Разработка урока истории Образование Германской империи

Образование Германской империи
Макеевская ОШ I-II ступеней №90
Байер Наталья Борисовна

План урока
1.Экономический подъём страны
2.Борьба Австрии и Пруссии за гегемонию в Германии
3.Завершение объединения Германии
Цели урока:
Образовательные: 
показать процесс объединения Германии,  завершившийся созданием  Германской империи (1871 г.);
продемонстрировать пути объединения Германии «сверху» и «снизу»;
показать предпосылки и особенности объединительного движения в Германии.
Развивающие: 
продолжить работу над понятиями промышленный переворот, раздробленное государство, централизованное государство;
сформулировать новые понятия: юнкеры
развивать умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы;
продолжить работу над формированием умения работать с картой.
Воспитательные: 
показать, что общая цель может объединить людей с разными взглядами;
понимать, что только единое государство может улучшить свое экономическое и политическое положение.
Планируемые результаты изучения материала: 
- обучающиеся приходят к выводам, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в экономической и политической областях;
- выясняют, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия;
- знакомятся с причинами превращения Германии в сильнейшее государство Европы.
Оснащение урока: учебник (Всеобщая история. История нового времени. 1800-1900.8 класс /Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под ред. А.А. Искендерова. - М., Просвещение, 2016. - 304с.);
 - карты: «Революции 18481849 гг. в Европе», «Объединение Германии».
Репродукции : портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме:
1.Показать на карте Германию
2.Почему Германия отставала от Англии и Франции в экономическом развитии?
3.Какими были задачи революции 1848-1849 годов в Германии?
4Чем закончилась революция в Германии?
5.Анализ документа (учебник, стр. 147, документ №1):
- Как влияла раздробленность Германии на развитие в ней индустриального общества?
- Какие слои общества страдали от такого положения вещей?

I. Итак, ни одна из задач революции в Германии не была решена, но необходимость их решения становилась всё более необходимой. В Германии быстро развивался капитализм, чему мешали феодальные пережитки. Быстро развивалось машиностроение, усиливался Таможенный союз, благодаря большей, чем в других странах эксплуатации рабочих и всеобщей грамотности населения (обязательное начальное образование), что позволяло широко использовать и развивать технику.
В сельском хозяйстве господствовали крупные помещики (юнкеры). Именно они занимали господствующее положение в экономической, государственной, политической и военной сферах Германии.
1. Кто такие юнкеры?
2. Какую роль они играли в жизни страны?
3. Какая основная задача стояла перед Германией?
Таким образом, развитие промышленности и сельского хозяйства требовали решения главной политической задачи – объединение страны.

II - III. Внимательно прослушав мой рассказ, вы должны будете дать ответы на следующие вопросы:
1. Показать на карте территорию, которую Германия присоединила к себе после войны с Данией.
2.Показать государство, с которым после этого воевала Германия.
3.Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?
4. Какими качествами политического деятеля обладал Бисмарк?
5. Что значит объединение страны «железом и кровью»?
6. Дать оценку деятельности Бисмарка.

Поражение революции означало провал попытки объединения Германии «снизу» ( путём революции, а значит, в интересах народа) и на порядок дня вставал второй путь –объединение страны «сверху» (то есть объединение проводят юнкера и император в интересах богачей путём реформ).
Отто фон Бисмарк (позднее имел титулы графа и князя) происходил из семьи прусского юнкера и ему были присущи все черты своего сословия: преданность династии Гогенцоллеров, презрение к демократии. После бурной молодости (27 дуэлей), он приступил к управлению своим поместьем. Соседи боялись резкого, прямого охотника и дуэлянта, дикаря, как они его называли.
Он отличался презрением к мечтаниям, огромной волей, неприхотливостью в приёмах. Характерными были для него уверенность в своих силах, презрение к парламентским прениям, умением точно оценить силы противника.
В марте 1848 года, узнав о революции, Бисмарк вооружил своих крестьян и появился перед королём, убеждая его жестоко подавить революцию. Он кричал, что «виселица должна стать нормой сегодняшнего дня». Король не мог тогда последовать этому совету, но Бисмарка запомнил: «Заядлый реакционер, от него идет запах крови, использовать позднее»,- записал он в своём дневнике. И после подавления революции Бисмарк получил высокие дипломатические посты.
Бисмарк был врагом революции, но понимал, что если Германия желает быть сильным, великим государством и сохранить прусскую монархию, страну надо объединить под властью прусского короля. И все свои силы, все свои способности Бисмарк посвятил воплощению в жизнь именно этой цели.
Бисмарк имел трезвый, гибкий, холодный ум и сильную волю. Человек врывной, он умел подчинять свои страсти политической осторожности. Решительность и готовность к риску соединялись в нём с хитростью и осторожностью. «Я должен был стать дипломатом, ведь я родился 1 апреля»,- шутил сам Бисмарк.
Бисмарк был уверен, что все основные вопросы современности решаются «железом и кровью», а не речами. Он провёл реформу прусской армии – увеличил её в два раза, вооружил новейшими ружьями и пушками.
По ходу моего рассказа заполнить таблицу

