Рабочая программа Клуб юных исследователей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ город Краснодар___
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
__Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 20_
(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «31» августа 2015 года
Председатель педсовета
_________________Е.П.Лякишева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС ООО
Название: Клуб юных исследователей
Направление: Общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Руководитель Егорова Вера Васильевна, учитель истории и обществознания
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы исследовательского обучения школьников автора А.И.Савенкова. – Самара; Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2011.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы исследовательского обучения школьников автора А.И.Савенкова. – Самара; Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших учащихся начальных классов для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность учащихся под наблюдением взрослых: педагогов и родителей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала учащегося, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, мотивации к познанию окружающего мира, посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;
– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств, при выполнении проектной работы;
– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
– формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
– формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.

В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Учащиеся во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.
Таким образом, обучение с использованием программы внеурочной деятельности «Юный исследователь» создаёт условия для саморазвития учащегося и педагога.



2. Общая характеристика курса.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно.   Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

3. Место курса в учебном плане
Курс «Клуб юных исследователей» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.

4. Ценностные ориентиры элективного курса

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Клуб юных исследователей»
Изучение материала элективного курса дает возможность обучающимся достичь следующих образовательных результатов:
Личностные и метапредметные результаты

Личностные УУД
Должны быть сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;



Регулятивные УУД
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Предметные результаты:

Должны научиться
Сформированные действия


· видеть проблемы;

· ставить вопросы;

· выдвигать гипотезы;

· давать определение понятиям;

· классифицировать;

· наблюдать;

· проводить эксперименты;

· делать умозаключения и выводы;

· структурировать материал;

· готовить тексты собственных докладов;

· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


6. Содержание программы курса «Юный исследователь»
Модуль 1. Знакомство с темой – 6ч
Теория
Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа).
Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты.
Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной
деятельности.
Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и
настоящего.
Детские проекты.
Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.
Практика
Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.
Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта учащихся путём подводящего диалога.
Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты).
Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий.
Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) – 3 ч
Теория
Информационный материал по теме (лекция, беседа).
Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора.
Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы.
Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы).Что такое план и правила его составления.
Правила организации индивидуальной и групповой работы.
Критерии оценки работы учащихся.
Практика
Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности.
Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам).
Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.
Распределение последовательности действий каждого члена команды.
Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):
Тест-задания по теории проектной деятельности.
Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.
Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.
Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала
и окончания работы над темой.
Участие родителей в проектной деятельности учащихся (выборе подтемы). Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом».
Модуль 3. Сбор информации – 10 ч
Теория
Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование). Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски...Правила составления списка используемой литературы. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.
Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.
Практика
Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор,систематизация, хранение, использование).
Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний.
Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы).
Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере). Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.
Модуль 4. Завершение работы над темой – 2 ч
Теория
Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности.
Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты. Обоснование правил оформления информационных листов (текста).Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц
при оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.
Практика
Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.
Выполнение заданий по обучению оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида. Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационного
материала. Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с
запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения.
Модуль 5. Выбор проектов – 5 ч
Теория
Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской
деятельности. Виды проектов. Групповой проект, особенности организации
совместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для учащихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.
Практика
Выбор учащимися темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение).
Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте. Развитие умения оценивать свои возможности. Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение
идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом.
Участие родителей в выборе темы проекта. Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др.
Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.
Модуль 6. Работа над проектами – 5 ч
Теория
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.
Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация).
Технологии изготовления продукта проекта. Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра.
Выбор формы презентации.
Практика
Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей. Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту.
Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе).
Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д. Совершенствование коммуникативной компетенции. Затруднения учащихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки). Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).
Модуль 7. Представление результатов работы – 3 ч
Теория
Обработка информации и её оформление в виде презентации.
Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе.
Защита проектного продукта.
Алгоритм оценивания результатов.
Практика
Представление созданных презентаций.
Совершенствование коммуникативной компетенции.
Представление проектного продукта.
Обсуждение и оценивание результатов.


