Алюминий химический элемент и простое вещество.


МКОУ СОШ с. Карджин


Учитель химии
МКОУ СОШ с. Карджин
Дзиова Б.А.
2012-2013 учебный год
Цель: Изучить физические и химические свойства алюминия, развивать представления о переходных химических элементах.
Понятия: химический знак “Аl”, химический элемент, простое вещество, электронная оболочка, степень окисления, переходный элемент, амфотерные соединения.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекция “Алюминий и его сплавы”, алюминий: фольга, проволока, порошок, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия,
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
II. Повторение пройденной темы.
ІІI. Изучение нового материала.
Учитель: - Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.
“Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить”.
О каком металле идёт речь?
(Ответ: об алюминии)
Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: “Алюминий – химический элемент и простое вещество”.
Учитель: - С чего мы начинаем изучение химического элемента?
Учащийся: - С характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.
Учитель: - Сейчас вам предлагается осуществить данную задачу, а именно дать характеристику алюминию по положению его в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Учащимся предлагается самостоятельно выполнить данное задание в тетрадях.
План – характеристика химического элемента.
Порядковый номер.
Атомная масса.
Период (малый, большой)
Группа (подгруппа А, В)
Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная формула.)
Степень окисления.
Оксиды.
Летучие водородные соединения.
После выполнения задания обсуждение с классом следующих вопросов:
Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?
Какую степень окисления проявляет алюминий?
Алюминий будет отдавать или принимать электроны?
Значит алюминий это… ( металл)
Какой же это металл: активный или неактивный?
Учитель: - Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть?
Учащийся: - Физические и химические свойства алюминия, как простого вещества?
Учитель: - Используя свои наблюдения, коллекцию “Алюминий и его сплавы” и другие выданные вам материалы назовите физические свойства алюминия.
Примерные ответы. Физические свойства алюминия:
Серебристо- белого цвета
Твердость. Аl – 2,9 (Cr – 9, Na – 0,4)
Плотность. Аl – 2,7 , лёгкий (платина – 21,45, натрий - 0,97)
Плавкость. Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98)
Большая электро- и теплопроводность.
Очень пластичен. .
Учитель: - Смогли ли мы, рассмотрев физические свойства алюминия, ответить на вопрос об его активности?
Учащийся: - Нет.
Учитель: - Рассмотрим химические свойства алюминия.
“Взаимодействие алюминия с простыми веществами:
йодом, серой и кислородом»
Опыт 1. Взаимодействие алюминия с йодом.
Предварительно готовят смесь порошка алюминия с йодом (в массовых соотношениях 1 : 15). Данную смесь помещают в фарфоровую чашку горкой. Из пипетки
На середину смеси капают несколько капель воды. Происходит бурная химическая реакция. Наблюдают выделение фиолетовых паров йода и горение металла.
Опыт 2. Взаимодействие алюминия с серой.
Смешивают размельченную серу и порошок алюминия в соотношениях 1 : 1. Смесь поместить в фарфоровую чашку или асбестированную сетку. Горящей лучинкой поджечь смесь. Наблюдаем реакцию.
Опыт 3. Горение алюминия.
Порошок алюминия помещаем в ложечку для сжигания веществ. Сверху кладём кусочек магниевой ленты или в её отсутствии 2–3 спичечные головки. Поджигаем. После начала горения, ложечку вносим, в предварительно набранную кислородом, колбу.
Наблюдаем яркое ослепительное пламя.
Ребята где вы наблюдали подобное явление? ( горение бенгальских огней.)
Задание
Выяснить отношение алюминия к простым веществам – йоду, сере, кислороду, как восстановителя.
1. Напишите уравнения реакций, происходящих между алюминием и йодом, алюминием и кислородом.2. Укажите окислитель и восстановитель.3. Сделайте вывод о химической активности алюминия по отношению к простым веществам.
Алгоритм для выполнения заданий на окисление - восстановление
1. Определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения.2. Сравните степени окисления каждого из элементов до и после реакции.3. Сделайте вывод об изменении степей окисления (понижение – признак восстановления, повышение – признак окисления)
Образец выполнения задания

Вывод: алюминий – активный металл.
Учитель: - При каких условиях алюминий реагировал с простыми веществами?
Учащийся: - При нагревании или катализатора (Н2О).
Вывод .При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта очень прочной тонкой оксидной плёнкой, которая и защищает металл от внешних воздействий и воды.
Посмотрим, как ведёт себя алюминий по отношению к сложным веществам?
Выполнение лабораторных опытов “Взаимодействие алюминия с раствором соляной кислоты”, “ Взаимодействие алюминия с раствором гидроксида натрия”.
Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.
Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.
Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.
На доске пишем уравнения реакции

Наблюдали: алюминий хорошо растворяется в растворе соляной кислоты, выделяется газ Н2
Вывод: Алюминий – активный металл.
Опыт 2.

Наблюдали: алюминий взаимодействует с раствором гидроксида натрия с выделением водорода.
Вывод: Алюминий образует амфотерные соединения.
Задания
Закончите уравнения реакции.
Назови продукты реакции.
Al + Br2 Al + H2SO4 (p-p)
Осуществите превращения:
Al Al2 O3 Al Cl3Al AlCl3 Al2 (SO4)3
ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Над какой темой мы сегодня работали?2. Что нового вы узнали об алюминии?3. Решили ли мы проблему об активности алюминия? 4. Какими путями решали эту проблему?5. К каким выводам пришли?6. Оцените свою работу на уроке:
- материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”)- материал усвоен недостаточно (оценки “3”, “4”)
V. Домашнее задание. § 13 до стр.60; Вопросы 1,2,3 ,5 на стр. 62.