Конспект урока по химии для 1 класса на тему Почему идет дождь?


Разработка уроков в по внеурочной деятельности
«Первые шаги в мире наук »
для 1 класса
Урок 1. Химия - наука о веществах.
Цель урока: Узнать, что такое химия? Пробудить у ребят познавательный интерес к химии создать условия для формирования у обучающихся понятий “химия ”, “вещество”, “свойства веществ”.
Оборудование: 1.Мультимедиа проектор. компьютер, экран, презентация по теме урока
На столах обучающихся: штатив с пробирками , в пробирках сахар, поваренная соль, растительное масло, дистиллированная вода; алюминиевая ложка ,гвоздь, стакан.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель.
Мы начинаем первый в вашей жизни урок химии.
Химия всюду... Из чего состоит земля под нашими ногами, солнце над нашей головой, дома и машины, растения и наше собственное тело? Посмотри на книгу, она изготовлена из бумаги, типографской краски и клея. Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами (предметами, физическими телами). Вещи же сделаны из чего-то.
Например, рассмотрите гвоздь( какой?) железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.
Сахар, который в чай кладем,Соль, которой солим пищу,Вода, которую мы пьем,Кислород, которым дышим…
Все это вещества. Вещество – это то, из чего состоят предметы (физические тела).
Слайд презентации
Тело Вещество
ВАЗА СТЕКЛО
ЧАЙНИК ДЕРЕВО
МЯЧ МЕТАЛЛ
СТАКАН ПЛАСТМАССА
КЛЮЧ РЕЗИНА
Эти вещества изучает наука химия.
Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они, т.е. их свойства.
Например:
Сахар- (возьмите пробирку с сахаром и опишите его ) твердый, белый, сладкий;
Соль (возьмите пробирку с солью и опишите её) твердая, белая, соленая;
Вода (возьмите пробирку с водой и опишите её ) жидкая, бесцветная, безвкусная;
Кислород ( газ, который мы с вами, и растения, и животные используем для дыхания) газ, бесцветный, без запаха.
Это признаки или свойства веществ.
Какими разнообразными свойствами обладает это бесчисленное множество веществ! Одни имеют невероятную твердость, другие могут быть раздавлены слабой рукой ребенка. У одних веществ вкус слад кий, у других — кислый, у третьих — горький. Есть вещества прозрачные, блестящие и т. д. Есть вещества, которые не замерзают и остаются жидки ми при очень низкой температуре, но есть и такие, которые плавятся при очень высокой температуре.
Их тоже изучает наука химия. И это еще не все! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится.
Например, дрова горят, листья гниют, порох взрывается, молоко прокисает, гвозди ржавеют. Все это – превращения веществ.
Таким образом, химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ.
IV. Физкультминутка.
А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) 
V. Химия - наука экспериментальная
А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?
Демонстрация опытов
Опыт 1. Дым без огня Оборудование: два стеклянных цилиндра (или стакана) с крышками, 25%-ный водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота. «Нет дыма без огня» .— гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно по лучить дым без огня.
В один чисто вымытый цилиндр налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой — раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом следует показать, что цилиндры «пустые». Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку уберите: образуется белый дым — признак химической реакции. 
Опыт 2. Черная змея Оборудование: большая тарелка, промытый и прокаленный речной песок, твердый гидрокарбонат натрия, сахарная пудра, спирт. В тарелке смешайте песок со спиртом, формуя их конической мензуркой. В центре конуса сделайте углубление, в котором поместите смесь из 10 г гидрокарбоната натрия и 65 г сахарной пудры. Подожгите спирт. Из сахарной массы, которая превращается сначала в карамель, «выползает» черная извивающаяся змея. Размеры змеи зависят от длительности горения спирта
Опыт 3. Волшебный кувшин Оборудование: пять стаканов, непрозрачный кувшин карбонат натрия, гидросульфат натрия (сульфат аммония), раствор фенолфталеина. В первый стакан" поместите 10—20 мг гидросульфата натрия, во второй столько же карбоната натрия, а в третий — несколько капель раствора фенолфталеина. 4,5 стаканы предназначены для эффектности опыта. Во все стаканы долейте воды, чтобы растворились соли. Стакан с гидросульфатом натрия незаметно для зрителей отметьте. Возьмите чистый кувшин и налейте в него воду из водопроводного крана. Далее во все стаканы поровну вылейте всю воду из кувшина. Затем только из четырех стаканов, оставив как бы случайно стакан с сульфатом натрия, вливайте воду в кувшин. Затем вылейте вновь из кувшина воду в четыре стакана: вода будет уже окрашена в малиновый цвет. Тогда вылейте уже все пять стаканов в кувшин. После непродолжительной паузы разлейте воду из кувшина по стаканам, и она опять станет бесцветной. После неоднократных упражнений опыт можно довести до большого совершенства. 
Опыт 4.  Вещество одно, а при растворении получаются разные продукты Оборудование: четыре пробирки, ацетон, вода, кристаллические хлорид меди (II) и хлорид кобальта (II). В одну пробирку с ацетоном, а в другую с водой поместите кристаллы хлорида меди. В первом случае при растворении соли получается изумрудно-зеленая окраска, а во втором — голубая. В третью и четвертую пробирки поместите хлорид меди с теми же веществами. Опыт 5. Апельсин, лимон, яблоко
Обладая некоторыми специальными химическими знаниями можно перейти из одного сока в другой
Оборудование: раствор дихромата калия, гидроксид натрия, серная кислота, пероксид водорода
Описание опыта: Сначала показываем зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавив щелочь, превращаем «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делаем, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляем немного серной кислоты, затем добавляем немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».
Обратного хода от «яблок» к «апельсинам» и «лимонам» нет: окислительно-восстановительную реакцию повернуть вспять не удастся.
Заключение
Химия – это наука. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе.
Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы в 8 классе придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить
Домашнее задание:  нарисовать рисунки.
Список литературы: Алексинский В.Н. "Занимательные опыты по химии". М: Просвещение, 1995.