Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе. Задачи: 1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых. 2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения. 3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей. 4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, организует дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»). Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей). Воспитатель. Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют). (Воспитатель достает из коробки игрушечного муравья с множеством разноцветных точек). - Как мы назовем нашего друга? (Дети называют). - Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди. (Дети шагают по тропинке, впереди речка) Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег? Дети. Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.
Физкультминутка (дети имитируют)
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно, Вместе раз - это брасс, Один, другой - это кроль. Все как один - Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой, Отведем муравьишку домой. Воспитатель. Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Почувствуйте его. (Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух). - Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь? Шевелились у цветка, Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Имя взял у кузнеца, Цвет у огурца, Крылья у морошки, Ножки у блошки. (Кузнечик)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку, И комар и мошка. (Лягушка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Многорукий царь Гордей, Наплел ловушек и сетей. Как расставит он ловушки, Побыстрей ловитесь Букашки да мошки.(Паук)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему? - На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные насечки, полоски. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как(пчела, муравей), назойливый как(муха).
Этюд «Божья коровка»
Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю? Дети. Это божья коровка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Воспитатель. Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики. - Наш муравей, пока мы играли, куда - то пропал, не случилась ли с ним беда? Поищите его. (Дети находят муравья запутанного в паутину). Воспитатель. Муравей попал в сети паука, как его освободить и паутину не повредить? Дети. Отогнать паука веткой или дать пауку другой корм. Можно попросить паука освободить муравья. Воспитатель. Так мы и сделаем. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать? Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику. (Дети встречают жука, он рассказывает детям, что муравейник разрушен). Воспитатель. Кто же это сделал? Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал. Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют). - Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе. 1 ребенок - Жало от осы. 2 ребенок - Большие глаза от стрекозы. 3 ребенок - Крылья от бабочки. 4 ребенок - Рога от жука. 5 ребенок - Туловище от пчелы. Воспитатель. Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать? Давайте придумаем ему название. (Дети называют). Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное насекомое. Дети выполняют задание. В конце занятия подводится итог.

Чђ Заголовок 115