УРОК САМОПОЗНАНИЯ ПРАВО БЫТЬ СВОБОДНЫМ(НЕНАСИЛИЕ)


План урока самопознания
Колледж Рубежинский
Дата 14.10.2015 г.
№ 6 Тема Право быть свободным.
Ценность Ненасилие
Качества Не причинять зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом; права человека; быть хорошим гражданином.
Педагог Калинина А.А.
Группа № 224 Кол-во уч-ся 18
Цель: Раскрыть ценность «Ненасилие» через расширение представления учащихся о свободе человека.
Задачи:1.Расширять и углублять представления учащихся о не причинении зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом;
2.Продолжить формирование представления учащихся о правах человека, уважении прав и свободы других людей;
3.Воспитывать любовь и сострадание ко всему окружающему, стремление быть достойным гражданином своей страны. Ресурсы:(материалы, источники)
Мелодия «Море»,
Видео «М. Ганди»,
«Декларация прав человека»,
Песня Ю.Антонова «Поверь в мечту»
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Звучит мелодия «Море»
Мысленное путешествие в подводное царство.
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда ... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя.
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Проверка домашнего задания.
Чтение «Интервью с современным молодым человеком»
Вопросы:
Какое значение имеет свобода в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без свободы в своей жизни?
Как бы вы объяснили смысл понятия «культура свободы»?
Какие проблемы существуют в среде молодежи?
Какие ценности для Вас превыше всего?
Какие обязанности есть у Вас перед родными, друзьями, обществом и Родиной? Анализ хода урока
Позитивное высказывание (цитата).
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».
Федор Достоевский
Вопросы:
Как вы понимаете смысл сказанного?
Что значит «владеть собой»?
Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на нашей встрече? Рассказывание истории (беседа).
История из жизни Аруна Ганди.
Мохандас Карамчанд Ганди (1822—1885) - духовный лидер Индии. Получил юридическое образование.
Титул «Махатма» - «Великая душа» - (дал титул Рабиндрана́тТаго́р) - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель ).
В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений.
Его жизнь была ярким примером бескорыстному служению Родине. Мысль, слово и дело – едины.
Видео М. Ганди – просмотр
Вопросы:
Какие проявились качества характера М.Ганди?
Что ему помогало следовать своей совести?
Доктор Арун Ганди — сын Махатмы Ганди и основатель Института Ненасилия имени Ганди, в своей лекции 9 июня в Университете Пуэрто Рико, в качестве примера о ненасилии в отцовстве рассказал следующую историю:
«Мне было 16 лет и я жил с родителями в институте, основанном моим дедом, в 18 милях от Дурбана, Южная Африка, в центре сахарной плантации. Мы жили в самой глубинке и у нас не было соседей, у меня было две сестры и мы всегда с нетерпением ждали возможности поехать в город, чтоб встретиться с друзьями или посмотреть фильм.
Однажды отец попросил меня отвезти его в город на конференцию на весь день и я поспешил воспользоваться возможностью. И так как я ехал в город мама дала мне список продуктов, которые надо было купить, и так как я собирался провести весь день в городе отец попросил меня закончить некоторые подвисшие дела, как например, заехать в автомобильный сервисный центр. Когда я высадил папу тем утром, он сказал мне: «Встретимся здесь в17 вечера и поедем домой вместе».
Я в спешке выполнил все поручения и сразу же направился в ближайший кинотеатр. Я так увлекся двухсерийным фильмом Джона Уэйна, что совсем забыл о времени. Когда я вспомнил, было уже 17.30. Пока я забежал в гараж за машиной и добрался до места, где ждал меня отец, было уже 18.00.
Он взволнованно спросил меня: «Почему ты опоздал?» Мне было так стыдно признаться ему, что я смотрел вестерн Джона Уэйна, что я сказал:
«Машина не была готова и мне пришлось ждать», не догадываясь, что он уже позвонил в гараж.
