Исследовательская работа «Искусство витража»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п.Клетня Брянской области








Искусство витража





Работу выполнила:
Ученица 11 класса
Хмеленская Анна
Научный руководитель:
Учитель МБОУ СОШ №1
Ермакова М.Д.










Клетня- 2011


Содержание
Аннотация ...3
Введение..4
Глава 1. Обзор литературы. « Витраж»....5
1.1 Художественное своеобразие витражного искусства ........6
1.2 Витражи в России...8
Глава 2. Материалы и методы работы с витражом.9
2.1.Старинные способы изготовления витражей9
2.2.Современные направления и приёмы работы с витражом12
2.3. Витражи современной квартиры..16
Глава 3. Результаты работы с витражом и их обсуждения...20
3.1 Экспериментальная работа по освоению техники витража.20
3.2 Технология изготовления витража 23
Выводы ..25 Литература ................26
Приложение 27-38
















Аннотация
Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства, имеющий огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Перспективы и творческие возможности его безграничны.
Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением разнообразных красок.
В исследовательской работе под названием «Искусство витража» рассмотрена старинная и современная техника работы с витражами, его стили, современные направления и приемы. Разработан план занятий и проведена экспериментальная работа по освоению техники виражного искусства.
Тема исследования: «Витражное искусство».
Проблема исследования: роспись по стеклу является востребованным видом декоративно-прикладного искусства. Это направление интересно своими приемами и технологией изготовления.
Цель: изучение техники витражного искусства.
Задачи исследования:
-исследовать особенности витражного искусства;
-рассмотреть современные направления и виды в техники витража;
-изучить варианты техники витража в современном интерьере;
-сделать определенные выводы и разработать методические рекомендации для организации занятий в технике росписи по стеклу.



