Рабоча программа по информатике для 8 класса 2016-2017

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №136
Калининского района Санкт-Петербурга




ПРИНЯТА
Педагогический совет
Образовательной организации
ГБОУ СОШ №136
Калининского района Санкт-Петербурга

Протокол № ___
от «__»_________2016 г.


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБОУ СОШ № 136
Калининского района
Санкт-Петербурга

__________ И.В.Бернатович
Приказ № __
от «__»_________2016 г.
.






Рабочая программа предмета
по Информатике
для 8 «а» класса
(срок реализации программы 1 год)




Составитель: Напрушкина Е.С,
ФИО учителя
учитель информатики,
предмет
квалификационная категория I










Санкт-Петербург

2016-2017
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета « Информатика» для 8 класса составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС)
3.Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 учебный год.
4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5. Информатика. 2-11 классы. Программы для общеобразовательных организаций. Бородин М. Н. БИНОМ. Лаборатория знаний.2012
6. Учебный план ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение «Информатики» в 8 классе отводится 68 часов.
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ №136 на изучение учебного предмета «Информатика» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Учебно-методический комплект,
включая электронные ресурсы,
и дополнительно используемые информационные ресурсы

Для ученика
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
Для учителя
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.



Дополнительная литература

Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
Е.В.Полякова Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета
Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003
Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005
Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. – Спб. «Питер», 2004
Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005
Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2009
Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Электронные учебные пособия

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лаборатория информатики МИОО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сеть творческих учителей информатики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Методическая копилка учителя информатики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Педагогическое сообщество
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

















Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Ученик должен:
знать/понимать
о роли фундаментальных знаний (математики) в развитии информатики, информационных и коммуникационных технологий;
содержание понятий «базис», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «основание» для позиционных систем счисления;
особенности компьютерной арифметики над целыми числами;
о таблицах истинности для логических выражений;
способы представления вещественных чисел в компьютере;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
уметь
применять правила арифметических операций в системах счисления;
строить таблицы истинности для логических  выражений;
решать логические задачи с использованием алгебры высказываний;
переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами
составлять простые блок-схемы алгоритмов;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления и повторения, вспомогательных алгоритмов;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке;
составлять алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Уровень обучения:  базовый.
Форма организации учебного процесса:  групповая (в классе)
Формы контроля:
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса, работе по карточкам. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.



График контрольных работ


Вид урока контроля и тема контроля
Кол-во часов

2 четверть
Контрольная работа № 1 по теме «Математические основы информатики»
1

3 четверть
Контрольная работа № 2 по теме «Основы алгоритмизации»
1

4 четверть
Контрольная работа № 3 по теме «Начала программирования»
1




Содержание учебного предмета, курса

Математические основы информатики (23 часа)
Системы счисления: Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика. «Компьютерные» системы счисления. Представление информации в компьютере: Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Элементы алгебры логики: Высказывания. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Контроль знаний и умений: Контрольная работа № 1 «Математические основы информатики».
Основы алгоритмизации (17 часов)
Алгоритмы и исполнители: Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. Способы записи алгоритмов: Словестные способы записи алгоритмов. Блок- схемы. Алгоритмические языки. Объекты алгоритмов: Величины. Выражения. Команды присваивания. Табличные величины. Основные алгоритмические конструкции: Следование. Ветвление. Повторение
Контроль знаний и умений: Контрольная работа № 2 «Основы алгоритмизации».
Начала программирования (26 часов)
Общие сведения о языке программирования Паскаль: Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемых в языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных: Вывод данных. Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры. Программирование как этап решения задачи на компьютере: Этапы решения задачи на компьютере. Задача о пути торможения автомобиля. Программирование линейных алгоритмов: Числовые типы данных. Целочисленный тип данных. Символьный и строковый типы данных. Логический тип данных. Программирование разветвляющихся алгоритмов: Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклических алгоритмов: Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Программирование на языке Паскаль. Графика
Контроль знаний и умений: Контрольная работа № 3 «Начала программирования».
Резерв. (2часа)

3. Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование



Тема
Часы по примерной или авторской учебной программе
Часы ваши
Изменения в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование


1
Математические основы информатики
23
23


2
Основы алгоритмизации
17
17


3
Начала программирования
26
26


4
Резерв
2
2



Итого
68
68





























Календарно-тематическое планирование
по «Информатике» в 9 классе
2 часа в неделю, всего 68 часов
(Учебник: Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;)

№ урока
Тема урока
Тип /
форма урока
Планируемые результаты обучения
Виды и формы контроля
Дата проведения
(план)
Дата проведения
(факт)




Должен знать Должен уметь




Математические основы информатики (23 ч)


Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места.
УОСЗ
Ученик должен
Знать:
-алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую и правила арифметических действий сложения, вычитания, умножения
-логические операции (таблицы истинности) И, ИЛИ, НЕ
-правила нахождения значений логического выражения
-правила построения таблиц истинности
-законы логики
Уметь:
-записывать десятичное число в любой системе счисления, выполнять обратный перевод;
-составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
-определять значение логического выражения;
-строить таблицы и
стинности;
-решать логические задачи с использованием знаний алгебры логики


