Методическая разработка мероприятия Покров


УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МИЧУРИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
393770 Тамбовская область, г.Мичуринск, ЦГЛ, д.27 тел.(475-45) 5-79-32
E-mail: HYPERLINK "mailto:michdou13@yandex.ru" michdou13@yandex.ru,
ИНН 6827011715 КПП 682701001
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЯ «ПОКРОВ»
Авторы:
воспитатель Богданова Оксана Александровна,
музыкальный руководитель
Шматова Виктория Васильевна
Мичуринск-наукоград2016г.
Содержание
№ п/п стр.
Пояснительная записка 3-4
I. Основная часть 5
1.1 Предварительная работа 5-9
II. Ход мероприятия 9-15
III. Заключение 16
IV. Список использованной литературы 17
V. Приложение Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В сегодняшней ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народных традиций, духовных ценностей приобретает более сильное значение.
Дошкольное детство – это важный период в жизни каждого ребёнка, когда формируются потребность в самостоятельной деятельности, ощущения собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности [1, с. 35]. Поэтому главной задачей нашей деятельности видим обогащение детей знаниями о национальной культуре.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Именно в дошкольном детстве закладываются основные принципы русской ментальности, человеческой морали и национальной духовности.
Духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям русской культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа является основополагающей отправной точкой в социальной жизни ребенка, развитием его духовного, психического и физического здоровья.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Участие дошкольников и родителей в празднике создаёт условие не только для их знакомства с национальной культурой, а предоставляется возможность активно действовать и взаимодействовать с другими сверстниками и родителями других воспитанников.
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования [2, с. 12].
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; «Покров», зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.
В связи с вышесказанным целью данной методической разработки является приобщение детей к традиционным для православной России духовно – нравственным ценностям, раскрытие духовной одаренности ребёнка и его личностных дарований, активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребёнка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребёнка.
Накопленный за годы работы организацией опыт позволил нам систематизировать имеющийся материал и на его основе составить методическую разработку.
Данная разработка предназначена для детей дошкольного возраста (4-7 лет) в условиях ДОО, в рамках реализации плана по духовно – нравственному воспитанию, а также может быть рекомендована для детей начальной школы, для организаций дополнительного образования (музыкальные студии, кружки, центры развития и т.д.) для педагогов, музыкальных руководителей, родителей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Предварительная работа
При подготовке любого мероприятия необходимо наметить прежде всего цель и выделить задачи, которые необходимо решить в ходе мероприятия, а также наметить предполагаемые результаты.
Актуальность: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности».
Цель мероприятия: Приобщать к культуре и традициям русского народа.
Задачи:► Расширять представления о празднике – Покров Пресвятой Богородицы;
►Изучать традиции и обычаи русского народа;
►Воспитывать желание познавать свою культуру;
►Воспитывать интерес к совместной музыкальной и игровой деятельности;
►Развивать музыкальные и творческие способности детей через разные виды деятельности.
Возраст детей: (4-7 лет).
Длительность мероприятия: 45 минут.
Форма проведения – православный праздник.
Виды деятельности: песня, танец, хоровод, музыкальная игра, подвижная игра, игра-драматизация, перекличка.
Материал к мероприятию: видеоаппаратура (ноутбук, проектор, экран);
Музыкальный центр, запись колокольного звона, русские народные песни (фонограммы).
Атрибуты для игр: зонтики (по количеству детей), листочки на каждого (по 2 в руки).
Атрибуты для танцев: шляпки для мальчиков (грибочки - мухоморы), косыночки для девочек – рябинок (красные), шапочки для сценки (зайчик, лисичка, волк, ёжик).
В ходе данного праздника дети знакомятся с такими ценностями, как, прежде всего- ценность веры, любви к Богу, доброты тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, милосердия.
Знания, умения и навыки, которые должны показать воспитанники:
- Ребенок обладает начальными знаниями об истории возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
- Узнает икону Покров Пресвятой Богородицы.
- Проявляет инициативность и самостоятельность.
- Доброжелательно относится к окружающим.
