Урок по литературному чтению для 2 класса В. Драгунский. Друг детства


Тема: В. Драгунский «Друг детства»
Цель:
познакомить с идейным содержанием рассказа В. Драгунского «Друг детства», краткой биографией автора;
развивать речь, ассоциативное мышление, память, беглость и осознанность чтения, умения анализировать текст, давать характеристику героям, умения сотрудничать с учителем и друг с другом, расширять словарный запас, развивать навыки самооценки;
формировать нравственные, культурные, духовные ценности: способность сопереживать, радоваться, восхищаться, дружить.
Тип: комбинированный
Методы: словесные, эвристические, элементы технологии критического мышления, диалогового сотрудничества, развивающего обучения.
Оборудование: клипы «Творчество Драгунского», «Старые игрушки», тестовые задания, карточки для работы в парах (разгадай), конверты с разноцветными медвежатами, репродукция картины Т. Гладковой «Друг детства».
Ход урока
Орг.момент
Поговорим?
О чём?
О разном и о прочем,О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно…
Поговорим?
Поговорим,
Нам будет интересно!
Актуализация знаний
А) Какие цели ставите для себя на уроке? (познакомиться с новым произведением, развивать память, речь, скорость чтения, узнавать значение новых слов, развивать умение пересказывать). Учитель дополняет (развивать умения анализировать текст, находить главную мысль и делать выводы, слушать и слышать друг друга, поговорим о самых лучших нравственных качествах человека, проверим уровень усвоенных знаний по прошлым темам).
Б) Тест
1.Укажи произведение устного народного творчества:
А) потешка
Б) рассказ
В) стихотворение
  2.Какие стишки помогают детям разделить роли или установить очередь для начала игры?
А) дразнилка
Б) считалка
В) скороговорка
  3.Назови произведение фольклора, в котором содержатся народная мудрость и поучение?
А) пословица
Б) скороговорка
В) загадка
 4.Найди загадку:
А) При солнышке – тепло, при матери – добро.
Б) Береги нос в большой мороз.
В) Стоит девица в избе, а коса – на дворе.
 5. К какому виду относится сказка «Лиса и муравей»?
А) бытовая
Б) волшебная
В) о животных
 6.Определи, из какой сказки эта концовка: «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»!
А) Пых
Б) Лиса и муравей
В) Сивка – бурка.
 7. Укажи нанайскую сказку:
А) Сивка – бурка
Б) Два жадных медвежонка
В) Айога - Самопроверка, самооценка, согласно ключа к ответам:
1-А, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-В, 6-В, 7-В.
В) Введение в тему
Для того чтобы продолжить наш разговор, давайте определим, кто сегодня является нашим собеседником? Как его зовут?
- Работа в парах:
Расшифруй, вычеркнув повторяющуюся букву
ЕВЕИЕКЕТОЕР
ЕДРАЕГУЕНСЕКИЕЙ
Работа по теме урока
А) Просмотр ролика о творчестве В. Драгунского
Учитель:
Мы с вами будем встречаться с В. Драгунским и в 3, и в 4 классе, потому что для детей он был настоящим другом.
Продолжите фразу: Друг – это тот кто…
Как вы думаете, почему мы заговорили о дружбе?
Разгадайте как называется наш рассказ:
ГУРД АВТСТЕД
Б) Метод ассоциаций:
-Кого можно назвать другом детства? (друзья из двора, животные, одноклассники, книга, игрушка, и т.д.) В) Первичное знакомство с текстом стр 58-59
чтение 1 и 2 части по вариантам с закрытым доступом к последующему тексту: 1 вариант – 1 часть, 2 вариант – 2 часть (жужжащее и осмысленное 5 минутное чтение)
работа в парах: пересказ своей части товарищу (шёпотом)
работа по вопросам, отвечают учащиеся противоположного варианта
анализ 1части – отвечают учащиеся, работавшие над 2 частью (2 вариант)
- какие соревнования посмотрел Дениска по телевизору?
- что попросил Дениска у папы?
- о какой груше подумал папа?
- какую грушу имел в виду Дениска?
- для чего нужна была Дениске боксёрская груша?
- как отреагировал на просьбу сына папа?
