Программа курса проектно-исследовательской деятельности Клуб исследователей (5-11 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19 им. Л.А.Попугаевой»
Согласовано: _________________ Утверждаю:___________ Рук.м/о - Н.А. Говоркова Председатель НМС О.П. Багдасаева
«____» _______________ 20 __ г. Протокол № ____ от ___________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«Клуб исследователей»ДЛЯ 5-7 классов
Учителя русского языка Шеповаловой Евгении Владимировны
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» по содержательной направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – предусматривает групповые и индивидуальные занятия в зависимости от поставленных целей; по времени реализации – долгосрочной (рассчитана на 1 год) для обучающихся 5 класса.Актуальность программы курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» обусловлена отражением в ее содержании комплекса требований к планируемым результатам, предъявляемым к образовательной деятельности обучающихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа предусматривает применение проектных технологий, что обеспечивает формирование у учащихся 5 класса проектной культуры, интереса к решению учебных и социальных проблем. Кроме того, компетенции, формируемые у обучающихся при реализации программы курса, в будущем могут стать основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также при продолжении обучения в системе высшего и среднего профессионального образования.
Целью программы курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» является формирование у обучающихся, интересующихся проектной деятельностью, мотивационной, технологической и коммуникативной готовности к учебно-исследовательской деятельности, а также креативных (творческих) качеств: вдохновленность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информации. создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи реализации программы курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»:
- Сформировать устойчивую мотивационную готовность обучающихся к учебно-исследовательской деятельности посредством организации индивидуальной и групповой проектной деятельности;
- Обучить способам и приемам планирования учебно-исследовательской деятельности (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Сформировать у обучающихся навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Сформировать умение анализировать информацию, представлять результаты анализа в различных формах (креативность и критическое мышление);
- Сформировать умение составлять письменный отчет о результатах исследования (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Сформировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- Создать условия для формирования у обучающихся коммуникативных компетенций посредством организации проектной деятельности;
- Сформировать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); - менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.4. Задачи проекта
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у взрослых;
• обратиться к компьютеру;
• понаблюдать;
• проконсультироваться со специалистом;
• провести эксперимент;
• другие.
В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Реализация программы курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» обеспечит достижение обучающимися комплекса планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
личностные:
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные:
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
коммуникативные:
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
предметные:
умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.
В основе формирования у обучающихся планируемых результатов положены виды учебно-познавательной деятельности:
проектная деятельность в микрогруппе,
практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Занятия по программе носят деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения по данной программе фиксируются обучающимися в каждом образовательном модуле с помощью листа рефлексии (Приложение 1).
В содержании программы курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» включены контрольные занятия в форме учебных дискуссий, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля.
Также для определения уровня усвоения личностных и метапредметных результатов используется карта наблюдения за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного выполнения проекта (Приложение 2,3). Карты заполняются обучающимися один раз в четверть и один раз в полугодие. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности, использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов, так же в построение занятий используется системно-деятельный подход.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация
Предлагаемая тематика проектов в рамках программы курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»:
Русский язык
1. «Мой учебник русского языка»
2. «Этикетные слова моей семьи»
3. «Речевой этикет в разных профессиях»
4. «СМС - новый речевой жанр»
5. «Звуки спорят: кто важнее?»
6. «Слова-паразиты, языковые вирусы»
7. «Слова-символы в русском языке»
8. «Монограммы в современном русском языке»
9. «Книга и электронный словарь. За и против.»10 «Роль системы знаков в современной жизни»
11. «Лексикон учащихся 5-9 классов моей школы»
12. «Имена собственные учащихся 5 классов»
Здесь могут быть представлены любые литературные темы, в зависимости от возрастной категории учащихся
Литература
1. «Фольклорная шкатулка»
2. «Сказка ложь, да в ней намек.»3. «Образ волка(лисы) в народных сказках и в баснях Крылова»
4. «Произведения в интерпретации иллюстраторов»
5. «Фольклор моей семьи»
6. «Мы в зеркале пословиц»
7. «Литература и мой край»
8. «Ожившие картинки» (мультфильм по любому прочитанному произведению)

Здесь могут быть представлены любые литературные темы, в зависимости от возрастной категории учащихся
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ [Ю.Ю.Баранова, А.В.Кисляков, М.И.Солодкова и др.]. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Примерные программы внеурочной деятельности/ Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010;
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
* Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
* Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
*А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
* Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/* Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Оборудование и кадровое обеспечение программы

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор
Методическое обеспечение программы курса «КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»
Занятия по программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить, как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, ее обработки, правилами структурирования информации. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными для данной практики знания становятся лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания никак не могут подменить собой воображение и творчество ребенка, его собственную позицию и отношение.
Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции обучающихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Для того чтобы подвести детей к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:
1) выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;
2) консультирование учителя;
3) защита проектов.
Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить обучающегося к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.
Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций обучающихся.
Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса «»КЛУБ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, уроков-дискуссий, когда обучающиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения учебно-исследовательской деятельности. Так же на каждый класс заведена «дорожная карта обучения» (Приложение 3) по которой мы можем проследить развитие личностных, метапредметных и предметных навыков у учащегося. Итоговые проектные работы учащихся будут представлены на научно-практической конференции «Шаг в будущее» всех уровней.
Методика реализации программы основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(35 часов)
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач по теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок.
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

Журналистское расследование.
Понятия: журналистика, расследование. Газетные жанры.
Презентация. Оформление газеты. Выпуск газеты.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.  
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Тематическое планирование

п/п Наименование тем Количество часов
Введение (1 ч.)
1 Что такое проект. Понятие проектной деятельности. 1
I. Теоретический блок (14 ч.)
Способы мыслительной деятельности (5 ч.)
2 Что такое проблема. Проблемные ситуации и способы их решения. 1
3 Структура работы над проектом. Как мы познаём мир. 1
4 Продукты проектной деятельности. 1
5-6 Удивительный вопрос. Учимся выдвигать гипотезы. 1
7-8 Источники информации. Работа с источниками информации. 1
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
9 Выбор темы исследования. Построение плана исследования. 1
10 Цели и задачи исследования 1
11-12 Методы исследования. Мыслительные операции. 2
13-14 Сбор материала для исследования. 2
15 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1
16-17 Обобщение полученных данных. 2
II. Практический блок ( 20 ч.)
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 10 ч. )
18-19 Планирование работы 2
20-21 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 3
22-23 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 3
24-26 Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. 2
Журналистское расследование ( 5 ч.)
27-28 Презентация готовых продуктов. 3
29-30 Выпуск газеты. 2
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 5 ч.)
31-32 Подготовка к защите. 3
33-34 Защита проектов. 2
Перечень разделов

п/п Перечень разделов Количество часов
1 Введение 1
2 Теоретический блок
- Способы мыслительной деятельности
- Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
14
5
9
3 Практический блок
- Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
- Журналистское расследование 20
10
5
4 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 5
Календарно-тематическое планирование.

№ п/п Наименование раздела.
Тема урока Кол-во часов Понятия Цели Основные виды деятельности учащихся Техническое оснащение
1 2 3 4 5 6 7
Введение (1 ч.)
1 Что такое проект 1 проект, проблема, информация Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.
Беседа
Презентация исследовательских работ учащихся. Слайдовая презентация
I. Теоретический блок (14 ч.)
Способы мыслительной деятельности (5 ч.)
2 Что такое проблема 1 проблема, объект исследования. Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Беседа
Игра
«Посмотри на мир чужими глазами». 3 Как мы познаём мир 1 наблюдение, эксперимент, опыт. Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Игры на внимание. Слайдовая презентация
4 Удивительный вопрос 1 вопрос, ответ. Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». 5 Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. 1 гипотеза, вопрос, ответ. Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Беседа, работа в парах, тренинг
Игра «Найди причину». 6 Источники информации 1 источник информации. Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Оформление списка использованных электронных источников. ПК, проектор, экран, презентация
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
7 Выбор темы исслед-вания 1 Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. 8 Цели и задачи исследования 1 Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования. Практика 9-10 Методы исследования. Мыслит-ные операции. 2 эксперимент, эксперимент-ние, анкетирование анализ, синтез. Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов.
Практика
Анкетирование
Эксперимент 11-12 Сбор материала для исследования. 2 Цели: Знать правила и способы сбора материала.
Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Практика 13 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы 1 Анализ, синтез, вывод Цель: развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Практика, работа в группах компьютер
14-15 Обобщение полученных данных. 2 Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Цели: Знать способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последоват-ости”. компьютер
II. Практический блок ( 20 ч.)
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 10 ч. )
16-17 Работа над проектами
Планиров-ие работы 2 Цели: составление плана работы над проектами . Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Беседа, исследовательская работа в группах выставка книг, интернет-ресурсы
18-20 Обучение анкетир-ию, социальному опросу, интервь-ию. 3 Анкета, социальный опрос,
интервью Цели: знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять интервью
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. 20-23 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 3 каталог Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта. и составлять список литературы по теме исследования.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Библиотечный каталог,
интернет-ресурсы
24-25 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 2 презентация Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации Практика Слайдовая презентация
Журналистское расследование ( 5 ч.)
26-28 Журналистика. Расследование. Знакомство с газетными жанрами 3 презентация Цель: Овладение первоначальными оформительскими навыками. Проведение простейших наблюдений и опытов, анализ и интерпретация результатов своих наблюдений Развиваем речь, воображение, наблюдательность.
Развиваем речевую деятельность через ведение монологов и диалогов. Творческая работа презентация
29-30 Оформление газеты. 2 презентация Цель: реализовать полученные знания в практической деятельности.
Формируем опыт взаимоотношений.
Развиваем коммуникативные навыки
Коллективная работа
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (5 часа)
31-33 Подготовка к защите. 3 Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. 34-35 Защита проектов. 2 Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности. Конференция ПК, проектор, экран, презентация
Приложение 1
Лист - рефлексия
1. Мне было интересено это занятие
  Мне не было интересено это занятие
2. Наиболее интересным элементом этого занятия для меня была лекция.
Наиболее интересным элементом этого занятия для меня было практическое занятие.
3. Самым ценным для меня в этом занятии были новые знания.
Самым ценным для меня в этом занятии были приобретенные умения.
4. Что было для меня самым трудном в этом блоке
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Вопросы, которые хотелось бы обсудить:
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Я доволен (довольна) своей работой на этом занятии  Я не доволен (довольна) своей работой на этом занятии7. Кто из учеников , на твой взгляд, работал (-ла) продуктивнее, чем ты:
___________________________________________________________
Кому из учеников на данном этапе ты бы предложил (-ла) свою помощь:_________________________________________________________
Приложение 2
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного выполнения проекта
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдения приглашаются старшеклассники – по одному-два человека на каждую группу.
Функции наблюдателей: заполнение карты наблюдения за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдения и пройти инструктаж школьного психолога.
Проект выполняется малой группой из 5-6 -ти учеников.
Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4,5 или 6). У всех учеников данной группе бейджики одного цвета.
Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:
Планирование Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут)
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)
Соответствие исполнения проекта плану Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)
Контроль продвижения по заданию Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока
Представление результатов Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 мин)
Конфликты и их разрешение Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока
Особенности поведения и коммуникации ученика Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока
Результаты голосования Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования
По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.
При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы
Наблюдение ведется за группой _______________________
В группе _________________ человек
ПЛАНИРОВАНИЕ
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут)
Отметьте верное утверждение.
А. Планирование совместное дети обсуждают и вместе составляют план
Б. Планирование единоличное план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы
В. Планирование отсутствует Примечание. Если в планировании принимает участие два и более учеников в группе, отмечается вариант АЗаполните таблицу 1
Таблица 1. Участие и активность в планировании
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3
0 – не участвовал(а) в планировании
1 – участвовал(а) в планировании, но не активно
2 – активно участвовал(а) в планировании,
3 – был(а) лидером Группа в целом:
поставить 0 или 1
0 – были споры из-за лидерства в планировании
1 – споров из-за лидерства в планировании не было
кроме того, при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы
№1 №2 №3 №4 №5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ и ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)
Отметьте верное утверждение.
А. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе»
Б. Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы
В. У каждого ученика было свое задание, свои обязанности
Заполните Таблицу 2
Таблица 2. Распределение функций и их выполнение
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2
0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции)
1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным или б) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ)
2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы Группа в целом:
при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы
№1 №2 №3 №4 №5 Наблюдателем не заполняется
Соответствие исполнения плану
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)
Заполните Таблицу 3
Примечание. Если план не составлялся, таблица 3 не заполняется
Таблица 3. Соответствие исполнения плану
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 –«активность» ученика не связана с планом работы группы
1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане
2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом Группа в целом:
при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы
№1 №2 №3 №4 №5 Наблюдателем не заполняется
КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ
Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока
Отметьте верное утверждение.
А. Контроль осуществляется лидером или организатором
Б. Контроль осуществляется различными членами группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров
В. Контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями
Г. Контроль отсутствует
Заполните Таблицу 4
Таблица 4. Участие и активность в контроле
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2
0 – не участвовал(а) в контроле
1 – контролировал(а) только свои действия
2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе Группа в целом:
при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы
№1 №2 №3 №4 №5 Наблюдателем не заполняется
Представление результатов
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10 – 15 мин урока)
Заполните Таблицу 5
Таблица 5. Активность при презентации
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – в презентации не участвовал
1 – участие в презентации незначительное
2 – участие в презентации значительное Группа в целом:
при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы
№1 №2 №3 №4 №5 Наблюдателем не заполняется
КОНФЛИКТЫ и их разрешение
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин урока) по результатам наблюдений в ходе всего урокаЗаполните Таблицы 6 и 7
Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблицы 6.
Таблица 6. Возникновение конфликта.
Ученики: роль в возникновении конфликта
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – инициатор конфликта
1 – участник конфликта
2 – в конфликт не вступает Группа в целом: частота конфликтов
поставить 0, 1 или 2
0 – очень часто
1 – иногда
2 – конфликтов не было, все работали дружно
№1 №2 №3 №4 №5 Таблица 7. Разрешение (завершение) конфликта
Ученики: роль в разрешении конфликта
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет
1 – готов уступить, избегает столкновений
2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение Группа в целом: завершение конфликта
поставить 0, 1 или 2
0 – ссора, общего решения нет
1 – конфликт завершен – кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились
2 – конфликт завершился переговорами и общим решением
№1 №2 №3 №4 №5 особенности поведения и коммуникации ученика
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин урока) по результатам наблюдений в ходе всего урокаЗаполните Таблицы 8, 9 и 10
Таблица 8. Активность/инициативность ученика и активность группы
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – не проявляет активности
1 – активен, но инициативы не проявляет
2 – активен, проявляет инициативу Группа в целом:
при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы
№1 №2 №3 №4 №5 Наблюдателем не заполняется
Таблица 9. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера
1 – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение
2 – внимательно выслушивает партнера, с уважением, относится к его позиции, старается ее учесть, если считает верной Группа в целом:
при машинной обработке подсчитывается общая сумма баллов, набранных всеми участниками группы
№1 №2 №3 №4 №5 Наблюдателем не заполняется
Таблица 10. Лидерство
Ученики:
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»
1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет
2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях» Группа в целом:
поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2
0 – в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат
1 – явных лидеров не было
2 – был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата
№1 №2 №3 №4 №5 ПРоблемы, возникшие в процессе выполнения проекта при наблюдении за учащиМИся
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Приложение 3
Оценочный лист планируемых результатов
Ф.И. учащегося______________________________
Критерий оценки Балл (1-5) Критерий оценки Балл (1-5)
умение коллективного планирования умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? умение взаимодействия с разными партнерами умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей умения взаимопомощи в группе в решении общих задач умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле навыки делового партнерского общения умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалистаумение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми умение выдвигать гипотезы вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., умение устанавливать причинно-следственные связи. умение вести дискуссию внешняя оценка умение отстаивать свою точку зрения самооценка умение находить компромисс умение проектировать процесс или изделие навыки устного опроса, умение планировать деятельность, время, ресурсы навыки монологической речи умение принимать решение и прогнозировать их умение уверенно держать себя во время выступления навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний Обучение работе на ЭВМ (MS Office, PowerPoint) Обучение работе в сети Интернет Создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации Использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательнную ценность артистические умения, умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта, умение отвечать на незапланированные вопросы