Конспект занятия по природе, экологическое воспитание: «Ходит капелька по кругу»


Конспект занятия по природе, экологическое воспитание:
«Ходит капелька по кругу»
ЦЕЛЬ: Расширить и обобщить знания детей о воде. Познакомить со свойствами воды. Развить навыки проведения лабораторных опытов. Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе, воспитывать бережное отношение к воде. Развивать внимание, память, речь, познавательную активность, воображение.
МАТЕРИАЛЫ:
Плакат «Круговорот воды в природе»
Иллюстрации, река, водопад, озеро и т. д. (где есть вода).
Капельки (белая бумага).
Голубая ткань (река).
Глобус.
Одноразовые стаканчики.
Голубая краска, кисточки, клеенка, банки с водой (из опытов).
В: Ребята, послушайте загадку и скажите, о чем она?
Меня пьют, меня льют, всем нужна.
Кто такая? (вода).
Правильно, это загадка о воде. Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть проводить опыты.
-Где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Д: В море, океане, речке, ручье, луже и т.д. (Показать детям картинки с морем, океаном, речкой, водопадом и т.д.)
В: В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы – это вода. Только на планете Земля есть вода. Именно вода сделала ее зеленой и обитаемой.
-Ребята, а для чего нам нужна вода?
Д: Пить, умываться, готовить еду и т.д.
В: Где мы встречаемся с водой?
Д: Дома, на улице…
В: Да, ребята с водой мы встречаемся везде:
(можно ребятам дать стих)
«В луже, в море, в океане
и в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
все туманом заполняет,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
(Показываю картинки, где встречается вода)
В: Давайте рассмотрим с вами глобус. глобус – это модель земли.
Какого цвета на глобусе больше?
Д: Голубого.
В: Покажите все, что выделено этим цветом (дети показывают). На земном шаре воды больше, чем суши, и она изображена голубым цветом. Это реки, озера, моря и океаны. В морях и океанах вода соленая, а в реках, озерах вода без вкуса, чистая, кажется, воды на земле много – вот сколько голубой краски на глобусе. Но воды, которая нужна человеку, очень мало.
-Какую воду мы пьем (соленую или пресную)?
(дети отвечают)
Человек не может пить соленую воду, а ее на Земле больше, чем пресной. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – всего три дня. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Значит воду нужно беречь!!!
В: Ребята, подумайте и скажите, как вода попадает в краны?
(ответы детей)
В: Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет из крана и не кончается. Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь прежде, чем попали в кран. Сначала они плавали в реке, водохранилище, затем человек направил их в трубы. Но воду из реки и других открытых водоемов пить нельзя, чтобы не заболеть. Чтобы вода стала чистой, питьевой, ее специально очищают, и только после этого она попадает в кран (показываю: река, водопроводные трубы, водоочистная станция). И нам кажется, что вода из крана никогда не закончится. Как вы думаете, что случиться с водой если мы не будем закрывать кран? (ответы детей). Значит, воду нужно беречь!!!
ФИЗ. МИНУТКА
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И скорей к себе прижмем,
А потом быстрей-быстрей,
Хлопай-хлопай веселей.
В: Ребята, в природе существует круговорот воды (показать и рассказать по картинке «Круговорот воды в природе»).
Ребята, а вы хотите узнать еще что-нибудь интересное о воде? (ответы детей)
Тогда нам нужно отправиться в путешествие в лабораторию, где изучают свойства воды. Поплывем на лодочках по реке. (стелим голубую ткань (река), танцуем танец «Лодочки» под музыку). Вот мы и приехали - за стол сели.
ОПЫТ ПЕРВЫЙ: Вода прозрачная
Перед детьми стоит стакан с водой, дети смотрят на свою ручку и видят ее (рука находится за стеклом)
ОПЫТ ВТОРОЙ: У воды нет вкуса
Пробуют через соломинку (трубочку).Есть ли вкус у воды?
Д: Да вкусная.
В: Когда хочется пить, пьют воду и говорят: «Какая вкусная вода!» Хотя на самом деле у нее нет вкуса.
ВЫВОД: Вода не соленая, ни кислая, ни горькая, ни сладкая - вода безвкусная (не имеет вкуса).
ОПЫТ ТРЕТИЙ: У воды нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем пахнет вода (или совсем не пахнет).
ВЫВОД: У воды нет запаха.
ОПЫТ ЧЕТВЕРТЫЙ: Фильтрация воды (проводит преподаватель)
Через фильтрованную воду понемногу вливаем воду в другой сосуд, затем показываем детям, что осталось в фильтре, что даже фильтрованную воду нельзя пить, так как некоторые микробы могли проникнуть через фильтр, поэтому пить можно только кипяченную воду. Нельзя пить воду из крана!!!!
В: Ребята, давайте вспомним, что интересного мы узнали о воде в лаборатории:
Есть ли у воды вкус?
Вода прозрачная?
Есть ли у воды запах?
(ответы детей)
В: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?
КАПЕЛЬКА: Ребята, давайте с вами поиграем.
Игра: СКАЖИ НАОБОРОТ
из крана течет горячая вода, а из другого… (холодная)
Река глубокая, а ручеек … (не глубокий, мелкий)
Река может течь быстро, а может… (медленно)
В океане волны большие, а в реке… (маленькие)
Из чайника мы пьем воду чистую, а в луже вода… (грязная)
В: А сейчас, ребята, мы поиграем!
Превратимся в маленькие капельки и отправимся в путь. Полетели капельки по земле, попрыгали, поиграли (дети прыгают, играют под музыку). Скучно стало капелькам, нашли себе пары и потекли маленькими ручейками (дети становятся парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети взялись за руки и идут по кругу). Плывут капельки в большой воде, путешествуют. И вот приплыли к берегу, где стоит детский сад. Превратились наши капельки снова в ребят, заходите в детский сад, присаживайтесь на стульчики.
В: Ребята вы сегодня молодцы, хорошо потрудились и узнали много интересного, а сейчас, чтобы вода не исчезла никогда, нарисуем на капельках «различную воду» (ручей, водопад, озеро, море, реку), дети рисуют.
В: Какие вы молодцы, поднимите каждый свою капельку, посмотрите, какой обильный дождик у нас получился.
А теперь делаем вывод!
В природе существует вода,
Она не исчезает никогда,
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется, дождем обернется,
Вокруг оглянись –
Вас окружает везде и всегда –
Эта волшебница вода!