Уличив меня во лжи, он сказал …
Рассказать свою версию развития событий...
(окончание истории)...
«Что-то пошло не так в том, как я воспитал тебя, что не дает тебе уверенность говорить мне правду. И чтобы разобраться в том, в чем я был не прав, воспитывая тебя, я пойду домой пешком 18 милей и подумаю об этом».
И одетый в свой костюм и туфли он пошел домой по темной и в большинстве своем не асфальтированной и неосвещенной дороге. Я не мог бросить его и в течение пять с половиной часов я ехал за ним, видя как отец проходит через агонию, из-за глупой лжи, произнесенной мной.
И прямо тогда и прямо там я принял решение никогда больше не говорить неправду. Я часто вспоминаю о том случае и задумываюсь, если бы он наказал меня тогда так, как мы наказываем своих детей, извлек ли бы я тогда урок или нет. Не думаю. Я бы выстрадал то наказание и продолжил бы поступать так же. Но это одно действие, в котором отсутствовало насилие имело такую силу, и до сих ее имеет, как будто это произошло вчера. Такова сила ненасилия.
Вопросы:
Что помешало Аруну сдержать обещание, данное отцу?
Почему Аруну было стыдно перед отцом?
Кого Махатма Ганди обвинил в случившемся и почему?
Какой извлек урок из случившегося Арун?
Важно ли быть честным перед самим собой и другими людьми? Почему?
Нужно ли свои действия согласовывать с совестью и почему?
Каким Вы видите наше государство, планету Земля?
Так какова сила ненасилия? Творческая деятельность, групповая работа.
Группа делится на 4 подгруппы.
Выполнить задание: Подберите или придумайте какой-либо образ, который может, на ваш взгляд, послужить символом свободы. Представьте его в виде рисунка «Памятник свободе»
(8-10 минут)
Каждая подгруппа защищает свой рисунок. Групповое пение.
Песня Ю.Антонова «Поверь в мечту»
Мы выбираем путь идем к своей мечтеИ надо не свернуть в пути уже нигдеИ стоит шаг пройти, заносит время следОбратного пути у жизни просто нетИ стоит шаг пройти, заносит время следОбратного пути у жизни просто нетПоверь в мечту, поверь в мечтуПоверь в мечту скорейПоверь в мечту, поверь в мечту, как в доброту людейПоверь в мечту, как в красоту, поверь когда-нибудьПоверь в мечту поверь в мечту поверь в мечту и в путьУсталость иногда сожмет у сердца грудьНастигнет нас беда чтоб осложнить нам путьПройдем любви закат и встретим с ней рассветПоймем пути назад у жизни просто нетПройдем любви закат и встретим с ней рассветПоймем пути назад у жизни просто нетПоверь в мечту поверь в мечтуПоверь в мечту скорейПоверь в мечту, поверь в мечту,как в доброту людейПоверь в мечту, как в красоту, поверь когда-нибудьПоверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту, и в путьПоверь в мечту, поверь в мечтуПоверь в мечту скорейПоверь в мечту ,поверь в мечту, как в доброту людейПоверь в мечту, как в красоту, поверь когда-нибудьПоверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту, и в путьПоверь в мечту, поверь в мечтуПоверь в мечту скорейПоверь в мечту, поверь в мечту,как в доброту людейПоверь в мечту ,как в красоту, поверь когда-нибудьПоверь в мечту, поверь в мечту ,поверь в мечту и в пДомашнее задание.
Прочитать сказку «Судьба и удача», стр 123-127 Заключительная минута тишины.
Сядьте поудобнее. Тема нашего урока сегодня была «Право быть свободным». Мы развивали стремление быть достойным гражданином своей страны, способности быть великодушными и справедливыми в общении с другими людьми. Откройте своё сердце, положите в него эти качества. Сохраните их в своём сердце и постарайтесь проявлять ко всему окружающему миру.