Конспект урока по теме По страницам волшебной книги ( средства художественной выразительности)


План-конспект урока  русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.
Урок «открытия» нового знания.
Тема: По страницам волшебной книги (Средства художественной выразительности в устной и письменной речи).
Метапредметная тема: Определение понятия.
Урок – путешествие .Цели урока:
Деятельностная:  формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия, формирование навыков употребления  различных средств художественной выразительности  при создании творческих работ;
Образовательная: развитие речевых и творческих способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Воспитательная: формирование активной  личностной позиции, воспитание любви  к родному краю, природе, воспитание  чувства прекрасного.
 
Приём: создание проблемной ситуации и её исследование
 Метод:  деятельностный.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, набор открыток « Лекарственные растения».
Планируемые результаты:
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Регулятивные:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-применение и представление информации;
-классификация по заданным критериям; установление аналогий.
Коммуникативные:
-ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-строить монологическое высказывание;
- использовать установленные правила в контроле способа решения.
Предметные:
- знать средства художественной выразительности;
-уметь их использовать в своей устной и письменной речи.
                                                   Ход урока.
1-й этап. Психологический настрой и мотивация к учебной деятельности.
-  Здравствуйте, друзья! Пожалуйста, повернитесь лицом друг к другу, посмотрите однокласснику  в лицо, подарите свою самую лучезарную улыбку! Пожелайте друг другу  творческих успехов!
     Сегодня мы совершим путешествие «По страницам волшебной книги» (слайд№1).
     - Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить (слайд№2).
       - Правильно, это лес, который можно назвать волшебной книгой, потому что он полон тайн и чудес  (слайд№3).
    - Итак, мы отправляемся в путешествие « По страницам волшебной книги», чтобы узнать много интересного и нового для себя. А когда  у человека много новой информации и впечатлений, какое у него возникает желание?
- Правильно, ему хочется поделиться ими. А как нужно организовать, построить свою речь, чтобы передать всю полноту чувств от увиденного, услышанного, пережитого?
- Я согласна с вами, ярко, выразительно, образно. А с помощью чего, каких языковых средств мы можем это сделать?
 -Да,  помогут нам  в этом средства художественной выразительности.
- Можем ли мы в нашей речевой практике обойтись без средств художественной выразительности?
- Почему не можем?
       Выводы:«хочу»-«каждому носителю языка хочется, чтобы его речь была выразительной,яркой, т.к. от этого зависит успешность в обществе» ; «надо» - « это требования, предъявляемые к выпускнику – задание  В8 части 2 ЕГЭ; «могу», т.к. «мы уже имеем опыт использования выразительных средств языка в нашей устной и письменной речевой практике».
- Результатом нашего путешествия станут ваши домашние творческие работы « Цветочная поляна» (слайд №4).
      Итак, наша цель сегодня: путешествуя по лесным тропам, выполняя задания, мы постараемся сделать нашу речь ясной, правильной, выразительной.
2-й этап. Актуализация знаний и мотивация.
- Продолжаем путешествие по лесным тропам. А что мы можем увидеть в лесу, что такое лес?
 Лексическая работа «Угадай словечко» (слайды№5-10).
           - Задание:  Угадайте слово по его значению, запишите и объясните орфограммы.
     -  Ребята, для выполнения творческого задания  нужно повторить всё, что  мы знаем о средствах художественной выразительности,  о них  говорили и на уроках литературы. Вспомните, дайте  определение, приведите примеры. (слайды№11-16: средства художественной выразительности, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора).
      -Кстати, использование этих  средств художественной выразительности  поможет  вам  выполнить  домашнюю творческую работу –   «Цветочная поляна».
       - Продолжим путешествие по лесу. Ягодная поляна (слайд№19).
           - Слышите? Разговаривают на поляне ягоды.  Вспомните, что такое синонимы? (слайд№20).
       -  Синонимы тоже делают нашу речь яркой, выразительной.
           Подберите синоним к глаголу «сказала» и запишите в тетради (слайды № 21-24). ( Обсуждение ответов детьми).
3-этап. Проблемное изучение нового материала («открытие»  обучающимися нового средства художественной выразительности).
- Ребята, а кого мы можем встретить в лесу, кто живёт там?
- Да, животные живут. Если они живут там, как мы можем их назвать? Подсказка- подберите однокоренное слово существительное.
 -Хорошо, жители. Подберите синоним к этому слову.
- Обитатели.
-Продолжите, жители, обитатели чего?
-Значит, обитатели леса, жители леса. Таким описательным оборотом мы заменили слово животные.  И это не просто оборот,  это ещё одно средство художественной выразительности – перифраза.
- А каким описательным оборотом мы можем заменить слова лев, нефть, Москва, Петербург, хлопок?
-Запишите, пожалуйста, определение (слайд №24).
4-ый этап. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
- Давайте заменим названия некоторых зверей новым для нас средством художественной выразительности. Как он называется? (слайды № 25-29).
- Что такое лес? Ответьте письменно, используйте перифразу ( слайд №30).
Например,  (слайд №31).
- Обсуждение вариантов (можно использовать слайд №32).
5-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- А сейчас выполним творческую работу (слайд№33 – задание к тексту, №34- текст). У вас на  столах лежат листочки с этим текстом.
          Лес словно __________ (терем расписной, волшебный храм, сказочный замок). Он полон ________ и  _____  (тайн  и  загадок,   чудес).  Каждое   его
дерево  шумит_____  (нарядной,зелёной) листвой. Тихо шепч...тся между
собой______   (огромные, величественные)   дубы  и________
(стройные красавицы, нарядные, белоствольные) берёзки.
       Будь не только __________ (приветливым , желанным) гостем в лесу, но
 
 и_______ (добрым, заботливым) другом. И тогда лес протян...т  тебе свои
 
ветки, как____   ( руки друга ,сотни рук и тысячи ладошек). И ты увид...ш...  в нем много чудес.
           
6-й этап. Включение в систему знаний и повторение.    
 
-Итак, что у вас получилось? Выразительно прочитайте  свой текст. Как его можно озаглавить?
 
- Какие средства художественной выразительности вы использовали? Для чего?  (слайд №36)
 - Какова основная мысль текста? (слайды  №37, 38)
   - Объясните орфограммы.
7-й этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Давайте подведём итоги. Достигли ли мы поставленные в начале урока цели?  С чем на уроке мы встретились? Что узнали? Чему научились? Довольны ли вы своей работой на уроке? Как вы считаете, пригодятся ли вам  эти знания и умения?  Какие задания выполнять было интересно? Какие трудно?
-  Каждый из вас получил  на уроке за работу, участие в работе  открытку с изображением лекарственных трав в период цветения. Давайте мы завершим своё путешествие по лесу на нашей « Цветочной поляне», пожалуйста, поместите вашу открытку на магнитной доске.
- Красивая получилась поляна? Вам нравится?
    Домашнее задание (слайд№36).
     -Возьмите ваши открытки, внимательно рассмотрите растение, прочитайте на обороте информацию о нём и опишите его, используя художественные средства выразительности.
                                           Желаю успехов!