-Владеет разными видами и формами игры.
- Знает пословицы и поговорки, народные приметы о празднике.
-Артистично отражает содержание песни, танца.
В результате занятий по духовно-нравственному воспитанию у детей развиваются такие качества личности, как Богопочитание, совесть, прощение, примирение, стыдливость, милосердие, честность, доброта, любовь, отзывчивость, внимание к сверстникам и старшим, патриотизм.
Фольклор – богатейший источник познавательного нравственного развития детей. Здесь сохранились особые черты русского характера. С помощью фольклора дети лучше узнают исторические, трудовые традиции русского народа. В результате их освоения происходит развитие интереса к народной культуре, ее духовным ценностям. А это радость, это труд. Детей необходимо воспитывать на русских, народных, православных традициях. Невозможно привить любовь к Родине, не зная национальных корней.
Православные праздники систематически проводятся в ДОО, что соответствует задачам программы по духовно – нравственному воспитанию.
Ядро русской культуры – православные устои и традиции народной жизни. В ходе подготовки праздника ребята усваивают ценности православной культуры, что способствует приобщению к традициям предков, восстановлению утраченного, забытого.
Нами был разработан краткий тематический план (2 недели) для подготовки детей к данному мероприятию.
Группа была оформлена в стиле русской избы (каркас домика расписан в осенней тематике, «изба украшена соответствующими атрибутами того времени»).
Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовали их в работе с детьми группы на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах (приложение 4,5,6,7,8,9)
Была подготовлена выставка для детей по народно-прикладному искусству (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.). Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России.
Большую радость приносили детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте, яркости, об особенностях игрушки. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с её мастерами, историей возникновения. Детей младшего возраста знакомим с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними, а старшим детям объясняем историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая — лампа-электрическая лампа, валек-чугунный утюг-электрический утюг. Кроме того показываем зависимость использования предметов от образа жизни и от места проживания (бедные — лучиной, богатые – свечами; в лесистой местности больше деревянной посудой, а в местах богатых глиной-глиняной). Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки. Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет).
Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра.
Конечно, обязательно включаем сюрпризные моменты (сундук со сказками, пришли гости, волшебный сундучок…), игровые приёмы (отправляемся в гости, преодолевая различные препятствия, путешествия на разных видах транспорта, оказание помощи хорошо знакомому персонажу, приготовление подарков для кого-то, превращения и т. д.). Для того, чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём — диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот — дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения.
Использование музыкального фольклора является одним из самых доступных и понятных средств развития музыкальных способностей детей (приложение 8)
Русские народные песни формируют правильную манеру исполнения: напевность, мягкость, легкость звука. Исполняя эти песни, ребята стоят свободно, руки у мальчиков на поясе, у девочек за платье, или держат платочек. Во время исполнения шуточных песен они приплясывают на месте: руки, плечи, спина – свободны. Дети учатся исполнять русские народные песни, а не петь их.
 Хороводные песни разучиваются с элементами хоровода. Дети исполняют хороводный шаг, разновидности хороводов: плетень, змейка, круг; учатся плавно выполнять поклон.
Большое значение в работе над русским фольклором уделяется точности и плавности выполнения движений. В русском фольклоре пение и движение взаимосвязаны друг с другом. Ребенок, научившийся плавному, красивому исполнению хороводного шага, мягкому движению рук, в котором участвуют спина, плечи, локти, кисти, петь будет в такой же манер – плавно, неторопливо, мягким звуком, на широком дыхании.
От певучести русских песен мы переходим на занятиях к певучести народных стихов, потешек, припевок и т.п. Дети учатся говорить нараспев, акцентируя сильные доли.
Импровизации под русские народные мелодии позволяют увидеть, как используют дети полученные знания и навыки.
Большую роль в формировании познавательного интереса играет знакомство с русскими народными инструментами и приемами игры на них. Дети сами чувствуют и подсказывают, где при исполнении песен можно использовать тот или иной музыкальный инструмент. Со средней группы начинается знакомство с приемами игры на бубне, бубенцах. А в старшей и подготовительной группе дети играют на трещотках, ложках.
