– (4)Нечего тратить на ерунду деньги, обойдись как-нибудь без груши.
(5)И он оделся и пошёл на работу. (6)А мама сразу же поняла, что я обиделся. (7)Она постаралась мне помочь.(8)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
– Подчеркни грамматическую основу 6 предложения.– Определите главную и придаточную части.– Определите, от какого члена предложения и от какой части речи в главной части мы задаём вопрос к придаточной части? Отметь это слово крестиком.– Задай вопрос от главной части к придаточной?– Определи средство связи.
Запиши результаты в таблицу.
Вид придаточного предложения К чему относится? На какой вопрос отвечает? Средство связи
Изъяснительное – Используя таблицу, построй определение понятия “придаточное изъяснительное”, заполнив пробелы:
Придаточное изъяснительное – это придаточная часть СПП, которая относится…………………….. …………………………………………………………………….в главном предложении, отвечает на … ……………………………………………………….. вопросы, средством связи являются……………….. ……………………и……………………………………………………………………………………………..
Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Отметьте в листах обратной связи
1.Даю определение придаточного изъяснительного.
Опознают придаточные изъяснительные и выделяют их запятыми.
IV Цифровой диктант. Ваша задача – записать только цифру: 1 – если вы согласны с утверждением, 0 – если утверждение, на ваш взгляд, неверно.
Цифровой диктант (1 – верно, 0 - неверно)
Дополнение чаще всего относится к сказуемому.
Дополнение выражается именем существительным в именительном падеже.
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей.
Дополнение является частью грамматической основы.
В предложении: Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный куст настурции на пожелтевшей клумбе - выделенные слова являются дополнениями.
Проверка 10101
Слово учителя:
Как вы ответили на 3 вопрос? С каким членом предложения лингвист Пешковский сравнивает ПР.ИЗ.? Почему?
Давайте с вами вспомним, на какие вопросы отвечает и к чему относится дополнение.
Нахождение дополнений в предложении (работа парами)
Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.
Запись в тетради: Шагнул (через что?) через порог, посмотрел (на кого?) на него, случалось видеть (кому?) мне, случалось видеть (кого?) молодца, выставлялись (из-под чего?) из-под рубашки.Вывод: Дополнения чаще всего относятся к сказуемому и всегда отвечают на вопросы косвенных падежей.
Презентация опорной схемы

V. Закрепление пройденного материала. (работа в группах -2 учебная ситуация)
Сверяются с эталоном(на обратной стороне карточки)
Группа №1 (приложение №5)
Задание: Продолжите предложения, подобрав к главным предложениям придаточные. Какой тип придаточных предложений вы использовали? Запишите предложения, выделив грамматические основы и подчинительные скрепы. К придаточному предложению задайте вопрос. Постройте схемы.
Ей кажется, будто …
Им очень хотелось, чтобы …
Нехорошо, если вы …
Нам пока неизвестно, кто …
Мне было безразлично, где …
Хорошо слышно, откуда …
Невозможно понять, откуда …
Невозможно рассказать, какое …
Вывод: один и тот же тип придаточного может присоединяться к главному разными союзами и союзными словами.
Группа №1
Редактирование предложений (учащиеся с низкой мотивацией).
Слово учителя:
Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи.
Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.
Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем.
Петр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам.
Тогда Долохов стал расспрашивать, как готовятся ли они к нападению на французов.
Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Отметьте в листах обратной связи
1. Опознаю придаточные изъяснительные и выделяют их запятыми.
VI Конструируют СПП с придаточными изъяснительными. (фронтально) Слайд
Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы её? Отметьте в листах обратной связи
1. Конструирую СПП с придаточными изъяснительными. 3 учебная ситуация
VI I. Самостоятельная работа
– Найдите среди предложений СПП с придаточным изъяснительным, отметь галочкой.(сверяемся с эталоном на обратной стороне)
Ирина Петровна сказала, что завтра уезжает в Ленинград.
Мы опоздали на урок, потому что поздно проснулись.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Хорошо там, где нас нет.
Попросим Виктора, чтобы он принёс альбом с марками.
Люблю погоду, когда идёт пушистый снег.
Мне показалось, будто в комнате запахло цветами.
Рефлексия.
-к чему присоединяется придаточное изъяснительное,
-чем присоединяется к главному предложению придаточное изъяснительное,
-на какие вопросы может отвечать придаточное изъяснительное,
-какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное изъяснительное,
Чему мы сегодня научились? Что умеем?
1. Определяю понятие придаточного изъяснительного
2. Опознаю придаточные изъяснительные и выделяю их запятыми
3. Конструирую СПП с придаточными изъяснительными.
Конструирую предложения по данным схемам.
Различают придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции– задача на следующий урок
Домашнее задание предлагаю разноуровневое, 1, 2 и 3 уровня сложности, каждый выбирает 1,2 или 3 уровень
Маршрутный лист. 9класс.
Виды учебной деятельности(на уровне учебных действий) Сомо-оценкаПромежуточные работы(учитель) Итог
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 1 Определяю понятие придаточного изъяснительного 2 Опознаю придаточные изъяснительные и выделяю их запятыми. 3 Различаю придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции. 4 Конструирую предложения по данным схемам. 5 Читаю диалоги, пересказываю их содержание с помощью сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.. 6 Конструирую СПП с придаточными изъяснительными.