Статья для семинара Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП характерные для каждой стадии урока.

Яценко Елена Александровна, учитель математики
ГБОУ школа 464 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП характерные для каждой стадии урока.
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах. Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить», столько тем, чтобы научить обучающего «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Таким образом, возникает необходимость использовать в педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо  те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. "Критическое мышление" - это технология, которая даёт освоение нового способа познания.  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:  вызова; реализации смысла; рефлексии.
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.
Главными задачами второй фазы технологии РКМЧП (фазы реализации смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания вопроса. На этой стадии происходит исследование языкового материала, анализ текста, что способствует развитию речевых, интеллектуальных, нравственных сторон личности ученика, созданию эмоционального настроя, повышению интереса к предмету.
Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Наиболее частой и применяемой методикой является организация работы обучающихся с различными текстовыми источниками, а следовательно, могут быть успешно использованы на уроках гуманитарного цикла.  Обращение к источникам стимулирует интеллектуальную деятельность, познавательную активность, формирует творческое мышление. Процесс обучения становится деятельностным, а урок - инициативным.

Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности:опыт работы показывает, что смоделировать урок  в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. приходится перестраивать всю работу на уроках, не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМ, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как  правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что даёт «Чтение с остановками»?  И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
Рассмотрим некоторые методические приёмы технологии РКМЧП.
Кластер - это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, где записывается тема урока, например, «Сочинительные союзы». Вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.
Ещё один удачный приём на стадии вызова - построение денотатного графа (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу). Это  способ выделения из текста существенных признаков понятия. Элементы построения денотатного графа следующие: запись ключевого слова или словосочетания, подбор нескольких глаголов, соотносимых с ключевым словом (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку), подбор из текста по смыслу существительных или словосочетаний, вывод.
Пример построения денотатного графа на уроке обобщающего повторения в 6 классе по теме «Наречие»

Н   ---  отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?;


А   ---  обозначает признак действия, признака или предмета;


Р   ---  делится на смысловые группы образа и способа действия, меры и степени, времени, места, цели, причины;


Е  ---  не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам, ни по временам;


Ч --- может иметь степени сравнения (положительную и сравнительную);


И  --- выполняет в предложении роль обстоятельства;


Е  --- помогает «живописать» словом.
Инсерт.   Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.Этот приём работает и на стадии осмысления.
«Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». Чаще всего использую на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение  данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.
Таблица «тонких» и «толстых вопросов» – этот приём развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?
Приём «Сводная таблица»
помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Прием используется при сравнительной характеристике героев художественного произведения.
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приём «Ключевые слова» (на этапе вызова или рефлексии), который помогает сформулировать устное высказывание либо на этапе актуализации прежних знаний, либо на этапе обобщения и закрепления учебного материала.
Приём «Вставь пропущенные слова». Учащимся предлагается готовый  текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены,  и учащийся должен вставить их. Приём может использоваться на всех стадиях урока. На стадии «вызов» обращение к такому тексту помогает за короткое время актуализировать знания обучающихся; на стадии «осмысление» возможна проверка понимания обучающимися учебного материала; на стадии «рефлексия» это способ закрепления и обобщения изученного.  
«Дерево предсказаний» Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Программа РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.
Список литературы:
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.
2.Столбунова С.В. Лекция №1,3 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
3.Зачесова Е.В. «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи».
4. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
 http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15