Знакомим детей с русским народным костюмом, предметами народного быта не только России, но и с народными промыслами своего региона (приложение 3).
Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.
После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи (сера вутица, потопела малых детушек, вор-воришко залез в амбаришко, полез в окошко, упал в лукошко..). Для этого необходимы наглядные средства. Вот почему так нужна организация предметно- развивающей среды. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо заниматься дальнейшим пополнением «избы» предметами народного быта, деталями народной одежды, образными игрушками-персонажами, куклами, привлекая и сотрудников, и родителей.
В ходе предварительной работы мы начали подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам.
Нами совместно с детьми в завершении подготовительного этапа были проведены посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем, домашней выпечкой. На посиделках дети имели возможность продемонстрировать приобретенные ранее знания (вспоминали пословицы, частушки, песни, сказки).
Использованный в предварительной подготовке методический материал (песни, игры, пословицы, поговорки, загадки, и мн. др.) вынесен в приложение методической разработки.
Ход мероприятия.
«ПОКРОВ»
Действующие лица:
Ведущий (одет в национальный костюм)
Осень-взрослый
Девочка
Заяц
Лиса
Ежик
Волк
(Дети одетые в русские народные костюмы входят в зал хороводом под песню «Ой стога, стога», исполняют небольшой хороводный танец и выстраиваются в полукруг. )
Ведущий:
Детушки - малолетушки! Праздник нынче к нам пришел,
батюшка Покров.
Какая красивая на Покров осень,
какой золотой ковёр!
И в гости сегодня, ребята,
К нам праздник осенний пришёл.
1 ребенок:Музыкальный зал у нас, В год украшен только разЛистьями, грибами, - Посмотрите сами.
2 ребенок:Наша Осень потрудилась,И нисколько не ленилась.Подарила всем наряды, Отвести не можем взгляды.
3 ребенок:Осенние денечки,
В саду большие лужи,
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
4 ребенок:
Сколько желтых листьев, красных
И оранжевых найдем,
Соберем букет прекрасный
Золотым осенним днем.
5 ребенок:Мы на празднике сегодня
Славно время проведем
Чтобы было веселее
Песню дружно все споём.
ПЕСНЯ «Листик желтый» (приложение 2)
Ведущий:
 Пришла  к нам осень в гости!
Принесла рябины гроздья.
Меду сладкого, густого,
Связку лука золотого.
 Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.
 Любим мы твои дары,
Нет в году щедрей поры.
Под музыку входит осень и разбрасывает листочки.
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год
За летом следом мой черед.
Вы рады встретиться со мной.
Вам нравится наряд лесной?
Ведущая:С дерева сорвался лист
В вальсе закружил.
Всех сегодня этот лист
На Покров всех пригласил.
(Далее ведущая садиться к «Избушке» и начинает свой рассказ)
Много-много лет назад на город Константинополь напали враги. И все люди города собрались в храме для молитвы. Они просили Господа защитить их город от врагов. И вдруг во время молитвы один человек по имени Андрей увидел, как появились сама Богородица и накрыла всех молящихся в храме покрывалом, покрыла их. Так она показала, что она защитит этих людей от врагов. И враги действительно были побеждены и ушли из города. И с тех пор люди в знак благодарности стали отмечать этот праздник.
На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:
«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! »
1-й реб.
Осень землю покрывает
Пестрым, праздничным ковром,
Так природа поздравляет
Нас с великим Покровом!
2-й реб.
Слякоть пусть в бездорожье,
Не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.
3-й реб.
От всего на свете злого Лес, и поле, и дома –
Покрывает все Покровом Богородица сама.
Осень
Дождик, дождик целый день барабанит в стёкла.
Вся земля, вся земля от воды промокла.
Но по зонтику я дам и не страшен дождик вам.
Песня-игра с зонтиками (приложение 2)
Ведущая: 
Но если Покров случался теплым, то люди устраивали в этот день последний сбор грибов и спешили скорее домой, потому что, по поверьям, в этот день в лесу находиться допоздна было опасно – люди говорили, что перед уходом на зимнюю спячку там Леший хулиганил. А давайте и мы с вами последний раз соберем грибы.