Введение
Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными (Клисов, 2006).
Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.
Гипотеза: Действительно ли утверждение, что искусство витража актуально сегодня?
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: процесс изготовления картины в техники росписи по стеклу.
Цель: изучить историю и технику витражного искусства.
Задачи исследования:
- подобрать необходимую литературу;
- рассмотреть старинные и современные направления и способы изготовления витражей;
-изучить варианты техники витража в современном интерьере;
- разработать методические рекомендации для организации занятий в технике росписи по стеклу;
- сделать выводы.
Методы исследования:
-Наблюдение
-Анализ
-Сравнение
-Обобщение
-Практический
Работа проводилась поэтапно:
Ознакомление и подбор необходимой информации.
Изучение старинных техник и приемов изготовления витражей.
Выявление современных приемов и техник изготовления витражей.
Проведение практической работы по изготовлению витража.
Разработка плана занятий по изготовлению витража.
Обобщение итогов работы.
Работа выполнялась в течение октября-января 2010-2011 учебного года, на базе МБОУ СОШ №1 , большую помощь в консультациях оказывал учитель МОУ СОШ №1 Ермакова М.Д.
Мною была изучена интересная по своему содержанию литература, книги [1-7], статьи из журнала "Художественный совет" 2006, по возможности старалась пользоваться услугами Интернета.
Глава 1 Обзор литературы
Витра
·ж (фр. vitre оконное стекло, от лат. vitrum стекло) произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Впервые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры (Спирито, 2008).
Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат - способом на расплаве олова (Майкл, 2006).
Изделия, выполненные художественной росписью по стеклу, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов
( http://ostmetal.info/vitrazh-novye-arxitektory-sveta/).
Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре, искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них (Синеглазова, 2005).
1.1 Художественное своеобразие витражного искусства.
Готическая архитектура, первый возраст витража. Этот расцвет гения зодчих, позволила создавать широкие проемы благодаря каркасной системе, обеспечившей перенос веса конструктивных элементов. Для формирования архитектурно-пространственной среды небывалых по высоте и обширности интерьеров соборов требовались легкие ограждения, пропускающие свет. Именно таким образом стеклянная архитектура вошла в историю человечества. В это время стекло было известно уже в течение трех веков. Оно было открыто в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствие случайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами, расположенными на песчаных берегах рек. Люди сразу заметили особенную красоту стекла, также как и его главные физические свойства, и научились их использовать[5,405].
От изделия римского ремесленника до готического витража, второй возраст. Идея делать из стекла плоские, и просвечивающие листы воплотилась в жизнь значительно позже. Разумеется, римляне изготавливали листовые стекла и строили оранжереи, в которых выращивали растения независимо от сезона, но именно потребности готических архитекторов Северной Европы вызвали появление первых реализаций стекла в архитектуре - начиная с круглых витражей французских соборов и заканчивая огромными оконными проемами нефов английских церквей. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Зимние сады: третий возраст стекла. Конец XVI века был отмечен популярностью зимних садов. Экзотические растения, привезенные европейскими исследователями, нуждались в специальной защите и теплицах, включая большие оранжереи. Задуманные как обычные пристройки к домам и учреждениям, их использовавшим, именно зимние сады в течение последующих двухсот пятидесяти лет дали импульс новому взлету стеклянной архитектуры. Зимний сад, который до сих пор был только “служебным пространством”, получил признание и вошел в большую архитектуру. Палм Хаус, построенный в 1845 году в Кью Ричардом Тернером и Децимусом Бартоном, является одним из самых красивых в мире. Французские оранжереи также отличаются большой элегантностью -- например, великолепные оранжереи Сада растений Музея естественной истории, построенные в Париже Роо де Флери. Однако самым красивым сооружением этого времени, построенным из стекла, стал Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне в 1851 году (Майкл, 2006).
Особое место в развитие витражного искусства отводится французским витражам. К середине 15 века витражное искусство стало испытывать все более заметное влияние фламандской станковой живописи - ведущей школы того периода. В 1451 году богатый французский купец Жак Кер, которому было пожаловано дворянство, внес щедрое пожертвование на витражный декор своей капеллы в соборе Буржа. Витраж Жака Кера отмечен несомненной печатью стиля Яна ван Эйка. Как и в Эвре, центральная сцена распределена здесь между двумя секциями. В одной помещена фигура архангела Гавриила, принесшего Марии благую весть, в другой - сама Дева Мария. Как и в Эвре, в других двух секциях изображены святые покровители донатора и его супруги. В просветах ажурного орнамента парят ангелы с гербами королевского дома, на службе у которого состоял Жак Кер. Этот витраж выполнен в художественных традициях парижской школы, но по эскизу фламандского художника ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Таким образом, начиная с эпохи возрождения и заканчивая сегодняшним днем, стекло прошло не короткий и сложный путь. Начиная от готической архитектуры и заканчивая рассветом новой эры. За это время оно успело раскрыть человечеству свои великолепные свойства и ценность, побывало в разных ролях, и использовалось, не только, как защитное функциональное средство, но и как архитектурное, декоративное творение. Но на этом развитие стекла не останавливается, перед ним открываются новые возможности для роста и воплощения с помощью него многих задумок человечества, которые будут отмечены красотой, магией и правильным использованием( http://ostmetal.info/vitrazh-novye-arxitektory-sveta/).

