Выступление на тему Дистанционное обучение — одно из условий достижения доступного современного образования для школьников


Дистанционное обучение – одно из условий достижения доступного современного образования для школьников.
Актуальность  электронного обучения в современной школе  обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы  во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет. Изменения, вызванные стремительным развитием  информационно-коммуникационных  технологий, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера обучения не является исключением.
В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Стратегия развития образования XXI века ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой их подготовки в стенах школы сегодня является новая инфокоммуникационная парадигма обучения как закономерный объективный процесс. Механизмом перехода на новую парадигму обучения является электронное обучение.  Технологизация учебного процесса на основе интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий становится необходимым условием массового качественного образования.
Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных – таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.
Мы рассматриваем электронное обучение как самостоятельный вид обучения, основанный на интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий, сущность которого составляет интерактивное дистанционное взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды.
Можно отметить основные преимущества дистанционного образования:
возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе (нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины);
возможность обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.п.);
общение через сеть Интернет и посредством электронной почты, форумов, чатов;
концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней;
использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними;
равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Материализованной основой электронного обучения являются цифровые образовательные ресурсы и прикладные программные продукты, которые могут разрабатываться, распространяться и использоваться с помощью различных технологий: кейсовых (СD, DVD), сетевых (Интернет - и Интранет - ресурсы, LMS и т.д.)
Одной из наиболее известных и распространенных систем управления дистанционным обучением является LMS Moodle (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда). Moodle это успешно действующий и непрерывно развивающийся проект с 1999г. Это бесплатное веб-приложение, предоставляющее возможность преподавателям создавать эффективные сайты для онлайн-обучения. В настоящее время, на базе системы Moodle организовано дистанционное обучение во многих крупнейших университетах мира из 193 стран. Программа переведена на более чем 75 языков, в том числе на русский и казахский языки. В Интернете имеется более 250 русскоязычных сайтов образовательных учреждений, работающих на программном обеспечении Moodle.
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Создавать итоговый контролирующий тест после каждого модуля. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии.Таким образом, обеспечивается интерактивное взаимодействие между участниками учебного процесса.
Перед преподавателем открывается возможность не только организовать эффективную обратную связь с учениками и оперативно оценить их знания, но и гибко менять структуру лекционных материалов и практических занятий в соответствии с меняющимися задачами.
Благодаря использованию LMS Moodle нами был создан сайт дистанционного обучения учащихся ресурсного центра.
Доступ к сайту разбит на 3 категории: Администратор, Преподаватель и Ученик.
Администратор управляет полностью сайтом. Основные настройки сайта определяются в процессе установки, но в дальнейшем внешний вид сайта и версия программы могут быть изменены. Также с помощью дополнительных модулей и плагинов можно легко расширить возможности сайта.
Преподаватель имеет полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение. Каждый курс может включать большой набор различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM объекты. После выполнения учениками заданий оценивает и коментирует результаты.
Ученику доступны курсы для изучения и выполнения заданий. А текже все возможные средства общения чат, форум, обмен личными сообщениями.
Внешний вид и работа с курсом
После авторизации в системе пользователю доступны курсы на которые он записан.
Внешний вид курса можно разбить на две части: блоки и основное содержание курса.
Блоки – это отдельные функциональные элементы системы, дающие возможность активной работы с курсом и преподавателям и ученикам. Используя набор блоков, каждый преподаватель может организовать пространство курса по своему вкусу. Поэтому количество и порядок блоков в каждом курсе может быть разным. Блоки могут располагаться справа и/или слева.
Основное содержание курса разбито на разделы (темы). Раздел курса представляет собой фрагмент учебного курса, имеющий название и состоящий из ресурсов и элементов курса. Курс состоит из нулевого раздела и из тематических разделов.

-44272-269443

Рисунок 1. Внешний вид курса
Для оценивания знаний учащихся преподавателю доступны следующие варианты: Ответ в виде текста, Ответ в виде файла или нескольких файлов и тестирование.


Рисунок 2. Варианты возможных заданий
После выполнения заданий преподаватель оценивает ученика и дает комментарии к выполненному заданию, а в случае выполнения теста система автоматически выводит оценку выполнения задания.

Рисунок 3. Результат выполнения теста.
Ученик может посмотреть ведомость оценок, как по отдельному предмету, так и по всем предметам сразу.
26464811717420-1832612239670
Рисунок 4. Ведомость оценок ученика.
Предлагаемые средства общения
Для организации общения ученика с преподавателем предусмотрен обмен личными сообщениями и чат. Также есть возможность обсудить интересующие вопросы в группе используя форумы.
5814081292715797022027250