Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию на тему Воздух — невидимка


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №13 «Колосок»
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию
Тема: «Воздух-невидимка»
Воспитатель первой квалификационной категории: Сабирьянова Алефтина Александровна
Цель перспективная: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений об окружающем мире.
Цель актуальная: расширение представлений детей о свойствах воздуха (невидимый, прозрачный, необходим для дыхания), способах его обнаружения.Развивающие задачи:
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Обогащать словарь детей: лаборатория, эксперименты, опыты, прозрачный, невидимый.
Обучающие задачи:
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Способствовать расширению представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией.
Воспитательные задачи:
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Предварительная работа: наблюдение за ветром, чтение сказок, рассказов на тему «Воздух», загадок, пословиц.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей), альбомный лист, гуашь, апельсин, чеснок, лук, ветки сосны.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Этапы
деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность Ребята, вы любите играть? А узнавать что-то новое и интересное? Тогда, я вас приглашаю поиграть в игру «Найди клад». Налаживает эмоциональный контакт с детьми. Дети располагаются на ковре полукругом. Готовность детей к общению.
Эмоциональный настрой на совместную деятельность через сюрпризный момент Как вы думаете, с помощью чего можно найти клад? Верно, вот и план-схема. Сейчас выберем главного кладоискателя с помощью считалки:
Раз, два, раз, два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок — Выходи-ка ты, дружок. Итак, пять шагов вперёд, три шага направо, четыре шага вперёд. Вовлекает детей в образовательную деятельность. Заинтересованные дети идут по плану, отсчитывают шаги, находят сундук. Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.
Умение работать по схеме.
Обсуждение реального события Молодцы! Вы нашли клад, красивый сундук. Интересно, что в нём!? Откроем его? Ой, ребята здесь письмо: «Отгадайте что я, узнайте какой я, расскажите для чего я».
Ребята, что это может быть? В сундуке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы? Может понюхаем? Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундука? Кто не догадался я загадаю загадку:
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем».
Правильно, это воздух. Читает письмо.
Задаёт вопрос, стимулирует процесс мышления.
Вовлекает детей к обсуждениям. Выражают собственные мысли, своё мнение по вопросу.
Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет.
Умение выражать свои мысли.
Постановка цели исследования В письме говорится, что нам нужно узнать какой воздух, но как это сделать? Можно его исследовать. Как вы думаете, где проводят исследования? В лаборатории. Что такое лаборатория? В лаборатории проводят различные опыты и эксперименты. Создаёт проблемную ситуацию. Задаёт вопросы, поощряет детей к высказыванию, комментирует высказывания. Дети высказывают свои предположения. Обогащение словаря: лаборатория, исследования, опыты, эксперименты.
Основная часть.
Анализ, активное обсуждение.
Вы хотели бы там побывать? Я предлагаю стать учёными и отправиться на исследование: «Покружились, покружились в лаборатории очутились». Но здесь надо соблюдать определенные правила: не перебивать друг друга; работать тихо, аккуратно, внимательно; соблюдать тишину. Вы готовы?
Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Вы его увидели? Почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?
Вы знаете, как можно увидеть воздух?
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.
Как вы думаете, можно почувствовать запах воздуха? Как?
Эксперимент № 3 «Узнай по запаху»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху из кухни, мы можем догадаться, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы.
Вы замечательно справились. Молодцы!
Сейчас поиграем в игру «Маленькие частички». Всё что нас окружает состоит из маленьких частичек, каждый из вас будет частичкой. Я назову слова, а вы покажите, как будут себя вести эти частички. Итак, если я скажу воздух-вы разбегаетесь, если вода- стоите рядом друг с другом, взявшись за руки, если дерево-поднимаете руки вверх.
Молодцы, вы внимательные.
Хотели бы вы ещё больше узнать про воздух, который окружает нас со всех сторон, заполняет все предметы? Положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох и выдох, повторим ещё. Что вы чувствуете? Живот как бы «надувается» когда мы делаем вдох. Человек дышит и не может жить без воздуха, проверьте это. Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться без доступа воздуха? Хотелось ли вам вдохнуть воздух? Действительно, человек может только очень недолго обходиться без воздуха. Кому ещё необходим воздух? Правильно, он нужен и животным, и растениям и всему живому на земле. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород необходим для дыхания всем живым существам. Что же получается, всем необходим кислород: мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться? Кто же нас выручает?
К счастью углекислый газ необходим растениям и дуб великан и маленькая травинка и комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород!
А сейчас юные исследователи давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.
1. Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.
3. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения.
Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.
Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
Молодцы, у вас получились красивые и необычные рисунки. Вам понравилось рисовать с помощью воздуха? Это прекрасно, но нам пора возвращаться обратно: «Покружись, покружись в нашей группе очутись».
Предлагает стать учёными и провести опыты.
Задаёт вопросы, обобщает ответы.
Выставляет пахучие вещества (апельсин, чеснок, лук, лимон, ветки сосны).
Наблюдает за детьми во время игры.
Вовлекает детей в изобразительную деятельность.
Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Высказывают желание стать учёными.
Высказывают свои предположения.
Выполняют различные движения.
Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность, пробуют рисовать.
Обогащение опыта.
Обогащение словаря по теме: невидимый, прозрачный.
Снятие эмоционального и психологического напряжения.
Выполнение дыхательной гимнастики.
Умение делать логические выводы.
Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
Заключительная часть Вы просто молодцы, я вами горжусь. Вы ответили на все вопросы, которые были вам заданы в письме. А теперь подумайте, можно ли назвать воздух кладом? Почему? Он очень ценен для нас, для всех живых существ на земле. Привлекает детей к подведению итогов. Делятся впечатлениями. Умение оценивать результат своей деятельности, умение делать выводы.