1.2. Витражи в России.
Российские мастера занимались стекловарением с ранних времен, и уже в одиннадцатом веке в храмах создавались витражи. Новгородские и гродненские церкви – тому яркое подтверждение (Синеглазова, 2005).
Многое для развития стеклотехник и стекловарения сделал Михаил Ломоносов. Еще в пору его работы на фабрике там производилось стекло отличного качества. И впоследствии, получив высокий статус, Ломоносов не забывал о российском стекле. Он поддерживал открытие и работу открытой стекольной фабрики. На этой фабрике производили хорошего качества цветное стекло. Самый же первый завод, специализировавшийся на стекловарении, в России был открыт в 1634году (Синеглазова, 2005).
Российские витражи были украшением и костелов, и православных храмов, и светских жилищ. То есть были достаточно распространены и не были слишком сосредоточены на исключительно храмовых зданиях. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-на-крови, Академия Художеств. Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Глава 2 Материалы и методы работы с витражами
2.1.Старинные способы изготовления витражей.
Классический.
Классический наборный витраж - самый старинный способ изготовления витражей. Он представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку и скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем. Классический стиль в интерьере - это стройность и пропорциональность общей композиции, чёткость линий, импозантность всех составляющих. Классический стиль не «бьёт» в глаза дикими цветовыми сочетаниями, не переполнен деталями, он респектабелен и навевает мысли о покое и домашнем уюте. Возможны варианты цветочных мотивов или геометрические узоры. Цвета, характерные для классических витражей - тёплые пастельные с темным цветом стёкол. Такими витражами оформляют стёкла дверей, окна, межкомнатные перегородки, створки шкафов-купе, стены. Конечно, каждый витраж в классическом стиле - уникальная вещь, с возрастающей с течением времени ценой, так же, как и ценой на классическую мебель и аксессуары. Ведь изготавливается он по индивидуальному эскизу, вручную. Сравнить классический витраж можно с раритетными вещами, единственными в своем роде (Майкл, 2006). Готический.
Немалой популярностью при оформлении современных интерьеров пользуются витражи в готическом стиле. Готика - архитектурный стиль, которым оформляли католические соборы средних веков в Европе. Высокие, вытянутые вверх шпили башен с длинными заострёнными стрельчатыми окнами просто немыслимы без витражей. Основная их тематика - религия и сцены из Библии. Цвета, используемые при изготовлении таких витражей: синий, фиолетовый, темно-красный, алый, золотой, зелёный. Для создания атмосферы средневековья дополнительно используются тяжёлые свинцовые рамы и пурпурное стекло, при этом интерьер сразу же приобретает оттенок мрачности и таинственности средневекового замка. Нередко также можно встретить витражи иной тематики - бытовой: городская и деревенская жизнь, процесс труда ремесленников и крестьян, персонажи из сказок - рыцари на лошадях, принцессы, короли, драконы, турниры, единороги и др. Изумительное сияние множества цветов такого витража безостановочно привлекает внимание своей незаурядностью. Готические витражи замечательно сочетаются с яркой раритетной мебелью из бархата, парчи, кожи, красного дерева (Приложение №1, рис, 2).
Витражи в египетском стиле.
Это витражи с египетскими темами. Изготавливаются такие витражи на стёклах неброских оттенков пустыни и с изображениями древнеегипетской тематики. К ним относятся рисунки Сфинкса, пирамид, мумий, египетских кошек и статуй, сцен из жизни египетских богов и фараонов, пергаменты с иероглифами, колесницы, слоны и другие.
Такие витражи не очень яркие, они выполнены в приглушённых тонах: песочном, желтом, белом, сером, оранжевом, кремовом, красном, коралловом, телесном, коричневом, зелёном, хаки, кармине. Нейтральная цветовая гамма египетских витражей гармонично вольётся в любой, даже самый изысканный интерьер (Приложение№1, рис 3).
Витражи в античном стиле.
Витраж в античном стиле – это что-то вроде дорогой старинной античной амфоры с грациозными изгибами, радующей взор людей третью тысячу лет. Сюжет античного витража может быть посвящен античной мозаике, изображению греческих ваз и амфор, сценам из жизни древнегреческих богов и титанов, колоннам и статуям. При ближайшем рассмотрении такой витраж напоминает античную мозаику. Бывает, что в состав композиции художником включается кроме стекла ещё и кусочки слюды, керамики, перламутра и металла (Приложение №1, рис.4).
Византийский стиль витража.
