Презентация по русскому языку (5-9 классы) Развитие творческих способностей учащихся через диалог культур


(притча – мотивирующая метафора)Красота Ночью пруд покрылся тоненьким хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском. Ледок становился то алым, то розовым, то красным, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немного грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет все очарование. - Это волшебное зеркало, в котором отражается весь мир! Смотрите на эту красоту! – рассказывала Синичка миру. А на берегу в это время стоял Вол, слушал песенку Синички и умилялся. Ему захотелось поближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Подошел он к самой кромке льда, но никак не мог увидеть красоту. Вошел Вол в пруд, затрещал ледок, рассыпалось волшебное зеркало, со дна поднялась муть. - Где же ты, красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрел к противоположному берегу. Работа по осмыслению текста Какое настроение создает автор у слушателей? Какие мысли возникают после чтения этой притчи? О чем хочется сказать миру? Как автору удалось вызвать желание задуматься над этой проблемой? Какова роль художественных средств в тексте? Какие художественные средства языка использовал автор, чтобы рассказать о хрупкости красоты окружающего мира? (стр.340-341){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Морфологические фигуры (тропы)Стилистические фигуры (фигуры речи)ЭпитетыИнверсияСравнениеАнтитеза МетафораРяды однородных членовОлицетворениеВосклицательные предложения (экспрессия)Аллегория ОбращениеМетонимия Риторический вопрос Троп (греч. tropos – поворот)1. Слово или выражение употреблено в переносном значенииВ основе тропа лежит сопоставление двух понятий, близких в каком-нибудь отношении Самоконтроль знаний: давайте выясним, какие из художественных средств поняты и усвоены, а какие необходимо еще раз повторить? Проверка с использованием приема ТРКМ «Верные-неверные вопросы»Верно ли утверждение, что … метафора – это скрытое сравнение? оксюморон – стилистический оборот, в котором соединяются контрастные понятия? метонимия – это «переименование» предмета или явления? анафора – это «единоначатие», повтор слова или группы слов в начале строфы, строки…? Обобщение : мы можем не только увидеть драгоценную красоту языка, в нашей воле также раскрыть ее глубины в своих душах, более того – донести до других, а значит, для этого необходимо подняться на вершину творчества. И тогда станет ясно, что понятие красоты мира, красоты души, красоты языка не имеет границ… Хочу, чтобы был предо мной хрустальный шар,Когда думаю ...Исикава Такубоку,японский поэт Приглашение к сотворчествуШар на новогоднюю ёлку…или…думаем и пишем вместе Хрустальный шар в моих руках… Вглядываюсь в него…Какие воспоминания он будит в моей душе? хоровод у новогодней елки мама песню поет бабушка печет сладости праздничный стол семейный ужин ожидание подарков мечта о… Какие чувства заполняют в это время пространство комнаты? Прежде чем повесить шар на елку, я стараюсь запомнить это мгновенье… Я вдруг понимаю, что… Вешаю шар на ёлку, стараюсь быть осторожным, ведь он… драгоценный нежный хрупкий Я подумал(а): вот так и слово … «(какое?)»… Это слово - … мир радость любовь вера семья дружба …. (В слово тоже надо вглядеться, вслушаться и поделиться со всем миром своей находкой, своим открытием.) Пусть оно украшает мою ёлку и радует всех. Прочитайте ваш текст. Отредактируйте, если в этом есть необходимость. Поделитесь своим открытием. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок – все зернисто, крупно, как и сам жемчуг, и, право, название еще драгоценней самой вещи…»Н. В. Гоголь, русский писатель Всем - творческих успехов! И счастливых шаров на ваших новогодних ёлках!…