7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Тема
Кол-во часов
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности учащихся

Модуль 1. Знакомство с темой


Определение темы. Выбор темы.
2
Определение основных принципов выбора темы, личных предпочтений. Повторение основных правил работы в группе. Виды тем исследовательских работ.
Самостоятельно выбирать тему и объект исследования.
Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы.

Понятие «групповой проект».
2
Понятие «групповой проект». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Организация проектной деятельности: двухкомпонентная организация проектной деятельности, соединение дисциплины и свободы выбора
Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками.
Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (под-
темам).
Совместная и самостоятельная деятельность при составлении пла-
нов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых),
сравнение и обобщение представленного материала.


Определение значимости темы. Выбор общей темы
2
Распределение последовательности действий каждого члена команды.
Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):
Тест-задания по теории проектной деятельности.
Составление кратких сообщений по данной теме.
Использовать методы исследования при решении задач, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.


Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)

Выбор своих тем (подтем) для исследования
3
Упражнение в подборе материала по теме исследования. Анализ игровой ситуации Высказывание своей точки зрения. Правила работы в коллективе.
Знать методы исследования,
Уметь использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.


Модуль 3. Сбор информации

Обучение работе с источниками
информации

2
Работа по подбору слов, предметов в соответствии с заданной ситуацией. Упражнение в составлении рассказов по заданной теме с опорой на предложенные слова.
Выделать главное и второстепенное в собранном материале. Выделять из текста основные понятия и давать им определения. Классифицировать предметы, процессы, явления и события.

Обзор источников информации


3
Правила составления списка используемой литературы. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов. Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.Развитие умения задавать вопросы по заданной теме. Игра «Кто больше задаст вопросов?»
Знать правила и способы сбора материала
Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.


Работы с информационными источниками. Составление списка сайтов, выбранных для использования
3
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.
Отработка навыков самостоятельного поиска материала по опре-
делённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге,
энциклопедии) с применением ранее полученных знаний.
Работа (парная и групповая) с иными источниками информации
(компакт-диски, интернет-ресурсы).

Анализ и обработка собранных сведений.
2
Подбор информационного материала, по выбранной подтеме. Уточнение списка литературы
Устанавливать закономерности, классифицировать объекты по разным признакам. Высказывать предположения. Уметь высказывать собственные утверждения.

Модуль 4. Завершение работы над темой


Оформление совместной работы (коллективный информационный проект)
2
Изучение правил оформления тек-
ста (образец). Обмен опытом по сбору информации.
Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.
Выполнение заданий по обучению оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида.

Модуль 5. Выбор проектов

Виды проектов. Этапы работы над проектом
2
Определение проекта, его отличительные черты и особенности, групповая работа над проектом. Описание предмета с опорой на алгоритм.
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для учащихся.

Оформление проекта. Выбор темы и «результата» (продукта) проекта

3
Обзор «результата» проекта – продукта проектной деятельности (мероприятие, поделка, исследование,
выставка и т.д.).
Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.

Модуль 6. Работа над проектами


Правила оформления проекта. Способы представления проекта (доклад, презентация)
2
Составление плана подготовки к защите проекта. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Работа с компьютером по оформлению выступления. Умение кратко и точно передать содержание исследовательской работы.

Проведение исследований, создание
презентаций
3
Работа над проектами: изготовление
поделок, открыток, выпуск книг, газет, организация мероприятий, создание информационных проектов

Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д.

Модуль 7. Представление результатов работы


Представление результатов работы:
поделки, мероприятия, исследования
2
Анализировать собранный материал по теме исследования. Делать умозаключения, выводы. Коллективное обсуждение выступлений.
Умение анализировать собранный материал по теме исследования. Умение делать умозаключения, выводы. Коллективное обсуждение выступлений.

Обобщение по работе над проектом. Рефлексия.
1
Обработка информации и её оформление в виде презентации.
Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе.
Защита проектного продукта.
Алгоритм оценивания результатов.

Представление созданных презентаций. Совершенствование коммуникативной компетенции. Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов.