Византия подарила миру прекрасные образцы икон, мозаики, фрески и картин со сложными графическими элементами. Витражи в византийском стиле это роспись по стеклу, нежели мозаичный витраж. В них используют не только цветное стекло, но также и бесцветное, прозрачное. Получается эффект «отсутствия» фона, при этом цветные элементы витража как бы «зависают» в воздухе. Техника создания византийского витража совмещает в себе живопись на стекле и классический витраж с его стандартными приёмами. Отличие такого витража состоит ещё в том, что мелкие детали выводимой композиции не обводят отдельным металлическим обрамлением, дабы не утяжелять витраж. Их наносят росписью на несущее стекло. В итоге витраж выглядит объёмным, с множеством стеклянных элементов, хотя на самом деле он плоский и элементов совсем немного (Приложение № 1, рис.5).
Тиффани.
К открытиям Луиса Тиффани принадлежат техники пайки. В своих работах Тиффани часто использовал многослойные стекла, которые соединялись медной фольгой, а также свинцовыми протяжками. Он также долго экспериментировал с толщиной шва: намеренное изменение толщины могло подчеркивать деталь или общий вид витража. Тиффани действительно в первую очередь был гением, изобретателем и художником, а не мастером, изготавливающим заказ: его больше волновала эстетическая ценность витража. Витраж в его традиционном виде отличается размерами, но небольшое изделие требует большего мастерства. Кроме того, не стоит забывать, что это работа не с прямой, а криволинейной поверхностью.
Техника Тиффани. Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм Основой для витража может, быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес
(Приложение№1 , рис.6).
Фьюзинг (спекание).
Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.
Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы
(Приложение№2, рис. 7).
Мозаика.
Древняя техника витража мозаичный набор из фигурных кусочков стекла стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов ламп и светильников самых причудливых форм. Мозаика искусство, в котором используются маленькие кусочки материалов, для воссоздания целой картины. Каждый кусочек материала называется тессера. Пространство между двумя кусочками материала, – интерстисес. Андаменто служит для описания движения и падения кусочков мозаики. Опус - способ нарезания и укладывания кусочков (Приложение№2, рис. 8).
Существует несколько методов работы с кусочками материала
( Приложение №11 , Таблица 2).
2.2. Современные направления и приёмы работы с витражом.
С развитием новых технологий развиваются и приемы витража. Сейчас много различных техник работ с витражами, но основные черты сохранились с древности и лишь стали более технологичны.
Узорчатые витражи - собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей. В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол (Приложение№2, рис. 9).
Контурные (силуэтные) витражи - собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой (Приложение№3, рис.10).
Пескоструйный витраж. При помощи специального аппарата и набора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихом различной интенсивности. При помощи медных и абразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачном бесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этим способом достигаются замечательные результаты (Приложение№3, рис. 11) .
Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Травление - техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. Многослойное травление - травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто матирование поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием - наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится (Приложение№3 , рис. 12).
Живописные витражи - собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. Любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает по чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления (Приложение№3 , рис. 13).
Витражи диапозитивы - изготавливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление - способы относительно новые (Приложение№4 , рис. 14).
Комбинированные витражи - это сочетания витражей различных видов и стилей. Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами (Приложение№4 , рис. 15).
Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол (Приложение№4 , рис. 16).
Паечный витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах (Приложение №4 , рис.17).
Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу (Приложение №4 , рис. 18).
Кабошон рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы (Приложение№4 , рис. 19).
Нацвет тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот) (Приложение№5 , рис. 20).
Бендинг это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие (Приложение№5 , рис. 21).
