Индивидуальный маршрут развития обучающегося




Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
закрытого типа для обучающихся с девиантным
(общественно опасным) поведением




Индивидуальный
маршрут
развития обучающегося








Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель-логопед




ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы и в средних классах вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющиеся на одну-две группы оппозиционных звуков
2. Недостаточная сформированность фонетических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойств).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).



Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активного пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания;
- установление логики, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
-познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений;
- планирование;
- контроль;
- работа в определенном темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия;
- умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
- применение инструкции при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания;
- соблюдение речевого этикета при общении;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).


















































Индивидуальный образовательный маршрут



Этапы
коррекционной
работы

Задачи коррекционной работы

Содержание
коррекционной работы

1. Развитие и уточнение пространственных представлений
- формирование зрительного восприятия;
- развитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений;
- формирование оптического и оптико-пространственного анализа;
- дифференциация оптических образов букв
1. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса (узнавания), в том числе и буквенного гнозиса.
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, словах, предложениях.

2.Развитие языкового анализа и синтеза представлений.
- выработка количественного, позиционного, порядкового анализа и синтеза слогов в слове;
- развитие слухового внимания и памяти;
- формирование фонетико-фонематических представлений;
- развитие фонематического слуха;
- формирование звукового анализа и синтеза
1. Развитие слогового анализа.
- звуковой анализ слога;
- определение количества слогов в слове;
- подбор слов с заданным количеством слогов;
- определение места слога в слове;
- подбор слов с заданным слогом;
- составление графических слоговых схем;

2. Развитие фонематического восприятия.
- различение гласных звуков;
- различение сонорных согласных;
- различение шумных согласных;
- по способу образования (взрывные и фрикативные);
- по месту образования (передние и заднеязычные);
- твердые и мягкие согласные;
- звонкие и глухие согласные.

3. Развитие фонематического анализа.
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение первого и последнего звука в слове;
- определение места звука в слове (начало, середина, конец);
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества звуков;
- определение места звука по отношению к другим звукам ( после какого, перед каким, между какими звуками стоит заданный звук);
- звукобуквенный анализ;
- преобразование слов путем замены одних звуков (букв) другими;
- преобразование слов путем наращивания или отнимания звуков (букв);
- преобразование слов путем наращивания согласных.

3. Развитие звуковой стороны речи.
Формирование правильного произношения и различения звуков.
Коррекция дефектов произношения:
- подготовительный этап;
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация звука;
- введение звука в речь.

4. Формирование лексических средств языка
- расширение словаря детей с привлечением их внимания к оттенкам значения слов;
- активизация имеющегося словаря;
- установление взаимосвязи между значением слов и их звуковым составом
1. Обогащение, закрепление и активизация словаря:
- существительными;
- прилагательными;
- наречиями.

2. Работа над пониманием значения:
- антонимы (слова «неприятели»);
- синонимы (слова «приятели»);
- омонимы (слова «близнецы»).

3. Расширение обобщающих понятий.

5. Развитие грамматических средств языка.
- воспитание умения правильно строить и распространять предложения;
- формирование навыка правильного употребления в речи основных грамматических категорий;
- формирование и закрепление навыка словоизменения, словообразования

1. Развитие анализа и синтеза структуры предложения.
- определение границы предложения;
- определение количества слов в предложении;
- определение места слова в предложении;
- распространение предложений;
- составление графических схем предложений.

2. Формирование навыка словоизменения существительных.
- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
- закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности:
- винительный падеж;
- родительный падеж;
- дательный падеж;
- творительный падеж (со значением орудийности);
- предложно-падежные конструкции единственного числа;
- формы существительных множественного числа (сначала беспредложные, затем с предлогами);
- освоение предлогов: в, на, под, над, из, около, за, перед, между, по, из-за, из-под.

3. Формирование словоизменения прилагательных.
- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
- согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа;
- согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

4. Формирование словоизменения глаголов.
- согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;
- согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

5. Формирование словообразования.
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных по опорным словам;
- образование прилагательного от существительного;
- образование глаголов с различными приставками;
- образование родственных слов.
6. Формирование синтаксической структуры предложения.
- простое предложение (подлежащее + сказуемое);
- распространенное предложение:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение;
б) подлежащее + сказуемое + прямое и косвенное дополнение;
в) подлежащее + сказуемое + обстоятельство места;
г) подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места;
д) подлежащее + сказуемое + дополнение + определение + дополнение
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение.






























Поурочный годовой план работы с учащимся 4 класса,
имеющим диагноз: системное недоразвитие речи
Малюгин Степан


Недели

Занятия

Темы и содержание коррекционной работы



Сентябрь

II
Фронтальное обследование



III

I этап (диагностический)


II этап (подготовительный)
Развитие и уточнение пространственных представлений


IV
1
Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса


2
Уточнение и расширение объема зрительной памяти


V
3
Развитие зрительного анализа и синтеза


4
Дифференциация смешиваемых букв

III этап (коррекционный)
Октябрь


Развитие слогового анализа


I
5
Звуковой анализ слога


6
Звуковой анализ слога


II
7
Определение количества слогов в слове


8
Подбор слов с заданным количеством слогов


III
9
Определение места слога в слове


10
Подбор слов с заданным слогом


IV
11
Подбор слов с заданным слогом


12
Составление графических слоговых схем


Ноябрь

I Каникулы


Развитие фонематического восприятия

II
13
Различение гласных звуков


14
Различение сонорных согласных


III

IV
15
Различение шумных согласных


16
Взрывные и фрикативные согласные


17
Переднеязычные и заднеязычные согласные


18
Твердые и мягкие согласные

V
19
Звонкие и глухие согласные

Декабрь


Развитие фонематического анализа


I
20
Выделение звука на фоне слова


21
Подбор слов на каждый звук


II
22
Определение места звука в слове


23
Определение последовательности звуков в слове


III
24
Определение количества звуков


25
Звукобуквенный анализ


IV
26
Преобразование слов путем отнимания звуков (букв)


27
Преобразование слов путем наращивания звуков (букв)

Январь

I Каникулы


Развитие функции словоизменения и словообразования

II


III

IV
28
Морфемный анализ


29
Морфемный анализ


30
Словообразовательный анализ


31
Словообразовательный анализ


32
Однокоренные слова


33
Однокоренные слова

Февраль

Обогащение, закрепление и активизация словаря


I
34
Обогащение словаря существительными


35
Обогащение словаря прилагательными

II
36
Антонимы («слова-неприятели»)


37
Антонимы


III
38
Синонимы («слова-приятели»)


39
Синонимы


IV
40
Омонимы («слова-близнецы»)


41
Омонимы

Март

I
II
42
Расширение обобщающих понятий


43
Расширение обобщающих понятий

Развитие анализа и синтеза структуры предложения

II
III
44
Границы предложений


45
Границы предложений


III
IV
46
Распространение предложений


47
Распространение предложений


48
Составление графических схем предложений

V
Каникулы

Апрель

Формирование навыка словоизменения существительных


I
49
Дифференциация И.п. ед. и мн. числа


50
Закрепление беспредложных конструкций


II
51
Предложно-падежные конструкции


52
Предложно-падежные конструкции


III
53
Освоение предлогов


54
Освоение предлогов

Формирование словоизменения прилагательных


IV
V
55
Согласование прилагательного с существительным


56
Согласование прилагательного с существительным


57
Согласование прилагательного с существительным

Май

Формирование словоизменения глаголов


I

II
58
Согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе


59
Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе


60
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов

IV этап (оценочный)


III

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.


IV

Фронтальное обследование

V



























15