Презентация по музыке Светская и духовная музыка (7 класс)


Два направления музыкальной культурыСветская и духовная музыкаХмара Л.Г., учитель музыкиМАОУ СОШ №46 с УИОПг.Калининграда Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Духовная музыка всегда была связана с богослужением. Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В восточной, православной церкви , это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит зна̀менный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. И. С. Бах (1685-1750)Писал чаще музыку для органа и хора Максим Березовский (1745—1777) Писал музыку для хора a΄capella И. С. Бах (1685-1750)«Высокая месса» Хор «Kyrie, eleison!» («Господи, помилуй!»)Максим Березовский (1745—1777) «Духовный концерт» Полифония - многоголосиеФуга – полифоническая форма Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera - комната). С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена - сформировались классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет и др.ГайднМоцартБетховен БетховенСоната № 14 «Лунная» Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое. М. ГлинкаРоманс«Я помню чудное мгновенье» Итог урока: Какую музыку называют духовной? Какую – светской? Музыку каких композиторов можно отнести к светской, каких – к духовной? Какие из прослушанных произведений на уроке запомнили?