Районная программа Быть патриотом должен каждый


Районная программа
гражданско-патриотического воспитания школьников
«Быть патриотом должен каждый»
Пояснительная записка
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школах района, Доме детского творчества и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
В настоящее возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.
Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Цель: воспитание патриотов своей родины, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи :
1. Создать и организовать деятельность Ассоциации патриотических клубов и объединений в Ельниковском районе.
2. Активизировать работу поисковых отрядов общеобразовательных школ района.
3. Содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению,  гордости за историю своей Родины;
4. Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ района, из числа которых формируются поисковые клубы, отряды. Руководителем клубов, отрядов назначаются заместители директоров по воспитательной работе, старшие вожатые общеобразовательных школ района.

Основные направления реализации программы:
- совершенствование процесса патриотического воспитания;
- содействие деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания;
- использование государственных символов в патриотическом воспитании;
- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием школьников района. При этом главный акцент делается на работу Дома детского творчества, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности ДДТ, школ района, семьи и общественных организаций.
Эффективность программы
     Конечными результатами программы должны стать:
- создание системы патриотического воспитания учащихся
-   обеспечение занятости детей и подростков в свободное время;
-   повышение уровня функциональной и физической подготовки детей;
-    рост числа детей и молодежи, занимающихся в кружках патриотической направленности;
 -  сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы реализации программы
Индивидуальные, групповые, массовые
теоретические
практические
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Экскурсии
Просмотр фильмов
Конкурсы
Выставки
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
 

Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.     Изучить нормативную базу.
2.    Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Быть патриотом должен каждый ».
Задачи:
1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями образования района, культуры, спортивной школы, общественными организациями.
4.Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5.Проводить мониторинг реализации программы.
6.Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы Дома детского творчества.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие направления:
Направление «Связь поколений».
Направление « Растим патриота и гражданина».
Направление «Мой край родной».
Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к прошлому, настоящему, будущему своей Родины.
Задачи:
1.Воспитывать гордость за свою Родину.
2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- «Звёздные походы» по местам воинской славы.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла «Память сердца».
- Акции «Цветы ветеранам», «Обелиск», «Ветеран живёт рядом», «Забота», «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Конкурс праздничных газет «Слава вам, солдаты!».
- Конкурс- выставка детских рисунков «Солдат Победы!».
- Военно-спортивный праздник «Эстафета славы».
- Выставка детского творчества «Этих дней не смолкнет слава».
- Смотр строя и песни.
- Участие в республиканских и районных мероприятиях, посвящённых Дню Победы, Дню Независимости, Дню России.
- Вахта памяти у Вечного огня «Герой, я тебе присягаю на верность любимой стране».
- Конкурс чтецов «К штыку приравняли перо».
- Районный фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»
- Уроки мужества «Подвиг ваш бессмертен».
- Благоустройство памятников и памятных мест «Помним и чтим».
- Выставка фоторабот «Если б камни могли говорить».
- Вечер памяти «А память сердце бережёт» (ко Дню вывода Советских войск из Афганистана).
- Летопись поискового отряда «70 добрых дел к 70-летию Победы в ВОВ»
- Смотр-конкурс Залов, Комнат, Уголков Боевой славы
- Акции «Женщина войны», «Солдатская вдова»
2. Направление « Растим патриота и гражданина»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1.Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Конкурс сочинений «Есть такая профессия Родину защищать».
- Районный турнир по правовым знаниям «Знаешь ли ты закон?».
- Викторины, конкурсы по правовой тематике.
- Игра «Изменим жизнь к лучшему или изучим её».
- Круглый стол с участием работников правоохранительных органов «Каждый имеет право на…».
- Тематический вечер «Достоинство, право и свобода»
- Акция «Спасибо за жизнь».
- Состязание лидеров «Сделаем мир лучше, чем он есть».
- Конкурсная программа “Настоящие парни».
- Конкурс плакатов «Дружба не знает границ»
- День юного патриота.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2.Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3.Формировать экологическое поведение.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Операция «Уют».
- Творческая мастерская «Народные промыслы».
- Разработка авторских маршрутов по культурно- историческим местам Ельниковского района.
- «Маленькие секреты большого мастерства» (организация встреч с выдающимися интересными людьми района).
- Проведение мероприятий к знаменательным и памятным датам.
- Экскурсия «Памятники говорят»
- Конкурс знатоков истории родного края.
- Конкурс рисунков «Моя малая Родина».
- Смотр – конкурс краеведческих комнат и музеев.
- Конкурс «Герб моей семьи».
- Час общения «Ими гордится наша страна».
- Выставка «Семейный фотоальбом».
- КТД «Семейные обычаи».
- Экологические десанты.
Ожидаемый результат:
 - повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;- умение и желание сочетать общественные и личные интересы;- повышение реального вклада подрастающего поколения в дело  процветания родного края и Отечества;
- обеспечение занятости детей и подростков в свободное время;
- рост числа детей и молодежи, занимающихся в кружках патриотической направленности.
- сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.
Контроль и управление реализацией Программы.
Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет администрация ДДТ. Руководители поисковых отрядов общеобразовательных школ района в установленном порядке готовят отчеты, предложения о работе с учащимися по патриотическому воспитанию и представляют их в ДДТ.
Ресурсное обеспечение программы:
- спонсорская помощь организаций, учреждений, частных лиц;
- средства, заработанные ДДТ
Список литературы:

Боевая слава и трудовая доблесть. Ельниковский район. Е.В.Никишова, Т.А.Шашанова. – Саранск, 2010
Ветераны Мордовии. Н.М.Костин. – Саранск. 2000
В патриотизме молодежи – будущее России. Сборник./Ред.-сост. Куслина А.В., Саранск, 1999
Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. Сборник./Ред. Б.К.Тебиев. М., 2000
Воинская слава России. Сборник. /Сост. А.И.Бедрик и др.- Ростов-на-Дону, 2004
Гражданином быть обязан. – Учебное пособие. – М., 1999
Гражданско – патриотическое воспитание молодежи. Поисковое движение. Метод. Пособие./Сост.: О.В.Гущин и др. – Екатеринбург,2004
Ковшова В.М. Воинские формирования на территории Мордовской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). – Саранск, 2005
Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию./Ред. Ю.П.Квятковский. М.2006
Мельниченко И.И. и др. Методика организации и проведения военно-полевых сборов. – Архангельск, 2005
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. – М., Вако.2008
Муниципальная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Ельниковского муниципального района на 2011 – 2015 годы»
Наша малая Родина. П.Кожевников. Ельники - 2005
Отечественный и зарубежный опыт использования государственной символики в патриотическом воспитании граждан. Сост. Кузнецов О.В., Цветков А.Г. – М., 2006
Патриотизм – основа мужества и героизма. Пособие./Сост. А.В.Никоноров, И.С.Скуратов. – М.,2004
Патриотическая работа с молодежью. Сборник./Сост. И.В.Шатылко. – Саратов, 2000
Патриотическое воспитание молодежи в Республике Мордовия: состояние, опыт, перспективы / Под. Ред. Н.А.Ануфриевой. – Саранск, 2002
Побединская Л.А. Дни воинской славы России. – М., 2006
Щербанов В.К., Кручинкин Н.А. и др. Военно – патриотическая работа с молодежью. Ростов-на-Дону, 2000