анализ 2 части - отвечают учащиеся, работавшие над 1 частью (1 вариант)
- куда ушёл папа?
- в каких чувствах остался Дениска после разговора с папой?
- кто заметил, что Дениска обиделся?
- что сказала мама, чтобы подбодрить сына?
- что мама вытащила из-под дивана?
- что лежало в корзине?
- какую игрушку достала мама из корзины?
- как поступила с мишкой и что при этом сказала Дениске?
Вопрос всем: почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксёрскую грушу?
Уже догадались, о каком друге детства пойдёт речь? Проверка ассоциаций по названию.
ФИЗМИНУТКА «Медвежата в чаще жили…»
Метод прогнозирования: что произойдёт дальше?
Чтение 3 части учителем
анализ 3 части - фронтально
- какие эмоции появились у Дениски после маминого предложения?
- как внешне выглядел мишка?
- Как мишка сидел на диване?
- для чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван?
- каким показался Дениске взгляд мишки? Дайте объяснение, почему мишка был радостным?
Чтение 4 части учитель + сильные учащиеся
анализ 4 части – фронтально
- как изменилось настроение Дениски в этом отрывке, почему?
- прочитайте воспоминания Дениски о своей игрушке
- «И я любил его тогда так сильно!», какой игрушкой был мишка для Дениски?
- рассмотреть иллюстрацию на стр 59. Если бы мы не озвучили воспоминания Дениски, можно ли по внешнему виду сказать, что мишка был его любимой игрушкой? (был как младший брат)
- почему Дениска заплакал?
- к какому решению пришёл Дениска в конце рассказа, прочитайте.
- почему он решил никогда не быть боксёром?
4. Рефлексия
Учитель:
А) Какие чувства у вас вызвал данный рассказ (аргументировать почему)?
Вынуть и конверта медвежонка определённого цвета согласно таблице настроения:
Зелёный – РАДОСТЬ
Синий – ГРУСТЬ
Розовый – ОБИДА
Белый – СТЫД
(Если не выберут белого медвежонка – это делает учитель. За чей поступок может быть стыдно?)- как бы вы отнеслись к Дениске, если бы он всё же сделал мишку боксёрской грушей, предметом для отработки удара.
- как называют человека, оставившего друга в беде, нарушившего верность по отношению к другу? (предатель).
Б) Игра «Хлопок-молчок»
Хлопками выбрать качества характеризующие Дениску.
Милосердный
Грубый
Добрый
Жадный
Верный
Надёжный
Злой
Преданный
Отзывчивый
- предположите, что медвежонок умеет разговаривать. О чём он сказал Дениске?
В) Сюрпризный момент
Игрушечный медвежонок заговорил:
Привет, дорогие друзья!
Вы молодцы, так правильно озвучили мои чувства.
Сейчас я так рад, так счастлив!
Когда я валялся в корзине и изо дня в день покрывался пылью, всё время вспоминал, как в первый раз меня обняли маленькие детские ручонки, а счастливый голосок пропищал: «Я тебя никому не отдам!». Как вместе гуляли, а перед сном я даже слушал сказки.
И вот я снова с другом! Как хорошо, что есть настоящая дружба и верные друзья!
- Клип «Старые игрушки»
- как дальше поступал Дениска со своим мишкой? Почему?
- демонстрация картины Т.Гладковой «Друг детства»
5. Итог
Учитель:
- Цели, которые каждый из вас ставил вначале урока - выполнены?
- Но самая главная цель – это вывод из произведения. Для чего писатель написал для вас этот рассказ? Какую основную мысль хотел донести до нас?
 Человек без друзей, что дерево без корней. Никогда нельзя обижать и предавать своих друзей. Друзьями надо дорожить.
Оценить мишками свою работу на уроке:
Зелёный- 5
Синий-4
Красный -3
Белый -2
6. Домашнее задание
- Какое домашнее задание вам захотелось выполнить по рассказу В. Драгунского «Друг детства»?
Примерные варианты: прочитать, пересказать, нарисовать рисунок, подобрать пословицы о дружбе, написать сочинение о своей любимой игрушке.
- А хотите узнать, какое бы задание придумала я, если бы была ученицей 3 класса? Ну, попробуйте догадаться?
( Я бы пришла домой и привела в порядок своего друга детства).