Дата
Событие
Последствия

















Вывод.
Основным конкурентом Пруссии в господстве над немецкими державами была Австрия и для того, чтобы проверить свою армию и посмотреть, какой на деле является австрийская, Бисмарк предложил Австрии совместно выступить против Дании и захватить её территорию (Шлезвиг и Гольштейн).
В феврале 1864 года началась война, в результате которой Пруссия получила Шлезвиг, а Австрия - Гольштейн. но главным было то, что Бисмарк заставил основные военные действия вести австрийцев, которые потеряли 40 тыс. солдат, а Бисмарк убедился, что его армия лучше австрийской. И всё же он еще полтора года готовился к войне с Австрией и только в июне 1866 года спровоцировал войну с Австрией. В битве при Садове австрийцы потеряли 18 тыс. убитыми и 24 тыс. пленными и подписали мирный договор, согласно которому Австрия навсегда отказывалась от претензий на гегемонию в делах немецких государств.
В августе 1866 года 22 немецких государства подписали с Пруссией договор о создании Северонемецкого союза. Во главе союза стал президент, на пост которого навсегда назначался прусский король.
Таким образом, "Бисмарк по-своему, по- юнкерски сделал прогрессивное дело", объединив Германию "железом и кровью".

1. Показать на карте территорию, которую Германия присоединила к себе после войны с Данией.
2.Показать государство, с которым после этого воевала Германия.
3. Но было ещё одно государство, которое мешало объединению Германии. Как вы думаете, какое? (Франция).
4.Как Германия решит эту проблему?
Более подробно о ходе франко - прусской войны мы поговорим на последующих уроках.
5.Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?
6. Какими качествами политического деятеля обладал Бисмарк?
7. Что значит объединение страны «железом и кровью»?
8. Дать оценку деятельности Бисмарка.
9.Проверка таблицы.
Дата
Событие
Последствия

Февраль 1864г.
Военные действия Пруссии и Австрии против Дании
Пруссия получит Шлезвиг, Австрия-Гольштейн. Огромные потери австрийцев; слабость Австрии

Июнь 1866г.
Австро-Прусская война. Битва при Садове
Австрия отказалась от гегемонии в германских странах

Август 1866г.
Северонемецкий союз
Объединение Германии

1870-1871 гг.
Франко-прусская война
Превращение Германии в в сильнейшее государство Европы

Вывод: объединение Германии произошло «сверху»; Бисмарк объединил страну «железом и кровью».
Таким образом, было ликвидировано основное препятствие для национального развития немцев - политическая раздробленность, которая мешала экономическому развитию страны и Германия выходит на первое место в Европе по темпам экономического развития.
Подведение итогов, выставление оценок
Домашнее задание: проработать параграф 16, анализ документов, отвечать на вопросы. По желанию – подготовить презентацию, сообщение о Бисмарке (на отдельную оценку)
Комментарии к уроку.

Для реализации поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
- объяснительно-иллюстративный метод, который позволил мне сделать новую для обучающихся информацию их достоянием, прочно фиксируя её в памяти учеников (работа с картой, портретами исторических деятелей, заполнение таблицы);
- проблемный метод, который позволил вовлечь обучающихя в активный познавательный процесс. При использовании этого метода происходит не только усвоение материала., но и развитие мыслительной деятельности, обеспечивается высокая мотивация обучающихся (проблемные вопросы, анализ документа);
- частично поисковый метод, который позволяет развивать не только внимание, память, но и логическое мышление, постепенно привлекать обучающихся к самостоятельному решению проблем.
Большое внимание на данном уроке было уделено исторической личности, что является одним из требований современного Государственного стандарта наряду с системно-деятельностным подходом, который позволит выпускнику школы не только адаптироваться к реальной жизни, но и осуществлять свои собственные замыслы.



15