«Роль изобразительно-выразительных средств в тексте» (на примере рассказа И. Бунина «Русак»)

Урок русского языка. 10 класс
Тема: «Роль изобразительно-выразительных средств в тексте»
(на примере рассказа И. Бунина «Русак»)
Цель: Закрепить знания о средствах языка.
Задачи:
Воспитать внимательное отношение к слову.
Развить мыслительно - речевую деятельность учащихся.
Воспитать бережное отношение к слову автора, к собственному слову, к культуре речи.
Организационный момент.
Раздаточный материал: таблицы «Средства выразительности», «Роль изобразительно-выразительных средств в тексте». Рассказ И. Бунина «Русак». Карточки с высказываниями о средствах выразительности.
Основная часть.
Первая учебная ситуация.
Слова учителя.
И.Бунин принадлежит к тем натурам, в которые талант был вложен, говоря его же словами «божьей милостью, а не человеческим хотением, измышлением или выучкой».
В своей прозе Бунин уже смолоду весьма разнообразен. Его рассказы написаны на самые разные темы и населены самыми различными героями. Это впечатление рождено было богатыми впечатлениями жизни. Юношей, покинув «отчий дом», он много путешествовал. Орел. Харьков. Елец. Смоленск. Москва. Санкт-Петербург. Одесса. Несколько раз бывал за границей. Но везде тосковал по дому. Поэтому к теме дома он в своем творчестве обращался очень часто. Домом его была Россия, которую он вынужден был покинуть. Глубокий духовный кризис овладел тогда писателем, но память, возвращая его в прошлое, пробуждала желание писать о России.
Рассказ «Русак» был написан в 1924 далеко от России.
Чтение рассказа И. Бунина «Русак».
Задание. При прочтении текста карандашом выделить слова и словосочетания, которые требуют обратить на себя внимание.
Вторая учебная ситуация.
Для более полной, точной, яркой, и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Прочтите слова и словосочетания, на которые вы обратили внимание. Заполните таблицу. Пользуйтесь таблицами: «Средства выразительности», «Роль изобразительно-выразительных средств в тексте».
Словосочетание Средство выразительности речи Роль средств выразительности
Непроглядная метель эпитет в узком смысле Скрипит и стонет сук метафора Снежный свет эпитет Старое дерево логическое определение Стекловидные глаза Метафорическое поэтическое определение бессмысленно блестящие, как и при жизни сравнение Каменно тверда сравнение Жесткой шерстке Логическое определение Кошачьих усах сравнение Дивное чудо! Риторическое восклицание. Стеклом глаз сравнение Жаркое тепло Эпитет в узком смысле Головокружительная красота Метафорическое поэтическое определение Обезумевшее сердце метафора Младенческий вопль Логическое определение - оксюморон Острый огонь кинжала Метафорическое поэтическое определение Холодное окно Метанимическое поэтическое определение Непомеркшие глаза Метафорическое поэтическое определение Вывод: Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие , привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию, а также помогают понять смысл, заложенный автором в произведение.
Третья учебная ситуация.
Сюжет и композиция.
В рассказ присутствует обрамление, в котором два раза встречается слово «дом». Сделайте сравнительный анализ первого и последнего абзаца, обращая внимание на средства выразительности.
Первый абзац – экспозиция, задается тема (тема дома). Здесь дом предстает как нечто привычное; «уют», «старина», но в то же время есть что-то загадочное, непонятное в этом мире. «Непроглядная метель» мешает разглядеть что-то важное «как всегда в метель». Зато в такую непогоду чувствуется тепло дома.
Второй абзац – заключение.
История, случившаяся с русаком, прояснила для автора-повествователя то, что было неведением в начале повествования. Он теперь с «непонятным наслаждением» ощущает себя, блаженствует от того, что живет, что у него есть дом, который защищает его от холода, снега.
Слово учителя:
Завязка происходит во втором абзаце с приходом Пети, который принес убитого зайца. С развитием сюжета развивается ещё одна тема – тема жизни и смерти. Автору-повествователю необходимо постичь, что жизнь – это дар, и от жизни до смерти всего один только шаг. Жизнь отстаивает себя до конца, и след ее остается даже тогда, когда тело остыло.
Докажите, что это действительно так.
В начале описание русака кажется, что заяц жив. Глаза, в которых
сохранилось выражение и блеск жизни, ещё не померкли. Ощущение жизни передается и через фонетику – разнообразие звуков.
Много сонорных – Н, Л, М, Р.
Живые гласные – О, А, У, Ы, Е.
Обратите внимание на предложение:
«Но вся его тяжелая тушка уже каменно тверда и холодна».
Какую роль здесь играет слово «НО»?
Это союз. Он связывает одну мысль с другой.
Дает понять, что жизнь уже не пульсирует, она остановилась и уже безвозвратно.
Обратите внимание на фонетику.
Преобладают глухие согласные и шипящие.
Т, К, Х, П, Ш.
Найдите наивысшую точку развития сюжета, где конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
Кульминацией произведения является восклицание «Чудо, дивное чудо!» Это риторическое восклицание. Риторическое восклицание – прием передачи кульминации чувств. Оно передает различные эмоции автора: удивление, огорчение, радость.
Работа с эпизодом.
План
Какие слова или словосочетания Вы выделите из текста?
Какую эмоциональную атмосферу создает эпизод?
Проследите смену настроений, чувства героя.
Какие художественные приемы использует автор?
Кратко передайте основные события эпизода.
Какие персонажи являются носителями основного смысла эпизода?
Тема, поставленная автором.
Ответьте на вопрос: «В чем же заключается чудо, о котором восклицает автор?»
Запишите свои размышления в тетрадь.
Итак, обилие метафор, эпитетов, сравнительных оборотов доказывает, что перед нами удивительный художник слова, мастер, умеющий изображать явления мира и духовные переживания человека, сопоставляя их друг с другом.
Арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства только перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Домашнее задание: Написать эссе на тему: «В чем же заключается чудо, о котором восклицает автор?»