ПЕСНЯ- танец «Мы грибы искали» (приложение 2)
Осень
На Руси народ почитает праздник Покрова. Заканчиваются работы в огороде и можно отдохнуть.  Молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Танцами и частушками забавлялись,играми тешились и шутками отличались. Вот и мы с вами немножечко поиграем с осенними листочками.
Музыкальная игра с пением «Найди листок»(с листьями (листья заранее кладёт Осень)(приложение 2)
Осень:
Ребята, смотрите, какой интересный листочек я нашла. А кто знает, от какого дерева этот листок? (показывает ветку рябины)
Ребенок:
Красненькую ягодку
Мне дала рябина,
Думала, что сладкую,
А она как хина.
Толи эта ягодка
Просто не дозрела,
Толь рябина хитрая
Подшутить хотела?
Танец «Ягоды рябины» (приложение 2)
Ведущий:
Покров может порадовать солнцем,
Может снежком припорошить
И дождем накрыть,
Как было однажды в осеннем лесу.
Выходит девочка с зонтиком
Девочка:
Чтобы скрыться от дождя-
Зонтик очень нужен
Я бегу, бегу с зонтиком по лужам.
Выбегает заяц
Заяц:
Холодает с каждым днём,
Очень зябко под дождём!
Апчхи!
Весь дрожу я весь промок,
Как осиновый листок!
Мне бы норку, да посуше-
Там согрел бы лапки, уши!
Апчхи!
Девочка:
Залезай под зонт малыш,
Согреешь лапки, убежишь!
Выбегает лиса
Лиса:
Зонтик ваш такой чудесный
Нам втроем не будет тесно.
Девочка:
Ты, лисичка, поспеши,
Хвост пушистый посуши!
Выходит волк
Волк:
Можно мне под зонтик влезть
Нос и уши обогреть?
Лиса:
Очень уж велик твой рост,
Ты помнёшь мой пышный хвост.
Девочка:
Хватит места под зонтом,
Нам не тесно вчетвером!
Выбегает ёжик
Ёж:
Пых, пых, пых-
Посмотрите на мой вид,
Под дождём я весь продрог,
До иголочки промок.
Девочка:
Видишь зонтик у меня,
Прячься ёжик от дождя!
Ведущий:
Сели дружно под зонтом,
Звери вместе впятером.
Девочка:
Под зонтом хватило места –
Никому не стало тесно!
Всем, кто спасся, не промок,
Помогает в небе Бог!
Осень:
Вот и дождик перестал…
Раз, два, три, четыре, пять
Солнце светит нам опять,
Хочет с нами поиграть.
Ведущий:
А у нас есть ложки хохломские,
хохломские да расписные.
Можно и похлебку хлебать,
да и песню сыграть!
А ну-ка ложкари выходите, да гостей повеселите!
Игра на ложках
1 ребенок
Каждый, созданный Всевышним,
Под зонтом не будет лишним!
Только с Богом  кто не дружен
Под зонтом совсем не нужен!
2 ребенок
Осень землю покрывает
Пестрым праздничным ковром –
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом.
3 ребенок
Всех в огромном жизни море
Богородица согреет и простит,
Страждущих всегда утешит в горе
И Покровом драгоценным защитит.
3 ребенок
Матерь Божия Собою
Нашу Русь хранит  СвятоюЗащитит нас от врагов
И раскинет свой покров.
Осень:
На прощанье, на дорожку
Станцуйте вы еще немножко.
Чтобы в памяти осталось
Из всего хотя бы малость.
Танец «Зашагали ножки»
Осень
Так что ж, погуляла я на празднике вашем?
Нигде не нашла я праздника краше!
И за это вам, ребята, угощенье,
Всем другим на удивленье!