1 неделя



Общие сведения о системах счисления
ИНМ






Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел
ИНМ


2 неделя



Двоичная система счисления
ИНМ

УО




Восьмеричная система счисления
ИНМ

УО
3 неделя



Шестнадцатеричные системы счисления
ИНМ

УО




Двоичная арифметика
ИНМ

УО
4 неделя



Решение задач по теме «Системы счисления»
ИНМ

Т




Проверочная работа по теме «Системы счисления»
КЗУ

ПР
5 неделя



Представление целых чисел в компьютере
ИНМ






Представление вещественных чисел в компьютере
ИНМ

УО
6 неделя



Элементы алгебры логики. Высказывание.
ИНМ






Логические операции
ИНМ


7 неделя



Решение логических заданий
ИНМ

ПР




Решение логических заданий
ИНМ

Т
8 неделя



Построение таблиц истинности для логических выражений
СЗУН






Свойства логических операций.
СЗУН


9 неделя



Решение логических задач
СЗУН

ПР




Решение логических задач
СЗУН


10 неделя



Логические элементы
СЗУН






Повторение по разделу «Математические основы информатики»
УОСЗ

Т
11 неделя



Контрольная работа № 1 по теме «Математические основы информатики»
КЗУ

КР




Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
УОСЗ


12 неделя


Основы алгоритмизации (17 часов)


Алгоритмы и исполнители. Понятие алгоритма
ИНМ
Ученик должен
Знать:
-алгоритмические конструкции по блок
-схемам, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
-технологию пошагового выполнении алгоритма;
Уметь:
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
-преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
-строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
-строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
-строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

УО РК




Исполнитель алгоритма.
ИНМ


13 неделя



Разнообразие исполнителей алгоритмов
ИНМ






Свойства алгоритма
ИНМ


14 неделя



Возможность автоматизации деятельности человека
УОСЗ,ИНМ






Способы записи алгоритмов
ИНМ


15 неделя



Алгоритмические языки
ИНМ






Объекты алгоритмов. Величины. Выражения
ИНМ


16 неделя



Команда присваивания
ИНМ






Табличные величины
ИНМ


17 неделя



Основные алгоритмические конструкции. Следование
ИНМ






Алгоритмическая конструкция ветвление
ИНМ УОСЗ


18 неделя



Алгоритмическая конструкция повторение
ИНМ УОСЗ






Повторение по разделу «Основы алгоритмизации».
УОСЗ


19 неделя



Повторение по разделу «Основы алгоритмизации».
УОСЗ

Т




Контрольная работа № 2 по теме «Основы алгоритмизации»
КЗУ

КР
20 неделя



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
УОСЗ





Начала программирования (26 часов)


Общие сведения о языке программирования Паскаль
ИНМ
Ученик должен
Знать:
-этапы решения задачи на компьютере.
-основные команды языка Паскаль (ввод, вывод, ветвление, циклы);
-правила построения арифметических, строковых и логических выражений
-технологию разработки программ, содержащих оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
Уметь:
-определять по готовой программе, для решения какой задачи она предназначена;
-программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
-разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления и цикла

РК УО
21 неделя



Алфавит и словарь языка 
ИНМ






Типы данных, используемые в языке Паскаль
ИНМ


22неделя



Структура программы на языке Паскаль
ИНМ






Оператор присваивания
ИНМ


23 неделя



Организация ввода и вывода данных. Вывод данных 
ИНМ






Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры 
ИНМ


24 неделя



Программирование линейных алгоритмов. Числовые типы данных
ИНМ






Целочисленный тип данных
ИНМ


25неделя



Символьный и строковый типы данных
ИНМ






Логический тип данных
ИНМ


26 неделя



Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор 
ИНМ






Составной оператор
ИНМ


27 неделя



Многообразие способов записи ветвлений
ИНМ






Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
ИНМ


28недля



Программирование циклов с заданным условием окончания работы
ИНМ






Программирование циклов с заданным числом повторений 
ИНМ


29 неделя



Различные варианты программирования циклического алгоритма
ИНМ






Повторение по разделу «Начала программирования»
ИНМ


30 неделя



Повторение по разделу «Начала программирования»
ИНМ

Т




Контрольная работа № 3 по теме «Начала программирования»
КЗУ

КР
31 неделя



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
УОСЗ






Программирование на языке Паскаль. Графика
ИНМ


32 неделя



Программирование на языке Паскаль. Графика
ИНМ






Создание графического объекта на свободную тему
УОСЗ


33 неделя



Итоговый проект







Повторение курса 8 класса

Ученик должен знать основные понятии курса

34 неделя



Повторение курса 8 класса







Принятые сокращения:
Тип/форма урока
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
Виды и формы контроля
Т – тест
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
З – зачет
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Предмет
_____________________________________________________________

Класс
______________________________________________________________

Учитель
_______________________________________________________________

20__/ 20___ учебный год ______ четверть

№ урока
Даты по осн. КТП
Даты прове-дения
Тема
Количество часов
Причина корректировки
Способ корректировки





по плану
дано


























































































" " __________________20__
Учитель ________________/______________________/

"СОГЛАСОВАНО"
Заместитель директора
ГБОУ СОШ №136 по УВР
Калининского района Санкт-Петербурга
___________ /_____________________/
"____"_______________20__










13ђ Заголовок 115