Внедрение компетентностного подхода в образовательном процессе по дисциплине ОБЖ


Внедрение компетентностного подхода в образовательном процессе по дисциплине ОБЖАвтор: Понин Андрей Николаевич Три источника нового образования эмпирический опыт преподавателей; положения современной психолого-педагогической теории;решения органов власти и управления. Проблемы современной педагогической системы традиционно сложившееся содержание обучения;отсутствие межпредметных связей в преподавании; преобладание лекционно-семинарской системы обучения;доминирование объяснительно-иллюстративных методов обучения; традиционные критерии и процедуры оценки академической успеваемости студентов; консервативное педагогическое сознание преподавателей. внедрение компетентностного подхода в образование три источника, исходя из которых разработаны теория и технологии контекстного обучения деятельностная теория учения; приоритет активного, проблемного обучения; смыслообразующая направленность предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности студента. Контекст как смыслообразующая категория Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека.Внешний контекст– предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует. Моделирование предметного и социо-культурного контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл, порождает интерес к «присвоению» содержания профессионального образования. Обучающие модели в контекстном обучении Семиотическая обучающая модель представляет собой вербальные или письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым студентом (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и т.п.). Единицей работы студента является речевое действие.Имитационная обучающая модель – это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации. Единица работы студента – предметное действие. основная цель которого – практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.Социальная обучающая модель – это типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Работа в интерактивных группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формированию не только предметной, но и социальной компетентности будущего специалиста. Основной единицей активности студента является поступок, т.е. действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик и с учетом этого – коррекцию действия. Модель динамического движения деятельности в контекстном обучении преемственность трех базовых форм деятельности студентов учебная деятельность академического типа - лекционно-семинарская система. квазипрофессиональная деятельность - имитация в аудиторных условиях содержания и динамики профессиональной деятельности. учебно-профессиональная деятельность - НИРС, производственные и учебные практики. Технологии контекстного обучения в образовательном процессе ОБЖ Содержаниеконтекстногообучения Сторона профессиональной деятельности Понятийная Предметная Социальная Базовые формы деятельности студентов Собственно учебная деятельности Квазипрофессиональная деятельность Учебно-профессиональная деятельность Ведущая обучающая модель Семиотическая Иммитационная Обучающая Формы учебных занятий Проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, семинар Лабораторная работа, практическая работа, имитационная игра, видеоанализ, треннинг, мультимедиазанятия, Формы контроля Информационные и проблемные вопросы Критерии оценки качества разрешения учебных проблем, экспертные заключения, вопросы Определение пяти компетенций политические и социальные компетенции - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, уметь разрешать конфликты; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе – толерантность, уважение других культур, языков и религий;компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией – владение невербальными и вербальными навыками общения, не менее, чем одним иностранным языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества – владение информационными и коммуникационными технологиями; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни . Структура компетенций в «Стратегии модернизации содержания образования» Компетенции Самостоятельная познавательная деятельность - владение способами приобретения знаний из различных источников информации Гражданско-общественная компетентность – выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя Социально-трудовая компетентность - умение оценивать ситуацию на рынке труда, собственные профессиональные возможности, владение нормами этики, самоорганизации Культурно-досуговая компетентность – выбор путей и способов Использования свободного времени. Компетентность в бытовой сфере – отношение к здоровью, семье Три группы профессионально – педагогических компетенций по Зимней Компетентности, относящиеся кпрофессиональной деятельности человека Компетенции относящиеся к личности, как субъекту жизнедеятельности Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию Группы компетенций Компетенции относящиеся к личности, как субъекту жизнедеятельности компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии; компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение накопленных знаний;компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента. Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией. Использование коммуникационных технологий (образец задания) Задание: 1. Найти тематические сайты по безопасности жизнедеятельности.2. Составить табличную базу данных адресов сайтов по тематическим разделам.