Эрклез декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится (Приложение№5 , рис. 22).
2.2 Витраж современной квартиры
Известно, что любое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что эту функцию обычно несут обои, ковры, светильники, картины или панно. Стоит напомнить еще об одном элементе декора, который способен внести один из наиболее ярких и решающих акцентов в цветовой ансамбль - витраже.
Собственно витраж - это сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактура стекла, тем красивей и эффектнее витраж. Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая его всякий раз новым и неповторимым. Роспись в классическом витраже выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы.
В конце позапрошлого века была изобретена новая технология сборки, получившая название "Тиффани", по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков. Стоимость изделий в стиле "Тиффани" от 1000$ за кв. м.
Помимо классических, существует несколько современных методов изготовления витражей. Один из них - по американской технологии SGO. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла.
Эта технология имеет несколько неоспоримых плюсов, которые обеспечивают возрастающую популярность витражам, изготовленным по этой технологии. Во-первых, применение в качестве основы для такого витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Во-вторых, основой для этого витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.
Следующая современная технология изготовления витражей "фьюзинг" ("спекание"). На цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Стоимость витража в технике "фьюзинг" - от 700$ за кв.м.
Витраж в технике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале значительно дешевле предыдущих - от 250$ за кв. м. Он представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.
Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж (Приложение№8, рис. 34).
Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах. Благодаря повышенному вниманию к ценности "чистого" материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным, самоценным произведением.
Самым дешевым способом декорировать свой интерьер на сегодняшний день является роспись по стеклу, которую можно произвести самостоятельно без каких-либо трудностей. Технология изготовления такова: подготавливают картон с выбранным цветным рисунком и контурными линиями, выполненными тушью. В соответствие с рисунком производят резку (обычным роликовым стеклорезом) цветного стекла. Затем на картон кладут лист прозрачного силикатного стекла и делают "сухой" примерочный набор витража. Цветные стекла выкладывайте точно по эскизу. Для соединения стекол между собой и нижней поверхностью готовят раствор (1 часть цемента, 3 части песка и 1 часть клея, типа ПВА). Перед заливкой, края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазывают раствором. После подсыхания производят основную заливку пространства между кусочками цветного стекла. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным. Этот витраж вы используют как декоративный настенный элемент. Витражи для окон выполняются на вынутом из рамы стекле.
Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре - не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках. Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины.
Одними из самых популярных мест размещения витража в интерьере квартиры, дома являются двери или межкомнатные перегородки. Сейчас можно говорить о том, что витраж является неотъемлемой частью интерьера, подчас даже ключевой. Поэтому местоположение и роль витража в интерьере лучше всего закладывать на этапе проектирования.
Одну из самых важных составляющих в расположении витража играет освещение. Дневной свет позволяет видеть все преимущества витража - в течение дня витраж переливается самыми разными цветами, эффектно и красиво преображает дневной свет, увеличивая зрелищность. Искусственный свет изменяет атмосферу в комнатах до неузнаваемости - от приглушенной, интимной, до более эффектной и расширяющей пространство интерьера за счет новых источников света. Примерами являются лампы из витража в стиле Тиффани. Палитра стекла для витражных окон или абажура лампы из витража выбирается в зависимости от интенсивности освещения - для приглушения света или увеличения его яркости за счет оттенков цвета. Также часто выбирается стекло, при котором в помещение за витражом практически не проникает взгляд - здесь витраж служит в качестве искусственных перегородок или окон ( Приложение№9).