Осень раздает угощение, Дети уходят
Ведущий ещё раз поздравляет всех с праздником
Божия Матерь пусть вас защищает
и всегда пусть вас оберегает
От грозящих вам в жизни невзгод,
и пусть вера всегда в вас живёт!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование, рассматриваемое государством и обществом как основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от воспитания духовного самосознания.
В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Социально – личностный подход в воспитании детей это приоритетное направление деятельности нашего ДОО, направленное на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования.
Таким образом, подводя итог хочется отметить, что в ходе предварительной подготовки дети пополнили свой «багаж знаний» о традициях русского народа, приобщились к опыту православной культуры, использовали полученную информацию в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, изобразительной, игровой, музыкальной, конструктивной и т.д.), познакомились с формами традиционного семейного уклада, прониклись чувством патриотизма и любви к своей родине.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возрождение русских национальных традиций – методические рекомендации под ред. Паршиной В.Г.- Тамбов.-ТОИПКРО, 2001 г.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России, М.,2008.
Головачева И.Н. «Народные игры». «Музыкальная палитра».
Давыдова М.А. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».  Москва «Вако» 2007.
Журнал «Дошкольное воспитание»: № 5/91 г., 12/95 с.109, №2/98 .Журнал «Музыкальный руководитель»: № 3/2010 г.
Карпушина Л.П., Н.Б.Абудеева «Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях», учебное пособие, Саранск 2009.
Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.:АРКТИ, 2004 г.
. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, М.,2009.
Минулина  Н.А. «Покровская ярмарка». «Музыкальный руководитель» 5/ 2006. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять - мы идем играть». Москва. «Просвещение» 1995 . Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.:Линка - Пресс, 2003 г.
Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995.
Петрова И.В., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-синтез, М.,2008.
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре – методические рекомендации под ред. Паршиной В.Г.- Тамбов.- ТОИПКРО, 2003 г.
Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. 
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народно – прикладным искусством.- М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006 – 128 с.
Терещенко, А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы.- М.: Русская книга, 1999 г.
Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/авт.- сост. Г.А. Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2006.- 157 с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К МЕРОПРИЯТИЮ «ПОКРОВ»
с 03.10. 2016 – 09.10.2016 г.
Сроки проведения Тема НОД Задачи Мероприятия вне НОД в свободной деятельности
03.10.2016 г «Знакомство с православным праздником –
Покров Пресвятой Богородицы» Расширять представления о празднике игры-драматизации,
разучивание пословиц, поговорок
04.10.2016 г. Разучивание песен - Расширять представление об осеннем празднике;
- воспитывать интерес к совместной музыкальной и игровой деятельности Разучивание потешек, пальчиковых игр, частушек
05.10.2016 г. Разучивание игр Прививать интерес к разучиванию игр;
- развивать музыкальные и творческие способности детей через разные виды деятельности Отгадывание загадок,
Пальчиковая гимнастика, игры
06.10.2016 г. Знакомство с бытом и укладом жизни на Руси Изучать традиции и обычаи русского народа; воспитывать желание познавать свою культуру Отгадывание загадок,
Разучивание пословиц, поговорок
07.10.2016 г. Знакомство с народными промыслами Козлова (Мичуринска) Изучать традиции и обычаи своей малой родины; воспитывать желание познавать свою культуру Разучивание песен, пальчиковая гимнастика
10.10.2016 г. Занятие «Роспись козловского полотенца (рушника)» Прививать любовь и уважение к культуре родного края,
Воспитывать эстетические чувства Разучивание игр,
танцев11.10.2016 г. Театрализованная деятельность:Разучивание сценки «В осеннем лесу». Прививать интерес к совместной театрализованной деятельности;
Воспитывать уважение и терпимость к окружающим Разучивание частушек,
Пальчиковая гимнастика
12.10.2016 г. Ознакомление детей с народными гуляньями (презентация) Воспитывать чувство гордости за историю своего народа Разучивание потешек, закличек, пословиц, примет
13.10.2016 г. Итоговая репетиция мероприятия «Покров» Воспитывать желание совместного творчества, уважения к окружающим Пальчиковая гимнастика.
14.10.2016 г. Открытое мероприятие
«Покров»