Конспект урока по русскому языку на тему СПП с придаточными времени


9 класс
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.Цели урока: -закрепить умения и навыки в составлении СПП с придаточными обстоятельственными; -проверить умения различать СПП от ССП-научить разбираться в структуре сложноподчинённого предложения с придаточными времени;-воспитывать интерес к искусству; -развивать навыки критического мышления.Лексическая тема: искусство.Тип урока: объяснение новой темы.Оборудование: презентация, учебник, листы самооценки.Технология: элементы стратегии критического мышления , проблемного обучения. Ход урока:1. Психологический настрой.
Слово учителя. Сегодня у нас необычный урок, потому что он будет связан с искусством и литературой. Еще необычный потому, что у нас гости на уроке.
Тренинг ”Искорка добра”
В одном городе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто.Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, тёплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки.
-Давайте, ребята, мы тоже передадим друг другу искорку добра. Протяните ладони, возьмитесь за руки, почувствуйте добрую, славную руку своего соседа и передайте ему все свое внимание, тепло и доброту. И пусть наш урок принесет нам всем радость общения.
2.Деление на группы(вытягивание листочков по жребию.)3.Раздача листов для самооценки.4. Опрос дом.задания:
«Мозговая атака»Как объединяются простые предложения в составе сложного?Каковы основные группы сложных предложений?На какие группы делятся ССП?На какие группы делятся СПП?В чём заключается отличие ССП от СПП?При помощи чего соединяются главная и придаточная части в СПП?Чем различаются подчинительные союзы и союзные слова?Назовите группы СПП с придаточными обстоятельственными?
5. Работа с постером:
1 группа: Сравнить по «Диаграмме Венна» ССП и СПП.
ССП СПП

2 группа: Составить кластер «Сложное предложение»
Сложное предложение

Союзное бессоюзное
3 группа: Кластер «Типы СПП»

С придаточными с придаточными с придаточными
обстоятельственными
изъяснительными
определительными
6.Объяснение новой темы:
Ученики записывают число и тему урока «СПП с придаточными времени»
«Синтаксическая разминка»
Учащимся нужно из двух простых предложений составить одно спп с придаточным времени ,составить схему и дать характеристику.
Когда я открыл окно мы выбежали босиком на улицу
Как только кончился тёплый летний ливень с тех пор как я уехал из аула
Прошёл год комната наполнилась ароматом
Работа по таблице. Ученики самостоятельно знакомятся с новой темой и заполняют таблицу
7.Тест на внимание по Мюнстербергу.
Бартистсвтрпцоцэпьесазгучскткльъхэьгчятеатрьусценатрочягщшгцкмузыкагурсеабемтоджебьамкомпозиторроицафцуйгахтживописьболджщзхюэлгщьбгалереяшогхеюжипдрпцхщнздхудожникйцукеншизхьвафыпролдбтворчествоабфырплоспектакльячсинтьбюнбюекартинавуфциеждлоррплитературашалдьхэипцгиернкуыфйшрежиссёрэкжлорлафывюфбкинофнячыувскапбалетзжэьеюдшщгл
Ключ: Артист, пьеса, театр,сцена, музыка, композитор, живопись, галерея, художник, творчество, спектакль, картина, литература, режиссёр, кино, балет.
Ребята, какой общей темой можно объединить эти слова?
Искусство.
Что такое искусство?
Искусство-это мастерство, знание дела.
Назовите виды искусства?
Кино, балет, живопись, театр, музыка .
8 . Закрепление. Групповая работа по текстам «Слово об Олжасе»стр.117-118;«Начало творчества»стр.126;«Искусство балета»стр.124-125;Задания 1 группы:1) Рассказать об Олжасе Сулейменове.2) Составить кластер.3) Найти СПП с придаточным времени и доказать.
Слово учителя:
-В 1947 году в Семипалатинске был создан ядерный полигон, где проводились испытания ядерных оружий, изготовленных в СССР. Ущерб, нанесенный здоровью людей, был колосальный. Миллионы людей подверглись различным тяжелым заболеваниям.
Олжас Сулейменов выступил с заявлением о необходимости прекращения ядерных испытании в Казахстане. Основал антиядерное движение «Невада-Семипалатинск». Благодаря усилиям этого движения ядерный полигон был закрыт. Движение «Невада-Семипалатинск» объединило всех жертв ядерных испытаний.Задания 2группы:1)Рассказать о Бибигуль Тулегеновой.Бибигуль Тулегенова- заслуженная артистка Казахстана.2) Составить синквейн о Бибигуль Тулегеновой3)Найти СПП с придаточным времени и синтаксически разобрать.Валеологический компонент:
-Послушайте замечательное пение Бибигуль ТулегеновойЗадания 3 группы.1)Рассказать о Галине Улановой.Галина Уланова- великая русская балерина.2) Составить синквейн 3)Найти СПП с придаточным времени, составить схему и дать характеристику.9.Итог урока.
Домашняя работа.Написать сочинение-эссе «Моё отношение к искусству»;Упражнение №157. К главным предложениям дописать придаточные образа действия.Оценивание.Рефлексия.
«Письмо самому себе»Оцени свою работу на уроке (был ли ты активен, пассивен) и пожелание самому себе.
Закончите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал...
- Сегодня на уроке я научился ..