Применение витражей в дизайне интерьеров всех стилей бесконечно в своем многообразии. Это и великолепные дверные порталы, и ниши, где витражи выглядят настоящими картинами в стекле, и перегородки для разделения зон в интерьере, витражные фризы в зимних садах, витражные вставки в мебель и в кованую решетку - и в доме, и в саду, всегда витраж прекрасен, неповторим, оригинален. Таким образом, витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения (Приложение№6, рис. 24 – 27).
Глава 3. Результаты работы с витражом и обсуждения.
3.1 Экспериментальная работа по освоению техники витража
Моя экспериментальная работа заключалась в освоении приёмов росписи по стеклу, изучение материалов и инструментов, необходимых для росписи.
Существует множество специальных материалов, которые можно приобрести в магазинах нашего города, заказать по каталогу в Интернете или сделать самим. Применение их в росписи по стеклу позволяет достичь замечательных результатов и открыть широкие возможности.
Для удобства и надежности нужно разместить все принадлежности для работы на плоской и чистой поверхности. Кроме основных красок и контура имеются и иные средства, позволяющие подчеркнуть форму и колорит в росписи по стеклу. Использование штампов - это довольно легкий и эффективный способ перенесения шаблона на поверхность стекла или ацетатной пленки. С помощью резиновых штампов можно перевести детально разработанный рисунок. Для перевода на стекло более схематичных композиций, которые покрывают затем разбавленными водяными красками, лучше использовать резиновые штампы самого простого типа или штампы из пенопласта. В росписи по стеклу или ацетатной пленке наряду с красками можно использовать и рапидограф - стержень, заполненный краской либо чернилами. Он станет прекрасной альтернативой краскам в том случае, если вы хотите с максимальной четкостью передать цветовые детали.
По стеклу или пленке легко работать ручкой. Она содержит краску, которая выдавливается медленно, точно дозированными порциями.
Так же для работы по стеклу можно добавить и другие элементы, подчеркивающие колорит и фактуру изделия. Некоторые из них описаны ниже.
Отделка. Для усиления декоративного эффекта росписи по стеклу в нее можно включить некоторые предметные детали. Так, можно добавить крошечные бусинки или маленькие ракушки, пуговицы, блестки.
Листовое «золото». Так называемое листовое «золото» - фантастически привлекательное дополнение в декоре стеклянных изделий. Конечно, не следует использовать настоящее листовое золото: купите дешевую пластину металла, приближающуюся по цвету к золоту, или возьмите пленку золотого цвета. Тонкие «золотые» пластины или пленки прикрепляют специальным клеем. Следует разделить лист на маленькие кусочки, и вставьте их в роспись по стеклу либо прикрепите на поверхность сосуда, предназначенного под роспись.
Самоклеящаяся свинцовая лента. Она обычно бывает черной, цвета платины, серебра или золота и имеет ширину в 3 мм, 6 мм и 9 мм. Ее можно приобрести плоскую либо объемную ленту. Плоской лентой оборачивают края и углы стеклянного сосуда, объемную же используют, чтобы создать иллюзию рельефа. Двусторонняя клеящая пленка. Эта удобная в использовании пленка может быть применена, когда нужно прикрепить отделочные детали к изделию или отшлифовать уже законченную работу. Сняв защитную оболочку с пленки и приложив последнюю к поверхности стекла, затем, отогнув верхнюю часть и прикрепить либо свободно разбросать отделочный материал.
Расслаивающаяся бумага. Не покрывая этой бумагой сосуд, можно наметить на ней контурные линии рисунка и раскрасить его. Когда расцвеченный рисунок высохнет, нужно отслоить его. Он сам, без дополнительного применения клея, прикрепится на нужное место на поверхности стекла.
Шаблоны. Можно использовать шаблоны, еще не вырезанные по контуру. Взяв густые водяные краски, следует наносить их на шаблон. Шаблон поместить прямо на поверхность стекла или на самоклеящуюся пленку, предназначенную для росписи.
Разбавление. В зависимости от техники росписи, к которой обращаешься, требуется разбавить краски до необходимой консистенции. Водяная краска, выдавленная из флакона, бывает довольно плотной. Конечно, ее применяют и в таком виде, если работают с помощью губки или жесткой щетинной кисти. Но чтобы изменить консистенцию краски, нужно добавить к ней воды. Смешать их в равных количествах, и получится мягкую текучую краску.
Создание цвета. Можно получить необходимые цвета и оттенки, смешивая различные краски перед применением их в росписи по стеклу. Так, перламутрово-белый тон, добавленный к пурпурной основе, дает пурпурный тон с перламутровым сиянием. Чтобы добиться пастельных оттенков, смешивают белую с какой-либо другой краской. Если добавить к основной краске белый и перламутровый тона, то, высохнув, она станет матовой.
