Конспект по музыке на тему Духовная музыка (3 класс)


Духовная музыка
Цель: познакомить с духовной музыкой как частью мировой художественной культуры;
Задачи:
- способствовать воспитанию эстетической культуры школьников;
- познакомить учащихся с иконами Богородицы;
- расширить личный опыт учащихся через понятие «молитва»;
- иметь свою точку зрения, уметь аргументировать ответы.
Оборудование: мультимедийный экран, выставка картин и икон Богородице, аудиозаписи, портреты великих композиторов.
Ход урока
Ребята входят в класс без музыки. Встают на свои места.
Вокально-хоровая работа
музыкальное приветствие;
дыхательные упражнения ( диафрагма );
распевание;
песня «За рекою старый дом» И. Бах – работа над выразительностью;
«Ты шуми зеленый бор» И. Бах – разучивание 2 куплета.
Беседа о духовной музыке
Учитель – Есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, мысли и чувства, передающие его внутренний мир. Эта музыка, очищает душу, просветляет ее. Где звучит такая музыка?
Ученики – В церкви, храме.
Учитель - Кто-нибудь из вас посещал храм, кто был на службе?
Ответы учащихся.
Учитель – Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром люди обращаются к Богородице и называют ее Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна. Перед вами знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем.
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя.
Данте
Учитель – посмотрите на репродукцию. Что вы видите?
Ученики - на ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком, которая легко ступает по облакам.
Учитель – чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Музыка австрийского композитора Ф. Шуберта созвучна с картиной Рафаэля. Вы это поймете, слушая произведение «Аве Мария»
«Аве Мария» - слушание
Учитель – что вы можете сказать о музыке?
Ученики – тихая, печальная, величественная. Близкая сердцу каждого человека, спокойная, благородная…
Учитель – Когда художник пишет Деву Мария, то у него получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтичными названиями: «Утоли моя печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость».
(Показ слайдов. Звучит песня Иеромонаха Романа «Станем пред царицею небесною». Исполняет Жанна Бичевская)Учитель – какой характер музыки?
Ученики – светлая, нежная, благородная, мирная…
Учитель – такую музыку называют духовной. Как вы думаете, обогащают ли нашу душу такие произведения?
Ученики – возникает желание помочь близкому человеку, пробуждает лучшие качества, такая музыка лечит душу.
Учитель – сейчас прозвучит произведение, которое знают все, где есть такие строки: «Хранимая Богом родная земля». Что это за произведение?
Ученики – Гимн России
Учитель – Внимание! Звучит Гимн России!
Исполнение
Рефлексия
Учитель - с какой музыкой мы сегодня познакомились?
Ученики - церковная, духовная.
Учитель – какова роль церковного пения? Зачем оно нужно человеку?
Ученики – музыка очищает душу, снимает стресс, это связь земли и неба.
Учитель – вы это хорошо почувствовали и поняли. XX век подарил русской культуре такое явление, как авторская песня, с авторами и представителями которой мы с вами уже знакомились. В авторской песне достаточно часто композиторы обращаются к жанру молитвы.
Слушание Булата Окуджавы «Молитва»