8. Планируемые результаты освоения учащимися программы

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Учащиеся научатся:
основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
определению цели, объекта и гипотезы исследования;
работать с основными источниками информации;
правилам оформления списка использованной литературы;
способам познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
работать с источниками информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся получат возможность научится:

выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

Прогнозируемый результат:
устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков;
увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,    и др.) и средств фиксации окружающего мира (фотокамера).
Мулътимедиапроекция новая, развивающаяся технология. Использование средств мультимедиапроекции позволит проиллюстрировать исследовательскую задачу, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.
В рамках реализации данного курса большое место должно отводиться электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе занятия и по окончании изучения темы, курса.
Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.


Список литературы

1. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности/В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся : методический сборник. – М. : Народное образование, 2001. – С. 80–88.
2. Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М. : Баласс, 2012.
3. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной
технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.
4. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи ; пер. с англ. –М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
5. Исследовательская работа школьников : Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – Редакция «Народное образование».
6. Методология учебного проекта // Материалы городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144 с.
7. Новикова, Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Г. Новикова // Народное образование. – 2000. –№ 7. – С. 151–157.
8. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты : его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 52–55.
9. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты : методология поиска /Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 41–45.
10. Перелыгина, Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы :
методическое пособие / Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман. – Самара :
Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров»,2007.
11. Поддьяков, А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков :[Психол. аспект] // Magister. – 1999. – № 1. – C. 85–95.
12. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении //
Исследовательская работа школьников / А.И. Савенков. – 2002. –№ 1. – С. 34–45.
13. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М. :Сентябрь, 1998.

Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследователь-
ской деятельности:
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
3. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.
4. http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника
5. http://www.konkurs.dnttm.ru/.



















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения
Классных руководителей
СОШ № 20
от «26» августа 2015 года № 1
____________ Арсенова Е.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР
____________ Распопова Т.П_

«28» августа_ 2015 года












Календарно - тематическое планирование (34 часа)


Тема занятия
Количество часов
Дата проведения


Модуль 1. Знакомство с темой

6


1-2
Определение темы.
Выбор темы.
2


3-4
Понятие «групповой проект».
Организация проектной деятельности.

2


5-6
Определение значимости темы.
Выбор общей темы
2



Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
3


7.
Выбор своих тем (подтем) для исследования
1


8-9.
Обсуждение содержания тем.
Составление плана работы (индивидуального).
2



Модуль 3. Сбор информации
10


10-11.
Обучение работе с источниками
информации (книги, энциклопедии,
компакт-диски, сеть Интернет и др.).
2


12-14.
Обзор источников информации (книги, интернет-ресурсы, музеи, библиотеки, наблюдения, интервью).
Составление списка литературы
3


15-17.
Работы с информационными источниками (интернет-ресурсы).
Составление списка сайтов, выбранных для использования
3


18-19.
Подбор информационного материала, по выбранной подтеме. Анализ и обработка собранных сведений. Уточнение списка литературы
2



Модуль 4. Завершение работы
над темой
2


20-21
Изучение правил оформления текста (образец). Обмен опытом по сбору
информации. Оформление совместной работы (коллективный информационный проект)
2



Модуль 5. Выбор проектов
5


22-23
Определение проекта, его отличительные черты и особенности, групповая работа над проектом. Виды проектов. Этапы работы над проектом
2


24-26
Обзор «результата» проекта – продукта проектной деятельности (мероприятие, поделка, исследование,
выставка и т.д.).
Оформление проекта.
Выбор темы и «результата» (продукта) проекта

3



Модуль 6. Работа над проектами
5


27-28
Правила оформления проекта.
Способы представления проекта (доклад, презентация)
2


29-31
Работа над проектами: изготовление
поделок, открыток, выпуск книг, га-
зет, организация мероприятий, создание информационных проектов,
проведение исследований, создание
презентаций
3



Модуль 7. Представление результатов работы
3


32-33
Представление результатов работы:
поделки, исследования, презентация работы.
2


34
Обобщение по работе над проектом. Рефлексия.
1



Всего
34













13PAGE 15


13PAGE 141715




Пђ Заголовок 2 Заголовок 44, Знак Знак Знак Знак Знак Знак