Смешивание на стекле. При росписи изделий из стекла можно также смешивать краски непосредственно на его поверхности. Этот часто используемый технический прием позволит добиться превосходных колористических эффектов в декорировании стекла.
Высветление. Можно частично высветлить колорит росписи, добавив на нужное место в еще не просохшие краски, основанные на растворителе, каплю более светлой краски, также основанной на растворителе. Для высветления водяной краски обычно используют, светлую краску, разбавленную водой, или просто воду, капнув немного в нужное место на еще не высохшую роспись. Простейшая операция. Данный прием особенно подходит в тех случаях, когда нужно покрыть широкую поверхность стекла размашистыми движениями кисти. Чтобы фактура живописи казалась более гладкой, следует использовать мягкую кисть: чем мягче кисть, тем более гладкой выглядит фактура. Чтобы красочные мазки производили впечатление единообразия и порядка, рекомендую накладывать их в одном направлении, например, сверху вниз, или же ориентировать скольжения кисти от расписываемой поверхности к себе. Выписывание деталей. Для росписи деталей композиции, то есть небольших участков стекла, используют мягкую остроконечную кисть. Флакон с краской держат поблизости от расписываемой поверхности, если краска будет капать с кисти, она, вероятнее всего, попадет на эту поверхность. Четко прочерчивайте краской углы контура. Просушивать роспись следует на мягкой плоской поверхности и в тепле, предохраняя ее от вредного воздействия влажной атмосферы.
Использование губки. Работая губкой, можно создавать различные красочные фактуры и достигать множественных эффектов. Обмакнув губку в краску, следует снять с нее лишнюю краску бумажным полотенцем или тряпкой, а затем водить ею по поверхности стекла. Можно накладывать один слой краски на другой, а можно раскрашивать с помощью губки шаблоны. Чтобы получить более разнообразные фактурные эффекты, используют дополнительно скомканную бумагу, ветхие тряпки, зубные щетки и даже старые пластиковые мешки.
Раскрашивание пальцем. Раскрашивание пальцем - один из самых простых способов наложения водяных красок. Такая техника позволяет быстро покрыть краской обширные пространства и создать впечатление витражного стекла.
3.2 Технология изготовления витража
Любая работа начинается с эскиза, и поэтому нужно разработать несколько вариантов, из которых выбрать наиболее соответствующий замыслу и пожеланию. После этого задуманный рисунок перенести на бумагу в натуральную величину. (Приложение№6, рис. 28, 29)
Подбор стекла. Подбор стекла сравним тому, как живописец выбирает палитру, смешивая разные краски. Естественно, в этом деле есть свои особенности: стекло должно быть достаточно качественным, без трещин и других недостатков. В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом - глухие стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект.
Техническая часть. Теперь нужно определить технику росписи. Для нанесения на стекло рисунка используют уже готовые краски и контуры. С помощью красок для росписи по стеклу стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко - температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 50 мл с завинчивающейся крышкой. Перед тем, как начинать наносить рисунок на стекло, нужно обезжирить и почистить поверхность.
Далее нужно тонкими основными линиями нанести изображение. После окончания даем время высохнуть, около 2 часов. За тем нанести краски на стекло, берем флакончики с теми цветами, которые нам понадобятся и постепенно, наносим их на стекло, делая не большие переходы с помощью кисти одного цвета в другой. Таким образом, мы заполняется все пространство на стекле, аккуратно, стараясь не заляпать краской контур. Даем немного времени подсохнуть. Для того чтобы выделить какую-нибудь часть рисунка на панно, можно повторно нанести контур, жирной линией. Это придаст объем и натуральность изображению.
Выводы.
Богатое прошлое витражного искусства имеет безграничные перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.
Экспериментальная работа по освоению техники витража, позволила мне разработать самостоятельно план занятий ( Приложение№10, Таблица 1), которые помогли придти к выводам:
- каждый желающий человек может освоить искусство витража.
- витраж, будь то картина или рисунок на посуде, хорошо вписывается в любой интерьер, радует глаз, а процесс изготовления доставляет массу удовольствия.
- современные направления развития этого искусства обозначены появлением новых форм и разновидностей.
- витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах, но и в современном интерьере.Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров.
- благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

Литература
1. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. Журнал Архитектура. 2006
2. Гигли Л . «Техника росписи по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2007
3. Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ» Москва.1986
4. Клисов И, статьи из журнала "Художественный совет" 2006.
5. Козлова С, Козловой E.Л. «Роспись стекла». Перевод с английского: Издательство КАРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2004, 206с.
6. Спирито М. «Витражное искусство»: издательство Альбом. 2008
7. Синеглазова М.О. «Роспись по стеклу» 2005
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. http://ostmetal.info/vitrazh-novye-arxitektory-sveta/



















Приложение №1

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 1 Рис. 2


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 3 Рис. 4


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 5 Рис. 6(а)



Приложение№2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис 6 (б) Рис. 7









13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 8 Рис. 9














Приложение№3

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 10 Рис. 11













13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 12 Рис. 13















Приложение№4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Рис. 14 Рис. 15








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис.16 Рис.17









13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис 18 Рис.19
Приложение №5


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 20 Рис. 21







13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Рис. 22 Рис. 23












Приложение№6



Рис. 24 Рис. 25



Рис. 26 Рис. 27


Рис 28 Рис.29

Приложение №7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]













Приложение№8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 30 Рис. 31

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 32 Рис.33


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.34

Приложение№9
Витражи
Фирма изготовитель « Артего».







Приложение №10
Таблица 1


Название темы
Организация работы
Инструменты и материалы

1
Вводное занятие
Художественный витраж. Исторические особенности. Виды. Инструменты и материалы. Наглядные изображения.



2
Техники витража
Знакомство. Художественный витраж. Исторические особенности. Виды. Инструменты и материалы. Наглядные изображения.



3
Роспись стекла.
Экспериментальная работа по освоению росписи по стеклу.
краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья и др.

4
Роспись выпуклой и вогнутой поверхности
Роспись ваз, посуды. Технология, особенности. Приемы и методы. Трудности и выход из них.

Краски по стеклу, контуры по стеклу, стеклянная кружка или вазочка.

5
Декорирование стекла. Резка стекла. Окантовка.
Рамка, для фото выполненная из кусочков цветного стекла.
Стекло (цветное), резак по стеклу, молоточек, медная пластинка, медный кант, клей.


6
Техника
Знакомство с техникой. Разбавление красок. Создание цвета. Смешивание на стекле.
Использование губки. Выписывание деталей. Раскрашивание пальцем. Контур и декорирование.



7
Оформление
Изготовление мини картины на любую тему, оформление одноразовых пластмассовых стаканчиков, создание декоративной пленки,
оформление пластиковых коробочек для хранения сухих продуктов


Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья, пластиковые стаканы, пластиковые коробки, пленка прозрачная.


8
Варианты оформления изделий (панно, посуда, вазы) элементами художественной росписи.

Эскиз. Проработка идеи.
Оформление вазы, посуды, художественной росписью в технике выбранной учеником.

Ваза или посуда. Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки.

9
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Просмотр результатов. Выставка работ.






















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








Моя работа


















Приложение№11. Таблица 2


Опус Тесселатум
Кусочки укладываются в ровные прямые линии на манер кирпичей


Опус Регулатум
Вертикальные и горизонтальные линии в регулярной последовательности


Опус Вермикулатум
Свободно падающие линии смальты изгибаются на поверхности


Опус Мусивум
Та же техника, что и с Вермикулатум, только примененная и для фона, и для основного рисунка


Опус Палладианум
Неодинаковая кладка рисунка в беспорядочном сочетании















































































13PAGE 15


13PAGE 143715




Пример пескоструйного витража с декоративной подсветкойПример декоративной вставки с пескоструйным рисунком в нишу  D  ;_ЅПример витража в технологии ТиффаниПример полноцветной фотопечати на стеклеПример полноцветной фотопечати на стекле@ј